Пейзажная лирика Виктора Гаврилина. Осень

Элла Гоник
                http://www.stihi.ru/avtor/vpgavrilin


                "Дай же, Господи, мне, пусть не вечного рая,       
                но у лет на краю, когда думы темны,               
                дай, Всевышний, и мне полыхать, не сгорая,
                и вдыхать этот холод осенней весны."
                В. Гаврилин



     У Виктора Гаврилина практически нет чистой пейзажной лирики. Чаще всего она  переплетена с философской или гражданской. И называется она у него не "Времена года", а "Осязание сезонов". Сам Поэт считал, что их так правильнее назвать. Условно все стихотворения можно подразделить на четыре сезона: весну, лето, осень и зиму. Хотелось бы остановиться исключительно на осенних стихах, так как автор стихов очень любил осень. Стихи этого цикла  - не просто зримая картина осени, а часто раздумья о Родине, боль за её многострадальную судьбу.

     Как щедра на цвета и краски осень у Виктора Гаврилина! И во всех стихотворениях она разная: то красивая с прозрачным осенним воздухом, то пронизывающая своим холодом, то щедрая и роскошная. И в тоже время она - философски мудрая, потому что только осмысливая эту прекрасную пору времени, можно написать о ней глубоко и проникновенно.

 "НАД ЗАСЫХАЮЩЕЮ ПИЖМОЮ" —  замечательное стихотворение, изобилующее настоящей образностью.
                Над засыхающею пижмою,
                под спелым пурпуром рябин
                в хрустальном воздухе недвижимом
                мерцают блёстки паутин.
Как хорошо! Какая ясность и недосягаемая простота! Сколько любви к миру, радости осознания себя частичкой этого прекрасного мира! В стихотворении говорится о непреходящей земной красоте. И автор любуется тем, что создано Господом. Вот уж где необыкновенное чувство гармонии! Благозвучие слов украшает это стихотворение, в котором спокойствие и тишина, углублённость покоятся, как в колыбели души, создавая светлое и нежное.
                где красота и ужас смертности,
                и эта бездна простоты — Поэт подчёркивает в осени красоту и обречённость.
                И за упавшими вуалями
                в неразличимом кружевцЕ
                горит чахоточными далями
                закат с румянцем на лице. — просто кистью художника написанная красочная картина, с яркой метафоричностью.

   "СОЛНЦЕ ПАДАЕТ РАНО. ТЕМНО УЖЕ В ВОСЕМЬ" — это настоящий шедевр поэтического творчества, одно из самых любимых моих стихотворений у Виктора Гаврилина.
                Солнце падает рано. Темно уже в восемь.
                Но сравняться с потёмками мир не готов.
                И при свете недолгом цветёт ещё осень
                в многоцветье куртин запоздалых цветов.
Сколько в его осени нежности и яркого света! Это так неожиданно, что он осень ассоциирует с весной... И, правда, в ней столько терпкости, хрупкости и насыщенности цвета!
                где пылающий цвет уже насмерть продрог —  эта строка просто "цепляет". А ведь именно цвет раньше всего теряет краски, умирает. И видишь эти празднично-цветущие астры и неяркие, но грустно-печальные хризантемы. Хрупкость осенней поры мимолётна, и за грустью светлой, золотой осени идёт всегда изображение поздней осени, в которой акцентируется угасание природы и одновременно исход человеческой жизни.
И хочется повторить вслед за автором:
                Дай же, Господи мне, пусть не вечного рая,
                но у лет на краю, когда годы темны,
                дай, Всевышний, и мне полыхать, не сгорая,
                и вдыхать этот холод осенней весны. — эти строки мудры и трепетны, их мог сказать только человек, который прожил свою жизнь, и понимающий, что в жизни важнее не сгорать, а полыхать, как цветы осенней порой.

    "В ЗАЗДРАВЬЯХ ГРОЗ ВИНО СМУРНОЕ ВЫШЛО" — такое светлое, трепетное и проникновенное.
                В заздравьях гроз вино смурное вышло.
                Даль на излёте августа светла.
                Так далеко и так просторно слышно...
                Успение. Звонят колокола. — так просто сказано, но в этой простоте — гениальность. Чудесная звукопись, которая вызывает ассоциации со стихами О. Мандельштама.
                Как бы цезурою сияет этот день:
                Уже с утра покой и трудные длинноты:
                Волы на пастбище и золотая лень
                Из тростника извлечь богатство целой ноты.(ст. "Есть иволги в лесах", 1916)
В этом стихотворении Виктора пейзажность переплелась с душевным порывом, с мыслями о смерти, которые звучат не так пронзительно, как в иных стихотворениях, но всё же воспринимаются светлой печальной нотой.
                И смерть понять дано уже степенней,
                когда остались Бог да чудеса,
                и откровенней, и светлей Успенье
                распахнуто, как двери в небеса.

    "ОСЕННЕЕ" — "прозрачность осенней мысли у Виктора глубинной запредельности, а ясность хода событий в живой природе осознаётся тленом, неизбежным увяданием, но только не Поэзии Его..." — так очень точно и ярко написано об этом стихотворении в одной из рецензий. В двух стихах, которые представлены, первое — более пейзажного характера.
                В дымной сини догорает солнце
                пред порою затяжных дождей,
                а потом, холодное, очнётся.
                Дни пустынней станут и светлей. — некоторым холодком веет от этих строк. И возникает ощущение какой-то разреженности, просторности.
Во втором — боль прощания не только с осенью, но и с жизнью, что вносит очень печальную, щемящую и пронзительную ноту и драматизм в него. Сколько в нём сказано, и сколько прочитывается за болью строк!
                Клочья дыма в осеннем саду.
                Убывающих дней позолота...
                Уходя, всё никак не уйду,
                словно так и не вспомнил чего-то. — здесь весь Гаврилин с его мучительной и страдающей душой!

     "СТЕНА БЕРЁЗ, ГДЕ ПРОСТУПИЛА МЕДЬ" — это стихотворение проникнуто любовью к Родине, болью за её судьбу. Оно стоит как бы особняком среди пейзажной лирики Виктора Гаврилина именно поэтому. В нём как раз пейзажная лирика переплелась с гражданской.
                Стена берёз, где проступила медь,
                ещё постой в обилье августовском,
                не облетай, не дай мне разглядеть
                ни ворона, ни тучи над погостом,
                куда нескорый протянулся путь
                через чужую скорбь, через долину — эти печально-пронзительные строки уже настраивают на скорбный лад. Почему-то это стихотворение вызывает у меня ассоциации с картиной И. Левитана "Над вечным покоем". Тот же сдержанный, суровый язык, те же эмоциональные краски. 
                И дней земных пусть и сурова нить —
                как рвётся всё! — боюсь с тобой разлуки,
                и всю тебя мне не с кем разделить,
                как одиночество предсмертной муки." — горькие и пронзительные слова.

    "БОГОРОДИЦА...ОСЕНЬ...ЗАВЕСЫ РАЗДВИНЬ" — стихотворение многоплановое, оно шире, чем просто описание праздника и красоты осени.
                Этот год разукрасил Твоё Рождество
                всем язычеством бабьего лета — но эта красота словно бутафорская, эта роскошь "на неделю просвета..." Звучит молитва о России, это, пожалуй, самое главное в этом стихотворении:
                Помолюсь за Россию на вещую синь
                и на даль в золочёном окладе.
Это сказано  с пронзительной интонацией, часто у Поэта Родина — ассоциируется просто с "далью". И скоро всё это исчезнет, об этом написано так, что мне, кажется, лучше не скажешь.
                Потускнеет блистание всех позолот,
                как убудет небесного света.
Последняя строфа - об отчаянной вере в то, что " есть на краю для заблудших заслон и ограда, словно всем уготовано место в раю, кто вкусил от российского ада."

      "НЕБЫВАЛАЯ ОСЕНЬ В ЗЛАЧЁНОМ ОКЛАДЕ" — уже название настраивает на возвышенный лад.
                Небывалая осень в злачёном окладе
                теплит свет свой свечой у божницы
                и стоит в опадающем тихо наряде —
                замерла и сама себе снится.
Само стихотворение — музыка... Тёплая, какая может быть только у золотой осени. И светит из этого стихотворения душа Виктора — светлая, трепетная, живая. Ну и что, что осень в горячке, ей и положено такой быть — поздней. Интересно, что Виктор пишет не о том, что поздняя осень грустна, а о том, что этой болью можно любоваться:
                Разлучился наш парк с небывалою болью —
                как мы ей любоваться умели!

     "ПЕРЕШЛИ К УБЫВАНИЮ ДНИ" — действительно, дни убывают, осень вступает в свои права, пустота поражает воображение...И путь в небеса недалёк, остаётся только в этом убедиться...Но надо ли?! Жизнь сама подскажет, как быть...А пока — осень надо принять такой, какой она есть...Мир осенний — сродни человеческому — просит тишины и покоя. И, действительно, так недалёк путь в небеса, который открывается перед взором человека именно осенью:
                Вот и лес незаметно полёг
                и своей пустотою открыл,
                как он, путь в небеса, недалёк —
                будет воля, не надо и крыл.

      "ВСЛЕД ЗА СЕЗОНОМ ЛИСТОПАДА" — стихотворение мягкое, без груза печали, светлое, очень соразмерное. Стройность его — в удивительной уравновешенности текста, а лёгкость — сродни снежинкам. В нём лейтмотивом проходит мысль о творчестве, природа которого светла:
                И лёгок труд, когда от Бога.
                Природа творчества светла.
                И ляжет снег над чёрною листвою,
                и станет неожиданно светло. — словно прозрение какое-то...
Мудростью веет от этих завораживающих, исповедальных строк, а последние просто врезаются в сердце.
                и всё свершается само собою...
                И что уменье!..Жизнь — не ремесло.

     "ТИХО. ОСЕНЬ ПОЧТИ НА ИСХОДЕ"  — чудесное, очень эмоциональное стихотворение, в котором кажется, что автор стоит задумчиво-погружённый в красоту пейзажа:
                Тихо. Осень почти на исходе.
                Даль открыта, открыта земля. — такое протяженное начало, такая раздвинутость небес и далей завораживает. Но дальше — спокойствие нарушается.
                Всё высокое сделалось ниже —
                от деревьев до мутных небес.
Очень жаль уходящего, который превращается в точку. Мир ему!
                весь открыт постороннему взору,
                заполняя простор пустоты,
                точкой медленной двигаясь в гору
                до посильной не всем высоты."

      "ПОСЛЕДНИЕ БАБОЧКИ ГОДА" — очень интересное стихотворение, в котором воплощена тема, мало разработанная в поэтическом творчестве, трактованная через призму увядания природы.
                И зелен у крон ещё глянец,
                но редкая ржавая прядь
                роняет сухих шоколадниц
                в порыве с живыми порхать.
Тихое, светлое повествование, гармонически ясное, зримое. Как красиво сказано:
                Сплетенье существ и растений
                в пространстве, где места полно,
                свершает немое паденье
                ушедшего лета на дно. — в этих строках не только образ "лета, ущедшего на дно", но и философское осмысление прощания с жизнью.
И хочется сказать:"Как прекрасен этот мир!"

       "БУДЕТ ТИХАЯ ТЁПЛАЯ ОСЕНЬ" — очень светлое, меланхоличное, тихое и тёплое стихотворение. В нём ощущается видимая простота.
                Это дань за ненастное лето.
                Пахнет мёдом от спелой земли,
                И не скоро — по верным приметам —
                соберутся в отлёт журавли. — строки тёплые, с некоторой пронзительностью интонаций.
                Тишина, тишина-то какая! — восхищение тишиной.
                Ни дождей, ни ветров не слыхать,
                словно век эта даль голубая
                будет хмель и тепло выдыхать. — удивительно спокойно и красиво!

      "НОЯБРЬ НЕИЗЛЕЧИМО БОЛЕН" — в этом стихотворении о ноябре говорится, как о живом человеке, старом, умудрённом и больном:
                Ноябрь неизлечимо болен
                самою старостью своей.
                Смотри, как почернело поле
                в мурашках ледяных дождей. — колко и пронизывающе печально.
                Ноябрь лежит, ещё порою
                от самого себя стоня...
                Его назавтра с головою
                накроет снега простыня. — а эти строки с пронзительной болью, здесь даже и говорить-то ничего не хочется, так сильно сказано, как будто об уходе живого человека. 
 
     "ПЕРЕЗРЕВШИЙ СЕНТЯБРЬ, УХОДЯ ПО СТЕРНЕ" —  грустное философское стихотворение, за строками которого слышится музыка.
                Перезревший сентябрь, уходя по стерне
                прямо в небо, в иные дубравы,
                что ж, в нагрянувший утренник, весь в седине,
                жги морозцем унылые травы. — здесь пейзаж какой-то хрупкий, как первый морозец.
                Обернёшься — как много здесь стало не жаль! 
                Откурлыкали выси... Как скоро
                после всей воркотни появляется сталь
                в крике ворона, в скрипе простора! — очень часто у Виктора Гаврилина крик журавлей связывается с пронзительной интонацией.

    "СЫРОГО ВЕТРА МЯГКАЯ ПРОХЛАДА" — такое пронзительное и по-настоящему осеннее стихотворение! Боль выплеснулась наружу яркой струёй ненастья...Какие точные и мудрые слова, рождённые не спонтанно, а долгими осенними вечерами, полными грустных дум.
                Сырого ветра мягкая прохлада
                пропахла сеном, словно скошен луг. — до самой глубины души!
                И жёлтыми бумагами лежат
                листвы до дыр зачитанные письма. — последняя строка поражает  своей какой-то сиротливой грустью и обездоленностью.

    "НИ С ОБЛАКОМ, НИ С ДЕРЕВОМ НЕ МЕРЯСЬ" — трепетные и проникновенные строки этого стихотворения очень притягивают к себе. Язык его, живой и сочный, так полон гаврилинского обаяния и красоты.
                Пространство дня полно до окоёма
                дыханием во времени одном. — вот это уж точно его строки!
А последняя строфа — такая родная и тёплая:
                Но тьму живую расстегнёт зарница,
                и потный дождь запахнет вдалеке,
                и колкий луг захочет прислониться
                ко мне, колючему, щекой к щеке. — здесь интересно переплелись пейзажность и нежность души. И такое это ощутимое — "щекой к щеке"!

      

     Стихотворения этого цикла, созданные вдохновенным пером Поэта, очень поэтичны, лиричны, красивы той неброской красотой осени, хотя порой и несколько яркой. Они наполнены любованием прекрасной осенней порой, необыкновенно свежи и трепетны. В них очарование осени слито с мудростью, с которой человек встречает это прекрасное время года.