Китовый деликатес 1

Виталий Овчинников
               
                ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

                Описанные здесь  события относятся к середине восьмидесятых годов прошлого столетия,  когда я работал начальником бюро  по механизации и автоматизации производственных процессов  в отделе Главного сварщика  Электростальского завода тяжелого машиностроения. Завод был громадный, на нем работало около двадцати тысяч работающих и отдел Главного сварщика насчитывал порядка 250 человек. Завод выпускал уникальные виды   металлургического,    горнодобывающего и нестандартного специализированного   оборудование, половина которого шла на экспорт, включая США, Канаду, Англию Францию и Японию.
               И в этот день, перед самым обедом  мне позвонила начальник бюро по комплектованию технологической документации  производственных заказов и попросила меня прийти в три часа  к ним в комнату, чтобы  поздравить с днем рождения  нескольких ее сотрудниц.  Естественно, что в стихотворной форме. Я тогда активно баловался стихами, много печатался в заводской и городской  газетах и кое что даже в журнале «Смена». А так как я  после  обеда никуда  не собирался, то  спокойно дал свое согласие .
              В отделе у нас тогда было много женщин, причем, много молодых женщин, выпускников ВУЗов и техникумов страны.  Поэтому такая просьба была из тех, которые не выполнить было просто неприлично!
              Методика поздравлений в отделе была  стандартная  и отработана до мелочей. Каждый месяц в каждом отдельных подразделениях отдела в один день праздновались дни рождения их  сотрудников,  родившихся в этом месяце. И в зависимости от личности  именинников  поздравить их приходил какой-нибудь заместитель Главного  по принадлежности, читал поздравительные тексты, вручал грамоты, чмокал в щеку и уходил. Но иногда оставался.
               После чего сдвигались столы,  на которых размещалась заранее приготовленная закуска, ставились  бутылки и начинался небольшой «сабантуйчик» для коллектива этого подразделения. В пять часов заканчивался рабочий день на заводе и  чаще всего заканчивалось и это импровезированное празднование, так как женской части коллектива надо было бежать или ехать в детские сады или ясли за детьми.  Но кое кто и оставался. Из тех кто  мог остаться и кому надо было сегодня остаться.
               Ведь, если признаться, то секс на работе среди ИТР-овцев в те времена был довольно распространенным явлением. Быть девять часов  на работе вместе друг с другом и не обзавестись взаимными симпатиями невозможно. А если есть симпатии, то почему бы и не развить их  и не шагнуть чуточку дальше в  каком-нибудь укромном местечке, чтобы   доставить друг другу удовольствия от взаимного общения?  Действительно, почему?  Тем более, что этот секс  был лишь ради секса с симпатичным для тебя коллегой и ни на что иное не претендовал и никаких далеко идущих последствий не имел ни для кого из партнеров!
             Но я не об этом! В три часа я пришел в комнату, где размещалось это бюро. Там уже было начальство отдела вместе с Главным сварщиком и его замом по технологии.  Среди именинниц была и одна кадровая работница отдела, поэтому присутствие самого Главного было здесь  не только желательным и даже необходимым.
             Я подождал конца официальной   части этого мероприятия,  когда начальство все уже ушло, затем вышел к столу председателя и сделал все то, для чего я сюда и был приглашен.  Я просил выйти ко мне виновницу торжества, становился перед ней на одно колено, читал ей свое стихотворение, потом поднимался, шутливо   обнимал ее и целовал в щеку! Грешен, но в губы на подобных мероприятиях  никого  не целовал никогда! Это уже был перебор. Причем, явный перебор. Словно переход некой, незримой грани дозволенного между мной и поздравляемой женщиной.
            Оставаться на  выпивон я позволял себе очень редко. Только лишь в тех случаях,  коллектив бюро был мне близок, когда меня персонально пригласили на торжество и когда я заранее давал свое согласия на свое участие в нем!
             В этом случае ничего подобного не было и я после поздравления собирался уйти к себе. Но здесь вперед вышла одна худенькая  пожилая женщина, Наталья Сергеевна,  с тарелкой в руках. На тарелке стояла стопка водки, накрытая  кусочком хлеба   и рядом приличный  кусок  мяса, обильно  покрытых густой  подливкой. Она подошла ко мне, слегка присела, подала мне вилку и сказала:
             -- Виталий Владимирович!  Попробуйте нашего угощения! Уверяю вас, что такого вы еще не пробовали!
            Я поблагодарил присутствующих, выпил стопку, занюхал хлебом и взял вилкой кусочек мяса. Мясо было темного, почти коричневого   цвета, довольно жесткое, напоминающее по виду медвежье, но очень вкусное.  Я так и сказа:
          -- Медвежатина!
          Все довольно рассмеялись! Значит, не угадал!
             Я  еще раз откусил  от  этого кусочка мяса, тщательно прожевал, чувствуя, как внимательно наблюдают за мной  любопытные глаза трех с лишним десятков женщин и проглотил. Затем поставил тарелку на столь и поднял вверх руки:
           -- Сдаюсь! Не знаю, что это за мясо! То, что вкусно, это я понял сразу, но вот чье это мясо, определить не могу!
           Все рассмеялись. А Наталья Сергеевна  сказала:
            -- Это китовое мясо,  Виталий Владимирович!
           Я открыл от изумления рот:
          -- Китовое?! Откуда?!
           -- Да у нас в магазине «Луч» продают. Всего лишь восемьдесят копеек килограмм, а  видите, какую  вкуснятину  из него можно приготовить! Ведь   я всего-навсего  затушила мясо  с пряностями в духовке и видите, как здорово получилось!
 
( Для справки - в то время килограмм говядины, баранины или свинины стоили от одного рубля 80-ти копеек до двух рублей двадцати копеек за килограмм.  Довольно дешево, но  мясо  еще достать надо было!  Поэтому за мясом мы обычно ездили в Москву, благо, что она была  под боком.)
 
             С работы я зашел в магазин «Луч». Мне было по пути. В магазине народу было мало. А в мясном отдел стояло  всего лишь пару человек. Я подошел к витрине.  За стеклом лежало мясо с пришпиленной  этикеткой, на которой было написано «мясо кита» и рядом стояла цена 80 копеек. Не долго раздумывая я взял два килограмма. Чего мелочиться-то!  Только что пробовал – вкусно!  Жена у меня готовила  прекрасно – сотворит что-нибудь «стоющее» . Так что, можно  вполне посчитать – повезло мне сегодня.
               Жене я все рассказал. Она недоверчиво  посмотрела на мясо, перевернула его пару раз, пожала плечами и сказала:
           -- Ладно, попробую. А то я голову  уже начала ломать -  что на ужин  сегодня приготовить. Сделаю это мясо с картофельным пюре и  овощным салатиком и будет нормально.
              Вечером мы  сели ужинать. Я, жена и дочь восьмиклассница. Я был конечно же  доволен собой  до невозможности  и мое лицо  естественно  же  сияло,  словно    медный  начищенный  таз! И так же  естественно, что я ничего вокруг себя не замечал! Ни того, что лицо у жены хмурое и  даже  напряженно, ни того, что на кухне стоит какой-то тяжелый, не слишком приятный запах.
              Я подошел к жене, чмокнул ее в щеку и, радостно  потирая  друг о друга   ладони своих рук,  шутливо сказал:
              -- Ну что хозяйка,  чем сегодня нас порадуешь?
               Дочь зашла на кухню вслед за мной и сразу же недовольно сморщила нос:
              -- Мам, чем это так пахнет?
              -- Ничем не пахнет, дочка, - сказал я и подтолкнул ее к стулу, - сейчас будешь лопать такой деликатес, что за ушами трещать начнет!   
             Жена положила каждому из нас на тарелку  горку картофельного пюре и по несколько кусочков мяса, густо политых  приправами. Я откусил кусочек хлеба и положил в рот мясо. Вкус мяса был совершенно другой. Не такой, как у той женщины на работе.  Точнее, вкуса   мяса практически и не чувствовался,  словно его не было вообще. Все  перебивал тяжелый, тошнотворно приторный  рыбный привкус.  Я  проглотил первый кусок и поднял глаза. Дочь и жена смотрели на меня.
             -- А что? – сказал я, - Нормально! Ешьте!
              Я взял второй кусок мяса. Положил в рот и начал жевать.  Но со вторым куском  было посложнее и я его проглотил с  трудом.
             Дочь взяла кусочек мяса, положила его в рот, жевнула  раз, другой, брезгливо сморщилась  и сплюнула в тарелку. Вытерла  рот, покачала головой  и сказала, обращаясь к матери:
              -- Мама, я что-то не хочу.
             Я взял третий кусочек мяса. И начал мужественно жевать, не глядя ни на кого и преодолевая рвотные импульсы своего желудка. Жена посмотрела на меня, вздохнула и сказал:
             -- Извини, родной, но я нахваталась уже,  пока готовила и  тоже что-то не хочу.
             Они обе ушли. Я остался на кухне один и продолжал есть, насильно запихивая  в себя кусок за куском. Я был в шоке. Я ничего не мог понять. Что-то здесь было не так. Ведь на работе-то мясо было вкусное! И дело здесь не в жене! Жена у меня мясо умеет готовить!  Да так, что закачаешься! Так что же я упустил?
           Свою порцию я все-таки съел. Я всегда съедаю все, что мне жена положит  на тарелку. И всегда хвалю ее блюда.  Даже когда они  у нее не получились. Зачем?  Ведь человек старался, готовил!  И что из того, что не получилось так, как хотела?  Зачем ей настроение портить. И ни разу за всю нашу совместную жизнь я не сказал ничего плохого о приготовленных ею блюдах.  Язык не поворачивался!
           Я убрал за собой на кухне, помыл посуду  и пришел в зал, сел в кресло и стал смотреть телевизор. Настроение было плохое. И состояние у меня было тоже  соответствующее. Меня начало мутить. И чем дальше, тем сильнее. Жена сидела в другом кресле и молча искоса поглядывала на меня. Наконец после очередного приступа,  я не выдержал и побежал в туалет. Я наклонился над унитазом и меня вырвало. Раз, другой, третий.
           Здесь открылась дверь и в туалете появилась жена с большой кружкой, наполненной  фиолетовой водой. Она протянула кружку мне:
            -- Пей всю!  Здесь марганцовка.
           Я выпил всю  кружку  и вновь склонился над унитазом. Меня  опять вырвало.  Жена снова сделала раствор марганцовки и я опять  ее выпил всею.  И меня опять вырвало. И так несколько раз. Затем я обессиленный и расстроенный,  вернулся в комнату  и лег на диван. Да-а, порадовал, называется,  своих близких заморским  деликатесом! Сильно порадовал! Хорошо, что они есть не стали!
             После этого жена решительно сказала:
          --  Все! Хватит нам этих заморских деликатесов!
             Она  достала из холодильника все китовое мясо, как приготовленное, так и оставшееся сырое,  положила в пакет, оделась и отнесла на мусорку.
              На другой день, сразу по приходу на работу, я позвонил Наталье Сергеевне и сказал, что жена приготовила китовое мясо, но нам никому не понравилось из-за сильного рыбного привкуса!
              -- Ой, Виталий Владимирович, вы уж извините меня, но я не сказала вам самого главного, Мясо над было порезанным вымочить в молоке. Оно у меня сутки стояло в холодильнике, залитое молоком! Молоко отбивает рыбный привкус и делает мясо мягким.
                Я сказал спасибо и положил трубку. Да, в принципе,  все бегающее, прыгающее и ползающее вокруг нас можно употреблять в пищу.  Вопрос лишь в том – как это все приготовить, чтобы оно стало для нас съедобным и еще - вкусным!
                Я позвонил жене на работу и рассказал ей обо всем. Предложил еще раз купить  китовое мясо и попробовать его, предварительно вымочив в молоке. Она не согласилась. И я не стал настаивать на своем! Зачем? Семейный мир дороже поварских утех.


                ЧАСТЬ ВТОРАЯ 

               Однако, недели через две после описанных события я был  перед обедом  на совещании  у  зам. Главного инженера в инженерном корпусе завода. Совещание закончилось как раз перед самым обедом. И пообедал я в столовой инженерного корпуса завода,  а потом  потопал к себе в блок цехов сварных металлоконструкций. Завод был громадный по занимаемым площадям и мне надо было  идти километра три по городской улице, протянувшейся   вдоль корпусов завода. И здесь, как раз напротив центральной проходной завода располагался  большой гастроном  по продаже продовольственных товаров.  По  нынешнему супермаркет.       
             Я зашел в гастроном, прошел  в мясной отдел и на витрине увидел знакомую картину -  мясо кита, 80 коп/кг. Я постоял,  постоял, подумал, подумал  и взял килограмм. И еще я попросил продавщицу порезать его на кусочки, положив ей на прилавок рубль в качестве оплаты за услуги. Она выполнила мою просьбу. Потом я зашел в молочный отдел магазина  и купил два больших литровых пакета молока. Я все-таки решил попробовать приготовить  мясо кита, предварительно вымочив его в молоке.
               У меня в кабинете стоял холодильник «Полюс», как и в большинстве кабинетов отдела. Придя к себе, я взял у девчат большую кастрюлю, положил в него порезанное мясо кита, сходил в туалет, тщательно промыл его холодной водой,  потом залил молоком и поставил в холодильник. Пусть постоит.  Потом я сходил к Главному и отпросился у него за завтра на после обеда  пао семейным обстоятельствам.  Ничего срочного на работе у меня на это время не предвиделось  и  Главный отпустил без вопросов.
              На  ругой  день жена у меня была во вторую смену, а дочь сразу после школы шла на занятия по гимнастике.  Так что у меня было несколько часов для  эксперимента. Я хотел попробовать приготовить жаркое из вымоченного в молоке китового мяса.  Но попробовать хотел один,  без свидетелей! Больно уж сильным оказалось  впечатлений от  первого неудачного опыта. Если не получится – выброшу! А если получится, то будет сюрприз.
               Дома я заложил мясо в кастрюлю и поставил на плиту. Довел до кипения  и  воду  вылил.  Залил снова, но не полную кастрюлю, а лишь столько, чтобы мясо  было заполнено водой   и снова поставил на плиту. Затем почистил картошку, порезал ее кубиками и поставил варить в другой кастрюле. Но варить не полностью, а лишь до половины ее готовности.  Почистил лук, морковь, перец болгарский, порезал пару помидоров мелкими кусочками и  затушил все это в большой сковородке. Но тоже не полностью, а  лишь до половины готовности.
           Как только мясо был почти готово, я слил  часть бульона в отдельную кастрюлю,  вывалил  в мясо  недоваренную картошку и добавил  всю сковородку  «недозатушенных»  овощей. Перемешал тщательно, закрыл и поставил на малый огонь тушить. Это было мое коронное блюдо  под названием картошка с мясом и овощами.  С  любым мясом, будь то говядина, свинина или баранина, оно получалось бесподобным.  Посмотрим, что будет с китовым мясом.
             Минут через пятнадцать процесса тушения, я открыл крышку кастрюли, посмотрел консистенцию. Надо было, чтобы получилось  не густо,  но и не жидко, а что-то среднее между ними.  Для этого я и оставил мясной бульон, чтобы  откорректировать при необходимости.
          Затем я бросил  в кастрюлю лаврушку и черный перец горошком,  Закрыл крышку, выключил газ  и укутал  кастрюлю полотенцами – пусть доходит. После этого  я убрал за собой, пошел в большую комнату,   сел в кресло и включил телевизор. Я был доволен – вроде получилось!
          Где-то  через час пришла дочь! Она чмокнула меня в щеку и замотала головой:
         --   Чем это так вкусно пахнет? Есть хочу, как волк!
            Я не стал ей говорить про китовое мясо, чтобы не сбивать ее с толку. Я накрыл  на стол на двоих, и себе, и ей. И мы с ней навернули по тарелке. Было вкусно!  Действительно вкусно! И никаких намеков на то, что это было  китовое мясо.
           И только после того, как вечером жена попробовала это мое блюдо и совершенно искренне похвалила, я признался  своим, что блюдо было приготовлено  из вымоченного в молоке китового мяса. Жена шутливо шлепнула меня по задней части и проворчала:
          -- Тоже мне, конспиратор!
          Мясо кита у нас в городе было еще недели три, если не больше.  Жена брала его  несколько раз и делала из него котлеты, отбивные, гуляши. Естественно, что предварительно вымочив сутки  в молоке. И было очень вкусно.