Массаж ног

Шаповалов Илья
Ко мне приходят на массаж.
Люди разные приходят.
И судьбы у них разные, и тела...

Помню, бабулечка пришла.
Махонькая такая, сухонькая.
В направлении значится массаж ног.

- Разувайтесь, милая!- говорю,- Снимайте чулочки и вот сюда на стол ложитесь!

Разулась старушечка, к массажному столу подошла, а он ей, почитай, по грудь приходится.

- Ой, деточка!- горестно причитает,- Боюсь ни узлезу я! Высоко мине дюжить!

Подхожу к ней, улыбаюсь.
Беру, как невесту наруки, да и ложу аккуратненько.

- От спасибо!- говорит,- А то уж...
- Да ладно!- говорю,- Пустяки! Укладывайтесь удобнее и начнем!

Бабулечка поерзалась чуток, ручки на животике сложила, глазки в потолок и затихла.

Смотрю на ножки ее...

Суставы больших пальцев сильно выперают.
Ногти вросшие.
Другие пальчики покручены, друг на дружку лезут.
Начинаю осторожно поглаживать,- разогреваю, значит.

- Что?- спрашиваю,- Ножки-то сильно болят?
- Та болят! Черт бы йих побрал!..Особенно ночью!..И крутють и крутють!..И крутють и крутють!..Я йих и кутаю!..Я уж йих какими мазями ток ни мазала!..Крутют, проклятыи, невыносимо!..Сна и минуты нет!
- А чтож ноги-т не уберегли?
- Ох, мил человек!- отвечает,- Они пошти што смолоду такие...Война када начилась, у миня на руках тада двое деток було...Витиньке, старшенькому, четыре, а Клавке, кажись, годика два...Муж на фронте...На дворе зима...Морозы...А тут к селу стал немец подходить...Што тут делать...Всем селом уходить стали...Деточек укутала...Сама кое-как оделась...Краюху хлеба за пазуху та и тикать...А немец уже по селу идеть!..Лютуить!..С собаками!..Во все стороны с автоматов палить!..Я с перепугу с дитями до речки, у камыши!..Спешу, спотыкаюсь!..Снег глубокий...Клавку-то на руках пру. А Витька,- тот чижолай, бежыть следком, плачить...Как мы до речки успели, сама не знаю!..Так в комышах до темноты и достояли...Дитям увесь хлеб скормила...Сама голоднющая...А потом, когда ночью в другое село шли, как назло, в одном месте тонкий лед ни углядела, по колена у воду и провалилась...До мужниной систры у хату зашли, у миня ноги как колоды!...Ни чуяла уже...Сапоги стащщить не могли, с чулками вместе к ноге попримерзли...Ножом резали...До-олго потом болела...Спасибо фелдьшару!..Толковый оказалси...И миня спас, и ноги...
- Да-а!- говорю,- Досталось вам...

Мы все говорили, говорили.
Потом бабулечка моя замолчала.
Замолчал и я, думая о ней, а задумавшись не заметил, как она уснула.
В тот день у меня на приеме она была последней.
И мне спешить было некуда, вот я и дал ей поспать вволю...

Спала она час с лишним.
Спала тихо, безмятежно.
Так тихо, что и дыхания не слышно было.
На лице выражение блаженства.
Складки боли и горя на лбу разгладились.
Тело размякло, согрелось, даже лоб и щечки слегка порозовели...

- От тебе на!- спохватилась она проснувшись,- Ну надо-ж такому!..Заснула, дура старая!..Вы уж простите!..
- Ерунда!- смеюсь,- С кем не бывает!..Это даже и хорошо! Сон, говорят,- это здоровье!..

Она пришла через день.
Опять последней, как я и назначил...

Уложил ее на стол.
Стою, стягиваю шерстяные носочки.

- Ну?- улыбаюсь,- Как дела?!
- Не знаю, как и благодарить!..Спасибо тибе, мил человек!.. Я ж у вас тогда заснула было...Домой приехала, порог переступила и опять спать...Проснулась, а уже ночь...Пошла, молока с хлебом попила и опять спать...Спала уже спала!..Спала-спала!..Выспалась, наверно, на год вперед!
- Рад, что так!- говорю,- А ножки то как?!
- Болят, проклятые!- отвечает она и выражение радости на ее лице быстро меняется на маску горя.
- Это плохо!- огорчаюсь я.
- Та шут с йими!- говорит бабулечка складывая ручки на животе,- Хай болят!.. Я до вас типерь за сном ходить буду!..





Февраль 2012-го.

Моей покойной бабушке, Полине Ивановне, прошедшей ту войну посвящается...