История семьи

Валентина Кайль
НА ДОВОЕННОМ СНИМКЕ (1940 г.): бабушка Дарья, дедушка Тихон, папин брат Пётр с женой Марусей (в темной беретке), папа в полувоенной форме, мама в белой беретке, мальчики - мои старшие братья Витя и Юра, молоденькая девушка - мамина сестрёнка Надя (Надежда Наумовна, единственная оставшаяся в живых из изображённых на фото, сейчас проживает в Москве).

                БИОГРАФИЯ

  Валентина Кайль (в дев. Харченко) родилась 21 ноября в 1940 году в семье учителя, в посёлке Джанги-Пахта, что в 50-ти км. от Бишкека. После окончания Ак-Тюзской ср. школы (Киргизия, Кеминский р-н, Чуйская обл.) два года работала в Ак-Тюзе на обогатительной фабрике (производственный стаж зарабатывала!), потом училась в Украине в Донецком училище  культуры и  искусств на режиссёрском факультете; работала художественным руководителем в Домах Культуры в г. Донецке и Донецкой области. Жила с семьёй в Казахстане, работала в школе им. Ленина  (Аксуек Джамбулской обл.) лаборанткой физкабинета. Окончила Киргизский Государственный университет. 17 лет преподавала историю и Основы государства и права в школе им. Макаренко городка Аксуек (Джамбулская обл.)
Весной 1993 года завоевала звание «Учитель года» в Конкурсе учителей Мойынкумского района.
В октябре 1993 года с мужем Яковом Яковлевичем Кайль переехала на постоянное местожительства в Германию.
    С 1997 года сотрудничает с русскоязычной прессой Германии. Её стихи, рассказы, очерки знакомы читателям газет «Контакт-Шанс», «Земляки». Публиковала свои стихи и рассказы  также в газетах «Забытый Алтарь», «Хаймат», «Двести», «Районка», в журналах «Радуга», «7 плюс семья», «Секрет успеха» и др. Публиковала стихи на Украине («Комсомолец Донбасса»), в Киргизии (1-е место в поэтическом конкурсе бишкекской газеты «Блиц инфо»).
   Неоднократный победитель литературных конкурсов на лучший лирический рассказ, на лучшую статью (газета «Контакт-Шанс»). Дважды, в 2005 и 2006 гг., заняла 1-е место в юмористических конкурсах  (газета «Двести»).
  Автор сборника стихов «Не теряйте надежды» (Вильнюс, Литва. 2001 г.), сборника стихов и рассказов «Не отрекайтесь от любви» (Германия. 2005 г.), сборника  иронических  стихов  и  рассказов  «Шёл по крыше воробей»  (Германия 2008 г.), соавтор сборника стихов и рассказов на немецком языке «Das Wort und die Seele» (Германия 2009 г.), сборник рассказов "Уходя, оглянись..." (Германия 2015 г.), сборник стихов "Дай мне руки твои..." (Германия 2015 г.).
 
 Член Литературного Общества немцев из России, публикуется в ежегодных Альманахах Литературного Общества немцев из России.  Живёт в г. Лемго.
Книги В. Кайль можно заказать по тел. 05261-88796
В 2010 году стала победителем по двум номинациям (военно-патриотическая и общественные коммуникации) в Международном Конкурсе «Национальная литературная премия ЗОЛОТОЕ ПЕРО РУСИ 2010 »: получила Дипломы им. Твардовского и "Серебряное Перо Руси".

В январе 2011 г. в Центральном Доме Литераторов  (ЦДЛ)  в Москве награждена  Дипломом и медалью "За солнечную деятельность".

На Международном Конкурсе  "Золотое Перо Руси 2011"  удостоена Звания «Серебраное перо Руси» ( номинация юмор), награждена нагрудным знаком.

                ИНТЕРВЬЮ

       ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ КОРРЕСПОНДЕНТА ЖУРНАЛА "КОНТАКТ -ШАНС" НАДЕЖДЫ РУНДЕ.

- Валентина, расскажите, пожалуйста, о своих корнях.

- Мой отец, Василий Тихонович Харченко (1913-1945), родился  на Северном Кавказе в селе Романовка Сальского района, Ростовской области, в состоятельной крестьянской семье. Его дед (по материнской линии), Фёдор Березовский, до революции был зажиточным человеком. Моя бабушка, Дарья Фёдоровна Харченко (в дев. Березовская), рассказывала: «Папаша был хозяином справным! Своя земля была. Волов в хозяйстве до дюжины бывало... А ещё - лошади, коровы, свиньи, овцы, птица домашняя... Рабочий инвентарь...»
Фёдор Березовский был очень набожным, носил библейскую бороду, делал пожертвования православной церкви; в старости совершил паломничество по святым местам. Он не препятствовал счастью своей дочери Дарьи, когда она полюбила Тихона Харченко, парня из небогатого рода, дал дочери приличное приданое,  помог молодым тоже крепко стать на ноги...   
 У Дарьи Федоровны и Тихона Ивановича Харченко росли сыновья, Василий (мой папа) и Пётр. Были у них ещё трое детей, но они умерли в младенчестве во время эпидемии (?).
  В тридцатые годы многие семьи в Романовке попали под «раскулачивание». У них отобрали всё имущество, нажитое нелёгким  крестьянским трудом, и выселили из Ростовской области в отдалённые, необжитые регионы страны. Дарья Фёдоровна и Тихон Иванович с сыновьями попали в Киргизию, в село Орловка Фрунзенской области. Хлебнули горя и в пути, и на новом месте...
   Почти в подростковом возрасте мой папа стал рабочим на Орловском лубзаводе.
  Талантливый юноша, он прекрасно рисовал, писал стихи. Однажды отправил подборку своих стихов в газету «Комсомольская Правда». И свершилось чудо! Парня вызвали в Москву. Я думаю, что мой отец скрыл тогда тот факт, что он из экспроприированной, «раскулаченной» семьи... В Москве его устроили на строительство метрополитена. Днём он работал, а вечером учился на рабфаке в Тимирязевской Академии. Позже он окончил заочно исторический факультет Среднеазиатского университета. 
  Моя мать, Евдокия Наумовна Харченко (в дев. Демьянко, годы жизни: 1914-1980),  родилась в городе Полтава на Украине в семье ремесленника.  До революции семья Демьянко жила в достатке, имела в Полтаве большой дом, мастерскую. Дочки были одеты как настоящие барышни: старинные фото зафиксировали их кружевные платья, добротные ботиночки...
 Во время 1-й Мировой войны отец моей мамы, Наум Иосифович Демьянко, примкнул к большевикам, позже стал комиссаром. В 30-е годы участвовал в «раскулачивании» зажиточных украинских крестьян, которые проклинали обидчиков, брались за топоры, за оружие, яростно отстаивая своё добро... В одной из таких стычек, находясь в отряде продразвёрсточников, Наум Иосифович погиб. Его похоронили с почестями (был прощальный «салют», и его младшие дочки-несмышлёныши в фартучки собрали пустые гильзы). А спустя несколько дней  кто-то поджёг его дом. Дотла сгорело всё имущество. Аграфена Васильевна, вторая моя бабушка (в дев. Головко), перебралась с шестью дочерьми в Москву, к родственникам. На Украине начался голод, но и Москва не праздничным караваем встретила многодетную вдову... Был момент, когда её девчонки вынуждены были просить милостыню...
  Досталось всем в то тяжёлое время: и детям «кулаков», и детям «комиссаров»...
 Мои родители познакомились в Москве. В 1935-м году поженились. Папа трудился на строительстве метро. Мама работала в типографии переплётчицей. Она была очень красивой кареглазой, кудрявой девушкой. Была исключительной аккуратисткой и модницей, хорошо шила (меня, когда я у неё появилась, наряжала, как куклу, перешивая свои довоенные платья; а на мне всё горело!). У неё был приятный, грудной  голос, она задушевно пела украинские песни. Почти весь «Кобзарь» Т. Г. Шевченко знала наизусть. Пройти мимо такой дивчины папа, конечно, не смог!
  К своим родителям в Киргизию папа вернулся из Москвы с женой и сыном Виктором. Работал на Орловском лубзаводе мастером. Учился заочно на историческом факультете Среднеазиатского университета (с 1923-1960 САГУ, Ташкентский университет им. В. И. Ленина). Экзамены сдавал экстерном! Начал учительствовать. В Орловке родился наш средний брат, Юрий.
  Я появилась на белый свет за семь месяцев до Великой Отечественной войны в совхозе Джанги-Пахта, что в пятидесяти км. от Бишкека (тогда г. Фрунзе), куда отца направили директором и преподавателем истории в новую, только что открывшуюся там школу-десятилетку. Незадолго до войны в газете «Советская Киргизия» были опубликованы статьи о моём отце как о талантливом педагоге-новаторе.
 Жаль, что в связи с переездом в Германию многое из нашего семейного архива потерялось: письма, статьи, фотографии, документы... Часть архива я оставляла на сохранение своей подруге, директору школы, где я работала, Шайдулиной Муршиде Абдуловне.  Но она вскоре после нашего отъезда  умерла, и  бумаги исчезли...
  Мой отец ушёл на фронт добровольцем в начале 42-го года, хотя у него была бронь. Воевал он в Восточной Пруссии в составе 43-его Гвардейского стрелкового полка 16-й Гвардейской дивизии. 
  Я смутно помню отца. Он приезжал зимой 45-го после госпиталя на побывку. Мне тогда шёл пятый год. Помню, как  папа повёл Витю, Юру и меня в свою школу на новогодний утренник. Меня поставили на стул под нарядной ёлкой и я бойко продекламировала  два куплета из стихотворения А. С. Пушкина «Вишня»:
                «Румяной зарею
                Покрылся восток,
                В селе за рекою
                Потух огонек.

                Росой окропились
                Цветы на полях,
                Стада пробудились
                На мягких лугах.»
   
   А 27-го января 1945-го года папа погиб в бою под Кенигсбергом...
   Мой отец, Гвардии старший лейтенант Харченко Василий Тихонович, похоронен в братской могиле, где покоятся 264 человека. Эта братская могила находится в селе Луговом Гурьевского района Калининградской области. В 1980-м мы с моей  дочерью Светланой посетили это место захоронения советских воинов, отдавших свои жизни за родину...
   Моя мама вышла замуж за офицера НКВД. От этого брака родился  мой младший брат, Володя. Семья часто переезжала. Потом отчим уволился из органов НКВД, и мы обосновались на руднике Ак-Тюз, где я окончила десятилетку. Неприязненные взаимоотношения с моим отчимом, любителем «залить за воротник», я вложила в сюжеты своих рассказов: «Как зовут папу?» и  «Не стреляйте белых лебедей»...
  Не могу не вспомнить моего родного дядю, папиного младшего брата. Пётр Тихонович Харченко (1915 - 1979 г.г.) был исключительно сердечным и чутким человеком. Первые уроки доброты, любви и бескорыстия я и мои старшие братья получили именно в его семье. Он и его жена, наша тётя Маруся, не имели своих детей и всю любовь дарили нам, своим племянникам...
  Мой отец мечтал дать своим детям высшее образование. Об этом  писал маме в письмах с фронта...
 Виктор (1936-2006) окончил инженерно-педагогический факультет Донецкого политехнического института, там же вплоть до пенсии преподавал начертательную геометрию и сопромат.  В юности пел на эстраде. А какие чудесные картины он рисовал маслом и акварелью!..
 Юрий (1938-2001) окончил Фрунзенский институт физкультуры. Работал тренером по гандболу в киргизской сборной; был деканом кафедры физкультуры в Институте русского языка и литературы. Замечательно играл на гитаре, мандолине, на духовых музыкальных инструментах.
  Младший брат, Володя, трагически погиб в Ак-Тюзе весной 1976 г. в возрасте неполных 30 лет...
 
  Я до отъезда в Германию жила в Казахстане, преподавала в школе...

-  Насколько Вам удалось реализоваться на прежней родине?
 
- Вначале было СЛОВО! Помню, в третьем классе одноклассник, сосед по парте, спросил меня, кем я хочу стать? «Учительницей!» - ответила я...
   Но от «слова» до момента, когда я завоевала первое место на районном конкурсе учителей и получила звание «Учитель года», утекло много воды и произошло  немало событий... О том, как я после школы зарабатывала на Ак-Тюзской обогатительной фабрике  обязательный для поступления в ВУЗ двухгодичный рабочий стаж, я рассказываю в своём юмористическом сборнике «Шёл по крыше воробей»...
    Старший брат Витя учился в Донецке, туда же отправилась и я. И поступила... в училище культуры и искусств на режиссёрский факультет! Работала в Украине и завклубом в селе, и руководителем агитбригады во Дворце Культуры им. Куйбышева в г. Донецке, и руководителем театрального коллектива в Доме Культуры шахты Холодная Балка.
    Вышла замуж. Жила в Казахстане, в Джамбулской области, в небольшом, но замечательном, просто уникальном рабочем городке - Аксуеке. Здесь родились мои дети, дочь Светлана (1965 г.) и сын Александр (1970 г.). Я работала в школе им. Ленина лаборанткой. Заочно училась в Киргизском гос. университете. Со второго курса и  вплоть до отъезда в Германию   преподавала историю и Основы государства и права в школе им. Макаренко. Во внеклассной работе мне пригодился опыт, приобретённый  в художественной самодеятельности: классы, где я была классным руководителем, как правило, брали первые места во всех школьных конкурсах!
   Весной 1993 года я получила звание «Учителя года». На этом закончилась моя педагоческая деятельность.
 Осенью 1993 года мы с мужем уехали за рубеж, на постоянное место жительства в Германию...
 Здесь первое время работала на фирме «K und B Textilien», рекламировала её продукцию. Работала, естественно, с земляками! Ездили с моим мужем, Яковом Яковлевичем Кайль, по переселенческим общежитиям, домам, презентировали товары фирмы. Я слышала разные истории из жизни переселенцев - и забавные, и грустные... Стала писать о наших людях очерки, рассказы, стихи. Встреча с русскоязычной газетой «Контакт», где я впервые стала публиковаться, для меня была огромной радостью, и оказалась просто судьбоносной: ведь я нашла в чём себя реализовать! Как бы мы ни интегрировались здесь, как бы ни старались постичь новую жизнь, «русак и в Африке останется русаком»! Образ жизни можно перестроить, душу - нет...
   Первая моя статья, опубликованная в «Контакте», называлась «Хочу поделиться радостью» (я сердечно благодарна профессиональной журналистке Раисе Штепа за бесценную поддержку; эта женщина, когда я написала ей, по её просьбе, письмо о себе, сказала: «Пиши! У тебя получится...»).
Первый мой рассказ "Помолитесь за нас", опубликованный в журнале «Радуга», - печальная история об обманутых стариках. До этого в "Контакте" уже были мои куплеты на юмористической странице «Партия смеха» - её вёл Владимир Марьин, главный редактор «Контакта». Потом появились стихи. Потом вышла моя первая книжка - сборник стихов "Не теряйте надежды". Сейчас у меня три книги, плюс множество русскоязычных альманахов, где есть мои рассказы и стихи. Есть коллективный сборник на немецком языке... Я думаю, что творчество не даёт мне коснеть в невежестве, поскольку приходится постоянно повышать свой уровень! Кроме того, после смерти мужа (в августе 1999 г.), когда я осталась здесь одна (мои дети живут и трудятся в России; дочь Светлана - психолог, сын Александр учится на православного священника: в прапрадеда Березовского пошёл!), творчество - это, для меня, пожалуй, спасательный круг от одиночества, от невесёлых мыслей...

- Какой период Вашей творческой жизни можете отнести к особенно плодотворным?

- Период с 1999 г. по 2006 г. Почти в каждом номере «Контакта» были мои «творения», бывало и по два сразу! Так постепенно накапливался материал для книг.

- Какими принципами Вы руководствуетесь при написании Ваших рассказов?

- Не искажать, не уродовать , не утрировать действительность, но и не избегать правды!

 - Как Вы считаете, каково предназначение художника слова?

- Я считаю, что литература (любой её жанр), как и любое искусство, должна иметь воспитательный стержень. Слово художника должно нести культуру языка в массы, очищать душу, если хотите. Сейчас, к сожалению, появилось много триллеров и бестселлеров, негативно влияющих на подрастающее поколение. Как неприятно слышать, когда детки на полном серьёзе варьируют "новомодными" словечками типа: «Я тебя урою!» Или, ещё хуже того, используют нецензурную брань... Я бы навсегда изолировала от общества таких изуверов-писателей, как Эдуард Лимонов...

- Согласны ли Вы с тем, что художник несёт особую миссию и должен думать о самосовершенствовании всегда? Как с этим обстоят дела у Вас? Где, живя в современном мире, художник может черпать вдохновение?

- Согласна вполне! Вот, Вы, Надежда, однажды в беседе со мной сказали, что в моих произведениях чувствуется рост! А как же! Ведь пишущий человек совершенствуется в своём деле. С годами приходит опыт. Шлифуется слово, оттачиваются фразы... Я пишу в основном небольшие рассказы - миниатюры (сказывается привычка, выработанная сотрудничеством с прессой - писать сжато!),  стараюсь в небольшом по объёму тексте сказать многое. Что-то должно читаться между строк. А это, по-моему, уже мастерство. Насколько мне это удаётся - судить читателю. А вдохновение черпается из окружающей повседневной жизни. Бывает так, вдруг зацепят сердце чья-то душещипательная история или исповедь, поразят своей неординарностью и неожиданной развязкой... Вот, тогда и  выплеснутся они на бумагу в виде новеллы, рассказа или юморески!

- Расскажите, пожалуйста, о тематической стороне Ваших работ.

- Тематика моих рассказов - это любовь (счастливая и не очень!), семья, дети, взаимоотношения родителей с детьми... 
    
   
- На страницах Ваших рассказов всегда находится место и для отражения жизни наших земляков в новых для них условиях? Как приходят идеи? Что является импульсом для написания таких рассказов?

- Так я же и пишу о моих земляках, о их жизни во всех её проявлениях! Пишу с любовью. Никого не поучаю, никого не бичую! Просто с юморком поведаю читателям об очередном казусе или, напротив, искренне порадуюсь за героев своих рассказов, если есть чему. Естественно, незаметно на первый взгляд, провожу линию своего отношения к тому или иному явлению. А импульсом может послужить даже просто брошенная кем-то отдельная фраза, которая зацепит, удивит, вызовет мой восторг или негодование. Бывает одно хлёсткое слово проассоциируется с каким-то событием. И рождается рассказ. Мои герои живут рядом со мной. Они - реальные люди. Имена, конечно, меняю.

- Центральная тема в Вашем творчестве... Если таковая есть?

- Центральная тема есть. Как-то само собой получается, что меня волнует прежде всего сам человек. Его внутренний мир, его мысли, его поступки. И моё желание - сделать человека добрее, пробудить в нём светлые чувства и помыслы: хотя бы через призму небольшого рассказа подсказать человеку, где он - на высоте, а где, извините, опростоволосился! Но я всегда  даю шанс на исправление даже самому отрицательному персонажу! Пусть читатели прочтут мои рассказы и сами увидят, как я это делаю!

- Ваши впечатления о чтениях в Германии. Может быть, какие-то памятны особенно? Чем?

- Меня радует, что интерес к чтению у наших людей не падает. Пусть кто-то и утверждает, что скоро никто не будет читать, а русский язык здесь вообще не будет нужен! Полная чушь. Мне нередко приходится встречаться с читателями. Я благодарна им за то внимание, каким они окружают меня, когда я читаю свои стихи или короткие рассказы. Бывает, просят повторить то или другое стихотворение. Сколько раз уже я читала своё стихо  «Не уезжай» в  Оерлингхаузене по просьбе аудитории из Дюссельдорфа! Для меня памятна каждая встреча с читателем. Пригласили меня как-то в город Меschede.  Там включили в  концертную программу, специально для меня подготовленную, театрализованную сценку, написанную по одной из моих юморесок! Приятна была встреча и с москвичами в санатории под Костромой (я бываю на русских курортах, и стараюсь провести творческие вечера, с тем, чтобы рассказать о нашем Литературном Обществе немцев их России, членом которого являюсь ). Так вот, эта встреча на русской земле с читателями из Москвы, да ещё после проведённой накануне творческой встречи московской поэтессой и актрисой Натальей Заславской, мне особенно запомнилась! Я не ожидала, что зрители в санаторном клубе меня окружат такими теплом и любовью, наговорят кучу комплиментов! По их просьбе мне пришлось встретиться с ними ещё раз, и снова рассказывать о себе, читать свои стихи и рассказы! Как они жалели, что я не привезла свои книги для продажи! Что-то я немного расхвасталась... Но ещё об одной встрече расскажу. Аудитория  была - поэты из разных уголков Германии. Опять же в Оерлингхаузене (это недалеко от Лемго, где дважды в год проводит семинары наше Лит. Общество). Естественно, я переволновалась: «Как воспримут?» Мне для выступления дали целый час! Потом ещё полчаса подарили! Слушали с душевным теплом и вниманием.
И сказали бесценные, пожалуй, главные для меня слова: «Ты состоялась!..»
Я нередко слышу слова: «Ты пишешь просто, доступно восприятию. Пишешь о настолько близком нам и родном, что порой даже слезу вызывает!» 
За такую душевную оценку моих работ - мой низкий поклон дорогим читателям! Я бесконечно благодарна чутким редакторам, журналистам Владимиру Марьину, Татьяне Генг, Валентине Шнур, которые помогали мне в публикации моих рассказов и стихов.

- Есть ли у Вас любимое произведение из собственных?

- Я все свои «произведения» люблю! Даже неудачные стишата, написанные давно, которые сейчас я переделала бы! Но я их писала душой, вложила в них кусочек своего сердца, свои чувства и переживания. И они мне, конечно,  дороги... А вообще, я люблю стихи поэтов серебряного века - в них столько поэзии, красоты, изящества! Люблю стихи Есенина, Асадова, Артюра Рэмбо, Роберта Бернса  - мне они близки по духу. С удовольствием читаю рассказы Василия Шукшина - в них правда жизни... Мне нравятся здесь многие наши русскоязычные поэты и прозаики, но особенно как авторов я бы выделила Беллу Иордан, Юрия Берга, Лидию Розин, Владимира Эйснера. У них есть чему поучиться!
 
-  Расскажите о Ваших ближайших творческих планах.

- Хочется выпустить ещё один сборник стихов и рассказов. Материал есть, даже больше, чем достаточно! Название уже придумала: это будет «ВЕТКА МИМОЗЫ». И центральной фигурой в этой книге прежде всего будет ЧЕЛОВЕК с его думами, чаяниями, поступками и мироощущением...

Будьте все здоровы и счастливы!


Лемго, Германия.

2012 г.