3. Хоста или генеральская заначка

Вадим Прохоркин
       
На снимке: Хоста, санаторий МО СССР. 1970 год.
Справа налево генерал Иван Иванович, его супруга Ольга Михайловна, их приятельница,
супруга автора Александра  Васильевна, её брат Анатолий.

Из серии "Отпускные приключения"

Летом 1970 года мы с женой отдыхали в Хосте в санатории МО СССР «Аврора». Регистрировавшая нас при прибытии сестра спросила, были ли мы в Хосте раньше, и, узнав, что здесь мы впервые, рассказала, что санаторий «Аврора» располагается всего в 200 м от моря в глубине бухты Тихой, со всех сторон защищенной горами, поэтому зимой тут не бывает  холодного ветра, а в летнюю жару с моря дует, дающий прохладу, ветерок,  что в Хосте предгорный чистый воздух, необыкновенная растительность субтропиков, вечная зелень кедров и кавказских сосен, тишина, шум ветра и плеск прибоя, и все это дарит наслаждение, поднимает настроение, настраивает на позитив, способствует отдыху и лечению.

Позже мы узнали, что основной контингент отдыхающих в санатории «Аврора» составляют  военнослужащие Военно-Морского флота, в большей части  подводники,  вернувшиеся с дальних походов.  Полагаю, что и название санаторию было дано не в честь богини утренней зари Авроры, а в честь легендарного крейсера. Конечно, среди находившегося в санатории контингента было много  представителей и из других родов войск.

Поселили нас с женой в отдельном двухэтажном доме в палате на втором этаже. Раньше в Черном море я не купался, и, оставив вещи в палате, несмотря на поздний час,  поспешил к морю, чтобы при лунном свете искупаться в его теплых водах.

В первый же день пребывания в санатории мы познакомились в столовой со своими соседями по столу генералом  Иваном Ивановичем и его женой Ольгой Михайловной.  Раньше генерал служил на Кубе и много интересного рассказывал о своем там пребывании. Потом генерала и его жену пересадили за другой столик, ближе к окну, а к нам подсадили капитана I ранга Климова Петра Львовича, командира подводной лодки, и его жену Люду. Климов прибыл в санаторий для реабилитации после длительного плавания по мировому океану, тоже повидал много интересного, о чём тоже нам рассказывал. Мы с Климовыми, как и с генералом, быстро нашли общий язык, и когда, по окончании срока пребывания в санатории, уезжали домой, Климов дал нам свой  ленинградский адрес и приглашал заезжать к ним  в гости, но воспользоваться приглашением возможности у нас так и не появилось.

Несколько позже в санаторий приехал начальник политотдела нашей дивизии подполковник Кручинин Владимир Иванович с женой Валентиной Васильевной. Мы  познакомили их и с генералом, его женой и с Климовыми, и таким образом у нас образовалась  компания из четырех пар.

А тут совсем неожиданно из Таганрога приехал брат жены Анатолий. Мы с женой тайком приютили его в своей палате, спал он на полу, куда с нашей кровати мы клали ему матрас и одну из подушек. Кормили в санатории хорошо и обильно, как моряков, и своим пайком мы делились с Толей, но чаще он харчился в близлежащей шашлычной. Теперь наша компания  стала состоять уже из девяти человек.
Развлечений в Хосте было мало – танцульки, да кино. Но мы много времени проводили на пляже, гуляли, посетили редчайший оазис флоры тисо-самшитовую рощу, и, конечно, ездили на экскурсии в Абхазию.  Там  побывали на озере Рица, где расположена дача Сталина, ездили и  в Пицунду. Дачу Сталина нам показали только издали, а в Пицунде дали  возможность погулять по реликтовой  сосновой  и самшитовой роще.
Побывали мы и в самом Сочи, расположенном всего лишь в десятке километров от Хосты. Там мы слушали выступление исполнителя цыганских песен Николая Сличенко.
          
Не помню, кто из нас высказал идею посетить крутой, как теперь говорят, ресторан в горах на Красной Поляне. Ходили слухи, что там очень экзотическая обстановка и хорошая кухня. И все загорелись этой идеей. Выбрали день поездки и договорились с шофером санаторного автобуса, чтобы он нас отвез на Красную поляну, а затем за нами приехал. Кто-то высказал опасение, что, если мы приедем часам к шести-семи, то можем не найти в ресторане свободных мест. Тогда мы с Толиком вызвались выехать в ресторан пораньше и занять там большой стол, за которым мы все могли бы поместиться.
         
Так мы и сделали. Сразу же после обеда мы с Толиком доехали на такси до ресторана и там, в удобном месте, заняли большой стол. Ресторан, действительно, был уютным и довольно вместительным.  Подошедшей к нам официантке мы сказали, что ждем своих товарищей.  Она предупредила, что заказ должен быть не меньше названой ею суммы, ниже которой она заказ не примет. Нас это удивило, но  мы решили, что таким образом она проверяет нашу платежеспособность, ведь если бы эта сумма была для нас неподъемной, мы бы ушли из ресторана, освободив стол для более денежных клиентов. Мы заверили официантку, что наша компания наберет спиртного и закуски столько, что  установленная ею сумма будет даже перекрыта, и  попросили  принести нам пока по бокалу сухого вина.
Ресторан быстро заполнялся посетителями, большая часть которых, судя  по их внешнему виду, была из местных.

Вскоре подъехала и наша компания.  Разместившись за столом и ознакомившись с меню, мы заказали для женщин вина, для мужчин водки, горячие и холодные закуски, а генерал, сказав, что водку не пьет,  заказал себе коньяку. По нашим прикидкам сумма заказа была не ниже установленной официанткой нормы, но вполне нам по карману.
Вскоре официантка принесла всё, что мы заказали, но продолжала приносить все новые и новые тарелки с разными закусками, заставив ими весь стол.  Поскольку эти закуски нами не были заказаны, мы потребовали, унести их с нашего стола, что официантка с недовольным видом сделала.

Заиграла музыка, и начались танцы. Мы пошли танцевать, и даже Толик нашел себе партнершу с соседнего стола.  Разгоряченные танцами и алкоголем, мы не обратили внимания на то, что официантка снова принесла на наш стол не заказанные нами закуски.
Так прошел вечер. Мы были в веселом приподнятом настроении, между танцами балагурили, рассказывали анекдоты и пришли к всеобщему мнению, что наш выезд в ресторан удался. Наконец оркестр сыграл прощальный вальс и в зале уменьшили освещение. Официантка принесла нам счет. Заглянув в него, мы опешили: сумма счета чуть ли не в полтора раза превышала  сумму нашего заказа.  Прикинув в уме, какова наша с женой и Толиком доля в расчетах, я понял, что имевшейся у меня с собой наличности рассчитаться за нас троих не хватит. В таком же положении оказались и другие, и только генерал был спокоен – он мог, как мы поняли, полностью оплатить свою долю в расчетах. Наше праздничное настроение стало резко падать.

Мы подозвали официантку и высказали ей претензию, что в счет включены  закуски, которых мы не заказывали. Она достала свой блокнотик и показала нам наш заказ. Все закуски, которых мы фактически не заказывали,  значились в нашем заказе. Отправив женщин к автобусу, который уже прибыл за нами, мы стали совещаться, как нам выходить из этого патового положения. Решили пригласить администратора ресторана. Выслушав нас и взяв наш счет, администратор вместе с официанткой ушли, а вернувшись, он сказал, что всё проверил и никаких нарушений не обнаружил, счет полностью соответствует сделанному нами заказу. Спорить и что-то доказывать было бесполезно, мы поняли, что в ресторане практиковался такой иезуитский и, можно сказать, беспроигрышный,  способ выбивания денег у клиентов.

Наше, еще недавно веселое настроение, было вконец испорчено. Что же делать дальше? Что можно оставить официантке в залог? Кто-то предложил оставить в ресторане в качестве заложников одного или двух из нас, а остальным ехать в санаторий, и потом кому-то вернуться в ресторан с деньгами.  Но были опасения, что водитель откажется делать еще один рейс, а найти такси в такое позднее время будет проблематично. Да и ресторан уже закрывался, и вряд ли официантка согласилась бы ждать нашего посланника с деньгами. Других предложений не было, и все в тяжелом раздумье замолчали. И тут, к нашему удивлению, генерал вдруг полез в задний карман своих брюк и достал оттуда недостающую для расчета сумму. 

Мы обрадовались, что неприятная история благополучно закончилась, но были и смущены. Молча сели в автобус и молчали всю дорогу до санатория. А Толик, сидевший со мной рядом, шепнул мне: «А, оказывается, и у генералов бывает заначка».
На другое утро за завтраком мы с четой Климовых обсуждали ресторанное происшествие и недоумевали, почему генерал сразу не внес недостающую сумму, а сделал неприятную для нас паузу. Хотел ли он таким образом преподнести  нам урок, что в ресторан с той суммой наличности, с которой мы пришли, не ходят, или же не хотел в присутствии своей жены  раскрыть секрет, что у него имеется заначка. Вопрос остался без ответа.

Долг генералу мы, конечно,  вернули. А себе дали зарок: впредь без заначки в ресторан не ходить.

Февраль 2012 г. 

Продолжение "Отпускные приключения": http://www.proza.ru/2012/02/13/1676