Лучезар воин. Глава 15

Татьяна Бегоулова
Лучезар воин. Глава 15.

Забава открыла глаза и не сразу поняла где находится. Сначала ей подумалось, что она в шатре у наемников. Но оглядевшись поняла, что ошибается.  Запахи, звуки, доносившиеся  сквозь полог шатра – всё было иное. Откинув теплое покрывало из овечьей шерсти, девица поднялась с ложа. Оглядев себя, Забава пришла в недоумение - её одежда исчезла, а вместо нее было теплое длинное шерстяное  платье серого цвета. Она провела рукой по платью - мягкое на ощупь, приятное. На ногах новые ноговицы взамен её старых. Вот диво!
Забава огляделась. В шатре царил приятный для глаз полумрак. От небольшого очага в центре шатра шло тепло. Кроме лежанки на которой спала Забава и небольшого количества подушек раскиданных по всему шатру - больше ничего и не было.  Забава поискала взглядом привычные для любой женщины предметы домашней утвари- горшки, чугунки, плошки… Ничего даже отдаленно напоминающего она не увидела. Пожав плечами, девица подошла к пологу и откинула его. От увиденного, Забава удивленно раскрыла рот.
Всюду, куда не посмотри, стояли разноцветные шатры. Одни были совсем маленькие, некоторые размером с большую избу. А народу… у них в селе и на праздники столько не соберётся. И одеты все так чудно. На головах у мужчин были одеты какие-то тюрбаны. Женщины голову покрывали капюшоном платья.  Многие жители кутались в теплые на меху черные плащи и лишь немногие носили овечьи тулупы.
-Куда ж меня занесло то, батюшки…- Забава попыталась припомнить, что же с ней произошло. Она помнила, как решила убежать в метель от Турдая, помнила, как заблудилась в кромешной тьме - разве такое забудешь. Рог Лучезара! Забава кинулась к лежанке, перерыла одеяло, подушки- рога нет. Неужели потеряла? Она прекрасно помнила, что до последнего сжимала рог окоченевшими пальцами, даже когда неведомые рысаки понесли её по небу. Но куда же они её принесли?  Забава напрягла память. Но в голове возникали лишь какие то нечеткие образы людей с факелами, чьи то сильные руки подхватили её тело и всё… То ли сон это то ли явь.
Тут Забава увидела, что к шатру, у которого она стояла, спешит девушка.  Рыжие кудри выбились из под капюшона, на щеках играет румянец.  Фигурка у молодой волшебницы была такая ладненькая, что Забава завистливо вздохнула. В руках у девушки был большой кувшин и миска, накрытая расшитым полотенцем. Волшебница, увидев Забаву у откинутого полога, приветливо улыбнулась.
Забава посторонилась, пропуская рыжеволосую незнакомку, и затем опустила полог. А волшебница, между тем, поставила у очага кувшин с молоком и миску. Скинув черный плащ, она повернулась к Забаве:
-Проснулась уже? Сейчас перекусим, ты наверняка голодная. Меня зовут Литта. А тебя?
-Забава…- у Литты оказался очень мелодичный голос. И разговаривала она чудно – тянула гласные, словно петь собирается.
Литта присела у очага и легонько взмахнула левой рукой - в ту же секунду рядом с девушкой появился высокий деревянный ящик, похожий на сундук. Забава только рот и открыла от удивления. Волшебница откинула крышку ящика – внутри стояла разнокалиберная глиняная посуда.  Достав из ящика два маленьких, словно игрушечных горшочка, Литта налила в них молока из кувшина. Щелкнула пальцами и горшочки, поднявшись в воздух, зависли над очагом. Когда молоко в них закипело, горшочки сами опустились у ног Литты. По всему шатру разлился горько- сладкий аромат дикого мёда - Литта достала из ящика очередную посуду с этим лакомством. Положив в каждый горшочек большую ложку мёда, рыжеволосая волшебница протянула Забаве один горшочек.
Ничего вкуснее Забаве не приходилось пробовать. То ли действительно это было так вкусно, то ли голод сказался, однако Забава довольно быстро опустошила свой горшочек. Литта откинула полотенце, укрывавшее миску, и Забава увидела лепешки. А волшебница, как гостеприимная хозяйка, приготовив для гостьи еще одну порцию молока с мёдом, предложила ей попробовать и лепешки.
Когда голод был утолен, Забава, наконец, решилась задать вопрос Литте:
-А где я нахожусь? Что это за место? И кто эти люди, живущие в шатрах?
Литта удивленно взглянула на девицу:
-Ты в Бескрайних Холмах.
-Так это вы те волшебницы, что ткут чудесные платки?
Литта улыбнувшись, кивнула.
-Литта, а где моя одежда? Чье платье на мне?
- Я переодела тебя в свое платье, чтобы ты не замерзла. Твой наряд не годится для такой студеной поры. Оставила только вот – Литта кивнула в сторону полога и Забава увидела, что над пологом висит её козлиная шубка, а на полу стоят валенки.
-Литта, а среди моих вещей, не видела ли ты серебряный рог? Я не могу его найти…
Литта посерьезнев, ответила:
-Серебряный рог забрала Великая Яхха. И мне велено отвести тебя к ней, как только ты проснешься. Собирайся.
Забаве стало не по себе. Ей так понравилась Литта - добрая, приветливая, но и она изменилась в лице, услышав про рог. А что же ей скажет Великая Яхха? Накинув свою шубейку и сунув ноги в валенки, Забава замешкалась - чем покрыть голову? Платок видимо затерялся во время её бегства. Литта, заметив растерянность девицы, накинула ей на голову капюшон платья.
Если бы Литта не взяла Забаву за руку, девица непременно отстала бы. Вокруг все было такое незнакомое, интересное, что Забава только и делала что крутила головой во все стороны.  Девица дивилась - надо же, здесь два года жил её братец Лучезар. И эти люди- волшебники!
Наконец Литта остановилась. Забава прямо перед собой увидела темно синий шатер. Размерами он превосходил остальные. Литта зашла в шатер, но через пару мгновений вынырнула и, схватив Забаву, завела её внутрь.
У очага сидели три женщины.  В середине сидела седовласая волшебница. Забава догадалась, что это Великая Яхха. Язык не поворачивался назвать её бабушкой Лучезара. Какая же она бабушка? Прямая спина, величественный взгляд. Несмотря на возраст черные очи не утратили блеска и ясности. Былая красота угадывалась и под морщинами.
На Великой Яххе Забава увидела все тот же тюрбан - только у старой волшебницы он был украшен самоцветными камнями. То же серое шерстяное платье – только узоры невиданной красоты были вышиты по краю рукава и подолу.
Повинуясь какому-то внутреннему инстинкту, Забава поклонилась великой волшебнице в пояс. Глаза старухи подобрели, и на суровом лице промелькнула чуть заметная улыбка.
По правую руку седовласой волшебницы сидела женщина, по возрасту годившаяся Забаве в матери. Её голову тоже украшал тюрбан, только на нем был один самоцветный камень - кроваво красный рубин. Лицом эта женщина очень походила на Великую Яхху - те же черные глаза, тот же изгиб бровей. Черные волосы красивыми волнами укрывали плечи этой волшебницы. Одета она была словно мужчина - кожаные штаны, а вместо рубахи - туника вышитая теми же узорами, что и платье старой волшебницы. У ног этой воинственного вида незнакомки лежал черный плащ на меху. Забава, отдавая дань уважения, отвесила и ей поясной поклон.
С другой стороны от Великой Яххи сидела совсем молоденькая девушка, немногим старше Забавы. Из под тюрбана ,без каких-либо украшений, выглядывали светлые локоны. Серые глаза просто искрились любопытством. Молодая волшебница с таким интересом разглядывала Забаву, словно перед ней находилась неведомая зверушка, а не обычная девушка. Одета она была тоже как мужчина, что очень удивило Забаву. В отличие от своих старших соплеменниц, эта волшебница вызвала у Забавы неприязнь.  Да и по возрасту не так уж они и разнились, чтобы кланяться ей. Поэтому и приветствовала Забава молодую волшебницу кивком головы.
-Как тебя зовут?- нарушила молчание Великая Яхха.
-Забава…
Лайда пробормотала:
-Кажется, я где-то уже слышала это странное имя…
-Откуда у тебя серебряный рог?- продолжила седовласая волшебница.
-Это рог моего брата Лучезара...- виновато пролепетала Забава.
-Твоего брата? Так ты сестра Лучезара?- удивилась вторая по старшинству волшебница.
Забава кивнула.
-Ну, тогда это все объясняет,- со вздохом облегчения продолжила волшебница с рубином.
-А меня зовут Мийна. Я тетка Лучезара.
-Расскажи, как рог Лучезара оказался у тебя?- старая волшебница, кажется, не разделила радость Мийны.
-Лучезар оставил рог Светозару - это мой второй брат. Чтобы, если нападут на село разбойники, мы могли позвать вас на помощь. А Светозар не успел дунуть в рог - его разбойник оглушил.  Тогда в рог протрубила я. А потом меня похитил наемник Турдай. Он сказал, что я его добыча и поеду с ним. Я просила его отпустить меня, но он словно чурбан бесчувственный!- Забава перевела дыхание и затараторила дальше:
-А потом я решила убежать от наемников. Ночью была метель, но у меня не была выбора. Иначе на следующий день мы бы вышли к морю и там сели на корабль Турдая.  Я и побежала в метель в холмы. А дорогу и не видно совсем. И я заплутала. А потом вспомнила про рог. Хотела дважды дунуть, чтобы меня кто-нибудь спас от погони. А дунула только один раз - потому что больно студено. Появились лошадки белые, запряженные в повозку. Ну а мне деваться то некуда - уже погоня близко. Ну я и села в повозку. А лошадки вдруг в небо взлетели - ну и натерпелась я страху! А потом всё…не помню…- Забава виновато шмыгнула носом.
Мийна повернулась к Яххе:
-Раз Лучезар сам отдал свой рог своим родным, то Забава имела полное право воспользоваться им.
Великая Яхха согласно кивнула. Но вот Лайда запротестовала:
-Если так и дальше пойдет, то любой, кому не лень, будет трубить в рог! Мы должны жить уединенно и не вмешиваться в жизнь людей за холмами! Что там у них творится - разбойники ли, потоп - нас это не касается! Нужно оставить рог в холмах! Лучезар слишком безответственно относится к нашей помощи!  Рог ему дан на случай опасности для его жизни. Он не должен был отдавать рог людям чужого племени!
Яхха суровым взглядом посмотрела на Лайду:
-Эти люди не чужие. Они вырастили Лучезара как родного! И наш народ, оказывая им помощь, отдает долг. Раз Лучезар отдал им рог, значит, надеялся, что мы поможем дорогим его сердцу людям. Нельзя слепо следовать закону Лайда! Нужно слушать свое сердце. Когда же ты поймешь это?
Затем, седовласая Яхха протянула Забаве серебряный рог:
-Вернешь его Лучезару, когда он вернется в село. А сейчас Лайда отвезет тебя домой.
Лайда недовольно фыркнула, но протестовать не осмелилась. Забава тоже не жаждала общества этой задаваки, уж лучше бы её отвезла домой Литта.
Черный как ночь жеребец нетерпеливо бил копытом. Лайда усевшись в седло, помогла Забаве сесть позади:
-Держись крепче!
Забава обхватила Лайду за талию и прижалась всем телом к волшебнице. Тотчас жеребец ударив копытами оземь,  поднялся в небеса. Забава зажмурилась. Глаза девица осмелилась открыть лишь, когда волшебница поторопила:
-Мы на месте.
Лайда привезла девицу к самому селу. Забава слезла с жеребца и, повернувшись к волшебнице, сказала:
-Я не хотела причинить вашему народу лишнее беспокойство. Но если бы не рог - меня бы сейчас не было в живых. Но если вы думаете, что рог должен возвратиться в холмы, то возьмите…- девушка протянула рог Лайде.
Волшебница с минуту колебалась, глядя на рог, но потом покачала головой:
-Нет. Рог принадлежит Лучезару, и он надеялся на нашу помощь. Так сказала Великая Яхха и я не могу идти против воли великой.
Волшебница ударив шпорами, скрылась в небесах.

В дорогу царь Есислав отправился вместе со своими верными друзьями Лучезаром и Ярышем. Как ни просила Грёза взять Есислава её верных воинов, все зря.  Взяли лишь мальчишку- проводника, чтобы указал дорогу в горную страну. Сначала ехали по уже знакомой дороге- до заброшенной каменоломни. А там повернули на Карынь. Уже затемно остановились на постоялом дворе.  Хозяин двора Журяга- толстый и грузный мужик с подозрением оглядел новых постояльцев. И даже проворчал себе под нос:
-Ходят тут всякие на ночь глядя…- но сам послал сына принять лошадей у постояльцев.
С мороза было приятно оказаться в тепле, да еще и аппетитные запахи напомнили о том, что пора бы подкрепиться.
-Хозяин, накорми гостей с дороги,- весело крикнул Лучезар. Но, увидев хмурое лицо Журяги понял, не очень им тут и рады. И когда хозяин поставил на стол перед гостями большое блюдо с жареным мясом, да кружки с горячим сбитнем, Лучезар без обиняков спросил:
-Вижу не рад ты постояльцам? Чем же мы не угодили тебе?
-А чего мне вам радоваться? Время такое пришло - всех опасаться. Вона на днях на Гороховку напали. Откуда я знаю - может, и вы меня ночью порешите да и ограбите…
-Мы не разбойники, а честные люди!- горячо крикнул Есислав.
-Ты хозяин, лучше нам про Гороховку расскажи, чего там стряслось,- вмешался Ярыш.
Журяга вздохнул, присел за стол и начал рассказ:
-Да чего рассказывать? Налетели хвостатые рано утром, когда еще село не проснулось…
-Хвостатые?- удивился Ярыш.
-Ну да, ты что ни разу их не видал что ли? Мужики у них длинные волосы носят, да в хвост собирают. У них самое сильное оскорбление мужику - это его хвост отрезать. Налетели на Гороховку, да и начали разбой творить, а потом и полон увели с собой…
-Да зачем же им столько народа? Что, выкуп за них просить будут?
-Какой выкуп с деревенских парней да девок? В рабство продадут…
-Как в рабство?- побледнел Есислав.
-А так. У них и своих то не жалеют - чуть что не так - хвост отрезали и в рабство. А тут чужие…
-И кто же у них людей покупает?
-Да леший их знает! Горная страна большая, кто там у них в соседях ходит, про то я не знаю. Как раньше то при царе Дедомиле жили мы покойно - тишь да благодать. Мы с хвостатыми не враждовали, наоборот, они с нами торговлю вели. У них ведь там что - земля для пропитания не пригодна. Вот и покупали у нас и зерно, и всякие разносолы. Бабы то у нас умельцы по этому делу. А они нам шкуры горных козлов продавали. Хорошо мы жили. И что этому Таргитаю, морда его козлиная, не сиделось у себя в горах? Ну а вы, куда путь держите?
-Да мы как раз к Таргитаю и идем, полон выручать из неволи,- гордо сообщил Есислав.
Журяга недоверчиво поцокал языком:
-Шли бы вы молодцы домой по добру по здорову! Таргитай шутить не любит. Чтобы его одолеть войско надо несметное собрать, а вы втроем к нему идете…

Путь продолжили утром. Еще издали с пригорка показалась Гороховка. Село и впрямь большое, избы ладные да крепкие. Не бедствовали селяне.  Да то раньше было, а что сейчас станется?
Едут богатыри по селу, по сторонам смотрят. Где-то избу сожгли «хвостатые», где-то заборы порушили. И из каждой избы плач доносится - тяжело без детушек родителям. Горько стало на сердце Лучезару от увиденного, да и остальным не легче. Привел мальчишка-проводник богатырей к реке и, показав на большой и крепкий дубовый мост, сказал:
-Дальше не пойду. На той стороне уже земля Таргитая начинается.
-Да, а как же нам далее идти?
-Да там дорога хорошая, не заплутаете. Сначала по лесу, а потом уж и каменная пустыня начинается. Ежели поспешать будете, завтра к полудню и придете.
Распрощались с мальчишкой, одарили звонкой монетой, да пошли дальше.  Дорога и впрямь была наезженная, да укатанная. По такой и ночью не заплутаешь. К вечеру лес начал редеть, а потом и вовсе пустошь открылась. Ни деревца, ни кустика - одни каменные глыбы из земли торчат. Тут и решили переночевать - набрали у кромки леса сухого хвороста, костер развели.
-И как они здесь живут? Неужто прямо среди камней?
-Говорят, норы в земле роют и как звери живут…
-Да вранье! Может из камней дома складывают? Вон их везде сколько…

Идти по каменной пустыне было тяжело. Ноги постоянно спотыкались о камни разных размеров, которые будто вылезали из земли.  Да еще и ветер студеный дул прямо в лицо. И куда ни глянь - одни валуны лежат.  К полудню путники подошли к огромной пропасти, перейти которую можно было лишь по мосту. А вот моста как раз и не было. Да уж, мальчишка- проводник был прав - они пришли. А дальше как?
Мост все же обнаружился - правда, на другой стороне пропасти.  На другой стороне и в помине не было каменной пустыни – там возвышались горные хребты. К одной скале и был подвешен огромный мост, который держали тяжелые черные цепи. У моста путники увидели и двоих мужчин, в обязанности которых входило опускать и поднимать мост по надобности. Одежда этих мужчин была полностью сшита из козлиных шкур - от обуви до шапки.
Лучезар громко свистнул, привлекая внимание стражников у моста. Стражники переглянулись, затем один из них подошел к канату, который был натянут между пропастью и, показывая на канат, крикнул:
-Подарок! Подарок!
Пришла очередь переглядываться друзьям богатырям.
-Эй, опустите нам мост!- крикнул Ярыш.
Но стражник, снова указав на канат, крикнул:
-Подарок!
Царь Есислав посмотрел на канат. С этой стороны пропасти на канате висела корзина. К корзине приделаны две веревки - одна была привязана к канату с этой стороны, вторая веревка уходила к другой стороне обрыва.
-Видимо, они просят что-то им подарить, и только тогда они опустят мост,- растеряно сказал Есислав.
-Да чего ж им дарить, коли при нас и нет ничего?
Есислав порылся в своей сумке и достал одну из красиво расшитых рубах. Положил рубаху в корзину. Тот час, один из стражников схватил веревку и потянул корзину на свою сторону пропасти. Когда корзина наконец добралась до стражника, рубаху придирчиво рассмотрели. Но подарок то был один, а стражников двое! Потому второй стражник кивнул на корзину и снова повторил:
-Подарок!
Пришлось Есиславу тащить за веревку корзину на свою сторону пропасти. Ярыш снял с себя кожаный пояс и положил в корзину, а Лучезар достал из котомки каравай хлеба. Корзина тотчас снова перекочевала к стражникам. На этот раз подарком остались довольны. При этом больше всего порадовал именно каравай. Лучезар почесав затылок, пробормотал:
-Что же у них там за дела творятся, раз хлебу радуются больше чем богато расшитой рубахе?

Продолжение:http://www.proza.ru/2012/02/24/1337
Фото из интернета