Часть 3. Прелюдия. Лунная соната

Светлана Ивановна Обрезкова
Фото из Интернета.

Лунная соната
Памяти мамы и отца

Тихий спокойный вечер. День близился к концу,  а солнце медленно уходило за горизонт, оставляя после себя длинные замысловатые тени, отбрасываемые деревьями и невысокими кустарниками. Даже цветы в палисаднике начинали  укладываться спать, опуская свои тяжелые головки и сворачивая розовые  лепестки. Форточка открыта, и легкий ветерок ласково играл с гардиной, робко шевеля ее красивые узоры….

Я долго стояла около окна и наблюдала за этими удивительными превращениями. Потом слышала, как в комнату кто-то входит. Оборачивалась и летела к отцу, который направлялся к пианино и садился на круглый вращающийся  стульчик, цвета черной ночи. Он стоял около пианино на трех красиво изогнутых ножках,  новенький и такой блестящий….

…Безумно любила на него забираться и просила отца, чтобы  он меня покатал-покружил на нем. Тогда счастливая я заливалась радостным смехом. Очень часто от сильного кружения я начинала падать, но руки отца подхватывали меня и кружили уже по комнате. Радости не было предела. Очень хотелось, чтобы это продолжалось очень долго….

Вот и сейчас, подбегая, прошу отца меня покатать. Он поднимается,  усаживает   на стульчик и начинает вращать, держась обеими руками за круглое основание. Вращаясь, я начинаю одновременно подниматься. Потом отец останавливает меня и поворачивает уже в другую сторону,  я кружусь и одновременно начинаю опускаться вниз. Меня это безумно забавляет, и я снова  заливаюсь в безудержном смехе….

- Ну, хватит, разбойница, спускайся, сейчас поиграем. Хочешь послушать музыку?- отец опять присаживался  на стул.

Я сразу устраивалась рядом, совсем близко, чтобы не только лучше слышать, но и с восторгом наблюдать за движением его пальцев, которые, нежно дотрагиваясь блестящих беленьких  и черненьких пластинок, начинали издавать те  великолепные звуки, которые меня постоянно приводили в восторг и  одновременно в замешательство.

Никак не могла понять, откуда раздавались эти великолепные звуки, которые мне постоянно приходилось слышать, как только отец касался пальцами клавиш. А он вдруг приподнимался, обхватывал меня одной рукой, другой открывал верхнюю крышку инструмента, при этом,  успевая нажимать не только на клавиши, но и на одну из педалей, которые находились внизу, на  вертикальной передней стенке пианино.

Я наклонялась и осторожно заглядывала во внутрь пианино. Там было много молоточков, которые при нажатии отцом на клавиши, приходили в движение,  и стучали по  вертикально расположенным струнам и при этом, каждая из них издавала свой звук. Как же так? Что за волшебство? Ну, а если при этом была нажата педаль, одна или другая, то звуки менялись и притягивали меня  еще сильней. Мне даже  очень хотелось все это потрогать…

Теперь я не только слушала и слышала, но своими глазами видела всю картину преобразования действий отца в  музыкальные звуки. Меня это настолько завораживало, что каждый раз, как только  подходила к пианино, я обязательно просила отца открыть эту волшебную крышку, откуда раздавались изумительной красоты звуки.

Это было великолепно! Я наблюдала за такими превращениями с восторгом и изумлением. И главное мне это очень нравилось. Эти звуки уже звучали во мне  и словно волной окатывали меня.  Отец долго  что-то рассказывал, а я внимательно слушала и впитывала его рассказы в себя….

Я знакомилась с миром Музыки и с тем, без чего она не могла существовать. С нашим маленьким пианино, которое представляло собой струнно клавишно-молоточковый музыкальный инструмент…. Но об этом я узнала гораздо позже.

При нажатии правой педали все струны освобождались  для одновременного звучания. При нажатии левой педали, оставался небольшой зазор между струнами и молоточками. Размах молоточков сокращался, при этом удар  по струнам становился  слабым, отчего и  звуки становились  слабыми. И об этом я тоже узнала гораздо позже.

Вот такие маленькие секреты имело «наше  пианино».

Устроившись удобнее, я  с  нетерпением  начинала ждать, когда же отец заиграет…
 
Легкое движение рук,  легкое касание клавиатуры и  начинался необыкновенный праздник, праздник для моей маленькой и совсем еще не познавшей этот мир, души, которая  впитывала в себя то прекрасное, что было создано много лет назад, совершенно незнакомыми людьми, но которые, как и я  сейчас, вслушивались в прекрасные звуки и замирали в ожидании нечто нового и необыкновенного.

Вот прозвучали первые аккорды и я, широко раскрыв глазенки, вслушивалась в мелодичные переливы божественной очаровательной и грустной мелодии.  Это была «Лунная соната» Людвига Себастьяна Ван Бетховена. Тогда я еще не знала кто такой, этот Ван Бетховен и почему он создал такое прекрасное и грустное произведение. Но оно мне безумно нравилось, притягивало к себе с невероятной силой и заставляло даже плакать, но гораздо позже, когда я выросла, и многое стала понимать….

И еще я узнала о композиторе много нового, и поняла,  почему и Музыка Бетховена была во многом печальной, грустной, божественной и в тоже время поражала своей мощью и  силой, особенно в его сочинениях для органа, в его концертах…..

Музыка, как и любое другое искусство - есть отражение душевного состояния человека; когда хорошо и произведения  -  легкие, радостные, от которых зажигаешься, хочется жить дальше  и смотреть  на мир теплыми доверчивыми глазами,  как ребенок; когда  плохо, все они пронизаны болью и грустью, стремлением замкнуться в себе, никого и ничего не видеть, не подозревая в данный момент, что это все временно и, что придет тот день, когда в саду расцветут розы и согреет солнце своим теплом все вокруг;  будет так хорошо, что сразу забудешь, что всего несколько минут назад закончил писать самую грустную партитуру, с пометками на полях в виде небрежных рисунков, набросанных черным карандашом…..

И все это Бетховен.

Людвиг ван Бетховен, немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков», который  родился в  Бонне.  Бетховен — один из основоположников  западной классической музыки. Один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире.

Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения,  инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.

С самого детства его отец, который был певцом-тенором при придворной капелле, пытался сделать из сына второго Моцарта. Однако чудо-ребенком Бетховен не стал.  И только когда мальчик знакомится с органистом и композитором  Кристианом  Готлобом Нефе,  он стал развивать свое природное дарование, обучаясь на органе и на скрипке.

В двенадцать лет он сочинил свое первое произведение и работал помощником придворного органиста.

Встреча с великим Гайдном меняет жизнь Бетховена. Будучи уже юношей, он покидает Бонн и переезжает в Вену, чтобы брать  у него уроки. Но, как он сам говорил позже, Гайдн его ничему не научил, и вскоре уроки эти прекратились.

Следующей была  встреча Бетховена  с Антонио Сальери, она стала ключевой   в их отношениях. Бетховен становится известным пианистом-виртуозом. Одновременно он писал,  его сочинения начали широко издаваться и пользоваться успехом.

За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии.

Будучи совсем молодым,   Бетховен начинает терять слух. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима, но находит в себе силы жить дальше и творить. Он писал: «Мне казалось немыслимым покинуть свет,  раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным»

Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. И его популярность  растет. Работал Бетховен до самой смерти и написал очень много замечательных произведений, которые до сих пор радуют нас своей жизненной силой.
 
Бетховена для меня открыл мой отец.

Когда он исполнял «Лунную сонату» Бетховена, я ничего еще не знала о композиторе, как и не знала того, что все свои произведения он создавал, будучи глухим. Тогда, в детстве,  я не могла понять всего этого, у меня просто не укладывалось в голове, как можно творить было такие шедевры, будучи совершенно глухим? Но это было, как и то, что я слышала  тогда впервые самую красивую сонату на свете.

Она меня покорила с самых первых секунд, как только  отец прикоснулся к клавишам и до сих пор звучит она во мне,  радует и наводит на ностальгические воспоминания, вызывая слезы, грусть и нежность… 

Соната для фортепиано № 14 до-диез минор— музыкальное произведение, написанное Людвигом ван Бетховеном, когда композитору было около тридцати. «Лунной» первую часть сонаты назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб  спустя много лет уже после смерти автора. Он сравнил это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером».

Сейчас трудно представить себе сонату как сонату под номером  четырнадцать.  «Лунная соната». Мне кажется, если бы Бетховен знал об этом, он был бы очень доволен таким названием и обязательно бы посетил  это, чистой красоты, озеро.  Фирвальдштетское озеро, расположенное  в центральной части Швейцарии. Озеро, окруженное  горами и поэтому  очень живописное. У берегов озера расположены известные горы Пилат и Риги. Озеро, состоящее из четырёх бассейнов, соединённых узкими проливами.  Озеро, которое  впечатляет своей красотой и тем, что ее окружает.

Вдруг, закрыв глаза, я ясно  себе представляла  потрясающую картину:  ночь, черное небо, усыпанное бесконечным множеством звезд, мерцающих в его глубине и яркий огромный диск луны над озером, который отражается в озере и наполняет  прибрежные берега лунным светом, а где-то вдалеке слышаться  звуки потрясающей музыки любви…

Соната  была посвящена 17-летней графине Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен давал уроки музыки. Композитор был влюблен в юную графиню и хотел на ней жениться.
Тоска неразделенной любви, мука потери слуха — всё это  и выразил композитор в «Лунной» сонате.

Вот что писал о «Лунной сонате» Ромен Роллан: «…в сонате видно больше страдания и гнева, чем любви». 

Слушая сонату много раз, я не увидела там «гнева», о котором писал Ромен Ролан. Я чувствовала, тоску, печаль, много грусти и бесконечной любви,  которые переплетались с порывами отчаяния и безысходности.   А в конце глубокая тоска и смирение, которое уже никогда не покинет его  сердце….

Медленная, сумрачная, довольно скорбная музыка, она притягивала меня  к себе и долго не отпускала, давая полностью насладиться чарующей нежной и прекрасной мелодией….

Таким я впервые узнала Людвига Себастьяна Ван Бетховена.

10.02.2012г.

Ссылка: Лунная соната http://www.youtube.com/watch?v=joqUz0ymY0M
Ссылка: Лунная соната http://www.youtube.com/watch?v=vQVeaIHWWck

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/02/18/1114