Рецензия на фильм Борис Годунов

Олег Татков
История не принадлежит режиссёру....



В сокращённом варианте "Литературная Россия" от 24.02.2012 (http://www.litrossia.ru/2012/08/06850.html)


Предисловие:


Цитата №1: 
"И я там был, и я там в снег блевал"... 
Иосиф Бродский. "Перед памятником А.С. Пушкину в Одессе".


Цитата №2:
"В чьих глазах и зачем Бродский хотел постоянно выглядеть чемпионом? Людей? Бога? Своих? На этом и подорвался"
Юрий Кублановский "Ноль девять"/«Новый Мир» 2012, №2.



Цитата №3:
Репетиция театрального коллектива в Бердичеве. На сцене декорации Грановитой палаты Кремля.
ГОДУНОВ: Азохен вэй, товарищи бояре!
БОЯРЕ (кланяясь вразнобой хором): Азохен вэй, наш русский цар!
ГОДУНОВ: Я что-то Шуйскера не вижу среди тут!
СУФЛЕР(из будки): Поц! Не «среди тут», а «между здесь»; так будет больше по-русски!
ГОДУНОВ (суфлеру): Шлимазл! Кто тут цар?!
Владимир Шолох, фейсбук
 


Великий русский военный хирург Николай Пирогов вошёл в историю как основоположник топографической анатомии. Он распиливал замороженные трупы вдоль, поперёк и вкось и описывал пространственное  (3D – авт.) расположение внутренних органов. Сейчас это делает  в диагностических целях (безболезненно и на живых – авт.) аппарат под названием  «компьютерный томограф».  Прогресс, однако…


Мы – русские/россияне, - странная нация. Вот взяли и устроили из даты убийства  национального гения  Александра Пушкина общемировой праздник и ничего, – весь мир подхватил. Хоть  и стрёмно немного,  (сразу вспоминается  «бородатый»  анекдот про Ворошиловского  стрелка – «Стрелял Дантес, а памятник Пушкину» - авт.),  -  но,  наверное, - это правильно,  – именно  в день убийства «солнце русской поэзии» перешло в бессмертие…


Режиссёр фильма «Борис Годунов» Владимир Мирзоев сам признаётся  в том, что он сознательно  очистил в трагедии Пушкина текст  и видеоряд от исторического флёра исключительно с одной целью – для обнажения (по его определению – авт.) - «вибрирующего смысла» пушкинских строк...


Я думаю, режиссёр  немного лукавит – современная российская социальная атрибутика в фильме довольно мощно  присутствует и, -  на мой непрофи взгляд, -  лишь иногда «вибрирует» (сцены с убийством детей Годунова, поездках военных на танках),  иногда даже резонирует (сцены с Казаковым- Пименом), -  но, в общем, -  немного отвлекает от собственно пушкинского «Бориса Годунова»….


Собственно, Мирзоев в этом плане не новатор.  К  примеру,   шекспировского Гамлета,  в какие только интерьеры и эпохи не помещали? ….   Кроме космоса и глубин мирового океана   «принц датский»,  кажется,  отметился уже практически  везде…


Естественно,  режиссёр имеет полное право на этот ход  и относительно образов  «Бориса Годунова», но  театральность, нарочитость меня лично «выбивали» из просмотра и это, на мой взгляд,  сработало  скорее «в минус», чем «в плюс» всего фильма в целом.


В этом плане не спасает даже наличие «талантливого сценариста» (цитирую шутку Мирзоева – авт.)…


В фильме очень хороша операторская работа Павла Костомарова.  В  предлагаемых режиссёром Мирзоевым обстоятельствах он опять на высоте и это совершенно другой (по сравнению с «Как я провёл этим летом» - авт.) операторский труд. Огромное количество крупных планов актёров (что иногда не всем на пользу – авт.), «альмадоварское» роскошество цвета и объёма интерьеров. Даже набившие оскомину обязательностью показа в фильмах последних лет планы Москоу-Сити, - смотрятся совершенно свежо и очень неожиданно. Это и удивляет,  и вызывает уважение, поскольку со сцены Большого зала Дома кино,  продюсер фильма Екатерина Мирзоева (по совместительству жена режиссёра) сказала, что бюджет был более чем скромным ….


Режиссёр Мирзоев, как мне кажется, - немного  переиграл с условной театральностью кинодейства – и это очень сильно сказалось на игре актёров  – более того нарушило веками устоявшуюся литературную аксиому о психологической  равноценности/равнозначимости  волевой и исторической мощи тандема Годунов-Отрепьев. Если Максим  Суханов (Годунов)  предельно жизненен  и убедителен в предлагаемых Мирзоевым обстоятельствах, то Андрей  Мерзликин – всего лишь - убедительно  театрален… Исключение составили, на мой взгляд,  сцены на танке,  – но там, как говорится,  - антураж вытаскивает...   



Шуйский – несомненная удача   актёра Леонида Громова. Очень уж убедительно им передано вневременное кредо российского ВИП - чиновника, - удержаться на плаву, успеть вовремя предать, не оступиться идя по карьерному «канату»  над пропастью, не отвести глаза, или отвести вовремя.  Наверное, это очень тяжело быть царедворцем – иногда Шуйского  жаль даже…


Убедительны, но не потрясают и остальные исполнители - Петр Федоров (Басманов),  Агния Дитковските (Марина Мнишек), Дмитрий Певцов (Воротынский),  Рамиль Сабитов (Афанасий Пушкин), Захар  Хунгуреев ( царевич Федор).


Очень неожиданно и свежо смотрятся Елена Коренева в роли хозяйки приличного семейства из народа и теледеятель Леонид Парфенов в роли думского дьяка Щелкалова.


Есть ещё одна роль, на которой хочется остановиться отдельно.  Наверное,  так было угодно Господу, чтобы именно в  роли мудрого отца Пимена  ушёл в бессмертие Великий российский актёр Михаил Козаков.   Когда смотришь в  глаза Мастера, знаешь каких усилий  ему, - смертельно больному стоила эта роль,   - ком стоит у горла…
Владимир Мирзоев, члены съёмочной группы, зрители на послепремьерном  «разборе полетов» в Большом зале дома кино очень много тёплых слов сказали о работе Михаила Михайловича.  Цитирую Мирзоева – «Михаил Казаков – независимый интеллектуал, никогда не мутировавший» под давлением обстоятельств….   
Вечная ему память……



Я так и не смог понять посыл режиссёра Владимира Мирзоева. Посыл или первичную мотивацию относительно того,  что же он всё-таки пытался сделать – спектакль на плёнке или кино для театральных подмостков? Не совместилось, не произошло синтеза, НЕ СЛОЖИЛСЯ ПАЗЛ…
Мне кажется Мирзоев,  – прежде всего – театральный режиссёр и в кино «Борис Годунов» он пришёл прежде всего с театральными лекалами, но…



Вспомним Станиславского, который - (сужу по воспоминаниям и «Театральному роману» Булгакова – авт.) - месяцами занимался - (пардон за жаргонизм – авт.) - «психофакингом» труппы, - устраивая многочасовые читки, разбирая историю каждой роли…



Даже условный «восьмой лебедь из пятого ряда массовки» у него был с анамнезом; – типа – в месяц от роду его клюнула хромая утка, в два месяца – чуть не переехала хозяйская бричка, в пять – прилетал ястреб, унесший лучшего друга, а в семь  из-за  гусеницы рухнула любовь. Эти дела происходили в присутствии всех актёров,  и они начинали резонировать друг с другом – дышать и думать в унисон. И тогда возникало чудо под названием СПЕКТАКЛЬ, когда вместе с ними в унисон начинал дышать и зрительный зал.…



Очевидно этого в подготовительный период кино «Борис Годунов» не было; – строился график съёмок под возможности актёров и декораций. Это очень заметно на экране, - заметно неровностью психологического накала – ну нестыковка межактёрская. Суханов, Казаков, Костомаров – режиссёры и по крови и по мышлению, и они «сделали это».



Остальные – просто старались и в лучшем случае выдали на гора вибрации, а мыслился, как я понимаю, – резонанс…





В предисловии к “Истории государства Российского” Н. М. Карамзин утверждал: “История народа принадлежит царю”.
 



Работая над драмой “Борис Годунов”, посвященной его памяти, А. С. Пушкин тем не менее резко возразил историку, переделал его афоризм: “История народа принадлежит поэту” (Н. И. Гнедичу, 23 февраля 1825 года).  (цит. по «Нева». - №2. - 2012 - авт.)




Гёте как-то написал в «Фаусте» (за точность цитаты не ручаюсь – авт.!
«Живой предмет, желая изучить.
Учёный прежде душу вынимает,
Затем предмет на части разрезает…»




Лично я против разрезания/препарирования пушкинской трагедии  «Борис Годунов»….



История не принадлежит режиссёру....   



Мнение это моё - сугубо личное, субъективное.



Послесловие:


История в нашей стране имеет страшную привычку повторяться – в этом я с режиссёром Владимиром Мирзоевым согласен абсолютно…..






Фото взято в фейсбуке - Ресурс "Пирожки с буквами"
Рекомендуемая литература. 
1. Александр Сергеевич   Пушкин  Трагедия  «Борис Годунов»

2. Владимир Владимирович Мирзоев Интервью «Российской газете» http://yarcenter.ru/content/view/44663/226/