Кто посмотрит с улыбкой в лицо бедняку?

Климович Мария
 Бедность-- явление древнее, интернациональное и трудноискоренимое. Бедность-- это стрела, поражающая как порочных, так и весьма достойных людей. Талантливая дагестанская поэтесса Щаза, порвав с деспотичной семьей, скиталась с ребенком по аулам, зарабатывая на жизнь пением. Роберт Бернс, гордость шотландского народа, писал, томимый недугом:"Если не умру от болезни, то умру от голода".
 Фраза, вынесенная в заголовок, взята из стихотворения Кемине "Нищета". Дореволюционный туркменский поэт отлично знал, что такое крайняя нужда:
   У меня сто болезней и тысяча бед.
   Тяжелей всех на свете забот-- нищета.
   Скорбь искала меня и напала на след--
   Без конца караваном идет нищета!
   Льется золото в тесном кругу бытия--
   Затвердела от голода печень моя.
   Держит, душит и гложет меня, как змея,
   Умножает долги, что ни год, нищета!
 Несладко жилось и Ивану Захаровичу Сурикову, автору хрестоматийного детства ("Вот моя деревня..."). Изнурительный физический труд подрывал здоровье, а душа страдала от сознания несправедливости общественного устройства:
   "У тебя ума палата,--
   Говорили люди мне.--
   Одарен судьбой богато,
   В жизни счастлив ты вполне."
   Отчего ж с палатой этой,
   С этой умственной казной,
   Я хожу почти раздетый,
   Без пристанища порой?
 И в нынешнее время дарования и добродетели не застраховывают от материальных лишений. В нашем-- новокапиталистическом-- обществе социальное расслоение с каждым годом становится все более заметным. Сегодня мы поговорим о самой обездоленной социальной группе-- о "людях с сумой на плечах". И в первую очередь-- о собирающих подаяние на территории гомельского парка имени Луначарского, недалеко от Петро- Павловского собора. По большим церковным праздникам их численность может достигать нескольких десятков человек. Продолжительность "стояния с протянутой рукой" зависит от погодных условий и от некоторых других обстоятельств, о которых будет сказано ниже.
 Значительную часть этой социальной группы составляют молодые цыганки с малолетними  детьми. С одной из них-- многодетной мамой-- мне посчастливилось подружиться. Маша тяготится своим занятием, но оставить его пока не может. Из- за непорядочности мужа и черствости его родственников она и дети оказались в стесненном материальном положении. Ситуация разрешимая, но требуется время. А есть нужно каждый день.
 "Почему же эта женщина не трудоустроилась, прежде чем стала родительницей?"-- может поинтересоваться респектабельный читатель. Позвольте встречный вопрос: а много ли вы знаете нанимателей, охотно принимающих цыган на работу? Да и не только в начальстве дело. Одна моя знакомая с возмущением рассказывала, как ее коллеги буквально не давали житья цыганской девушке, често трудившейся в их коллективе, как они насмехались над ней и на каждом шагу подчеркивали, что она здесь чужая.
 Да, цыганский народ, носитель красивого языка и создатель превосходной музыкальной культуры, все еще притча во языцех в обывательской среде. А это жестоко по отношению к отсталой его части и обидно для высокосознательных граждан цыганской национальности.
 Хорошо сказал Р.Тагор-- сын многострадальной загадочной страны, являющейся исторической родиной цыган:
   Только тот, чьи глаза могут розы увидеть весной,--
   Пусть заметит шипы только тот, не другой, не иной!
 Изучите драматическую историю рома, познакомьтесь с их поэзией, полюбите пленительную цыганскую песню, пообщайтесь в неофициальной обстановке с представителями этого народа и только уж потом пытайтесь донести до цыганской бедноты свою правду. Можно ли поспособствовать интеллектуально- нравственному росту ближнего, не имея к нему ни симпатии, ни уважения?
 Другая категория просителей милостыни-- это разновозрастные пленники и пленницы зеленого змия. Многочисленные нарекания в их адрес, в основном, справедливы, но не станем забывать, что эти люди не родились служителями Бахуса. Уверена, что у многих из них были в свое время и хорошие оценки в школе, и успехи в работе, и светлые мечты. Почему же надломились их души? Что толкнуло их в бездну?
 Замечательный русский поэт позапрошлого столетия Аполлон Григорьев, не соблюдавший (увы!) меру в употреблении спиртного, жаловался на лихую долю, которая
   По рукам и по ногам
   Спутала связала,
   По бессонныим ночам
   Сердце иссосала.
 Безответная любовь оказалась невыносимым бременем для певца "подруги семиструнной", и время от времени виделся ему один- единственный выход из тяжелого психологического состояния:
   Эхма, ты завей
   Веревочкой горе!
   Загуляй да запей,
   Топи тоску в море!
 К сожалению, этот старинный пагубный обычай и сейчас очень распространен, а равнодушие и жестокость окружающих ускоряют нравственную гибель страдальца, пристрастившегося к горячительным напиткам.
 Следует также учитывать, что алкоголизм-- это серьезное заболевание, для излечения которого необходима, в частности, сила воли. Человек, не обладающий этим драгоценным качеством, несчастен даже в том случае, если ведет совершенно трезвый образ жизни. А любители хмельного зелья вдвойне заслуживают сочувствия. И если богомольцы по пути в храм угостят их кусочком булки (благо, в каждом магазине есть нарезные батоны) или, скажем, карамелькой-- в этом нет ничего плохого. (Многие священнослужители не советуют давать таковым просителям деньги, дабы не усугублять грех пьянства.)
 Разумеется, не все просители милостыни относятся к вышеописанным категориям. Так, автору этих строк довелось пообщаться с молодой женщиной, вместе с двумя дошкольниками собиравшей подаяние в подземном переходе. Оказалось, это украинская семья, приехавшая в Гомель ради наследства и оставшаяся, грубо говоря, с носом, благодаря хлопотам изворотливых конкурентов. Перед отъездом молодая мать решила собрать деньги на дорогостоящее лечение младшего ребенка.
 За достоверность этой истории я, конечно же, поручиться не могу. Лгуны, притворщики и аферисты есть во всех слоях общества-- почему не должно быть таковых и среди сборщиков подаяния? Но глубоко верующий человек, делясь с ближним своими средствами, выполняет евангельскую заповедь, а суд оставляет всеведущему Богу. Да и просто жаль бедолагу, стоящего на семи ветрах и бьющего челом прохожим. Даже если его рассказы о собственных болезнях и злоключениях родственников суть сплошной вымысел-- все равно жаль.
 Необходимо коснуться также юридической стороны вопроса. В прошлом году я неоднократно становилась свидетельницей того, как милиция выгоняла из парка просителей милостыни, не ссылаясь при этом на законодательные нормы. На мое обращение по этому поводу должностные лица отдела внутренних дел администрации Центрального района г.Гомеля ответили письмом, дающим беспощадную характеристику сборщикам подаяния:"...преимущественное количество указанной категории лиц ведут асоциальный образ жизни, а полученные средства тратятся ими на приобретение алкогольной продукции. Внешний вид и поведение таких лиц вызывает у граждан негативную реакцию, т. к. не соответствует общепринятым нормам и зачастую содержит в себе элементы административных правонарушений." В письме говорилось также о недопустимости нахождения в общественных местах в нетрезвом виде и о том, что назойливое приставание является, согласно административному кодексу, мелким хулиганством.
 Противоправные действия, разумеется, надо пресекать, но почему стражи правопорядка мешают собирать подаяние трезвым людям, спокойно стоящим на месте в ожидании милостыни?
Разве есть в Беларуси закон, запрещающий добывать таким образом средства к существованию? С этими вопросами я обратилась в прокуратуру Центрального района и получила разъяснение:"...законодательством Республики Беларусь не предусмотрена ответственность за прошение милостыни, если при этом не нарушается общественный порядок."
 Стало быть, трезвый человек имеет право собирать подаяние, лишь бы только он не преграждал дорогу прохожим, не хватал их за руки и т.п. А у каждого гражданина есть право дать или не дать милостыню. Так что правохранительные органы, препятствующие сбору подаяния, ущемляют не только просителей, но и потенциальных дарителей милостыни.
 Простые белорусские труженники, в большинстве своем, не могут позволить себе быть щедрыми по отношению к каждому, кто обратится за помощью. Но ничто не мешает нам придерживаться правила:не дари ты бедных золотом, да не бей речьми, как молотом. К снисходительности призывает нас и классик русской литературы Иван Саввич Никитин. Измученный тяжелой физической работой и хворями, он нашел в себе силы не судить строго тех, кто впал в нищету из- за собственного разгильдяйства:
   Надевает ли сумку неволя,
   Неохота ли взяться за труд--
   Тяжела и горька твоя доля,
   Бесприютный, оборванный люд!
   Не откажут тебе в подаянье,
   Не умрешь ты без крова зимой.
   Жаль разумное Божье созданье--
   Человека в грязи и сумой!
 Семья моих приятелей в свое время протянула руку помощи одному и таких сбившихся с пути разумных Божьих созданий, и бродяга снова стал добросовестным работником и сознательным квартиросъемщиком. Как знать, уважаемый читатель, может быть, и наше с вами сострадание и участие когда- нибудь сотворят подобное чудо.