В Африку гулять... Глава 11

Алекс фон Джаго
   Если бы, когда мне 17 было, сказал кто, что буду сальдо-бульдо изучать, наверняка отвял бы провидец с разбитым фэйсом. Как же! Мне ж династию продолжать надо! Ведь "я рожден для службы царской". Сколько ж  потом, таких же наивных, чистых мальчиков воспитанных безработными мамами в военных городках, и тем самым лишивших своих чад тренировки работать локтями с ясельного возраста, встречать мне на лейтенантских должностях в Красной Армии пришлось. А вот уже с майорских начиная, в основном уже потомки рабоче-крестьян сидели, в свое время в военные училища от рока династии своих предков продолжать. Как раз эти и не заморачивались, послать ли сопляка снимать хитрую итальянскую мину или самим идти. Потому и выживали, потому и "росли". И меня, когда с нищенской пенсией из армии турнули такой же "жизнестойкий" заменил.

   Что надоумило в универ поступать, до сих пор не пойму. Наверное, боязнь себя жалеть начать и спиться в итоге. Кто бы лет 20 спустя, поверил, что на "Финансы и кредит" недоборы бывали! По этой причине и занесло на это девичье вечернее отделение "переростка", у которого еще и щека дергалась. По каким каналам можно только догадываться - ведь финансистки они тоже все в основном были династические, но размер моей пенсии стал однокурсницам известен очень скоро и любовные сети не плелись. Хватало девушкам, оказывается, и простого общения, даже несколько снисходительного. И было это к лучшему, ведь один раз "замуж" уже сходил, и алименты все с того же пенсиона уже отстегивались. Потому времени хватать стало не только на учебу, но и книжки почитать.
  Вот в курилке нашей университетской читалки и столкнулись мы с Марленом - нашим преподом по эк. географии. Про него сплетни ходили, что раньше он в "конторе" трудился или что-то вроде того. Но я то после гор знал, что из того ведомства так просто не соскочить и не очень то болтовне верил. Хотя на лекции к мужику ходил с интересом и всегда, садясь на первый ряд, не демонстративно включал диктофон, настраиваясь просто слушать и понимать, а не безмозгло строчить конспект. В отличие от сидящих вокруг умничек и дурочек, уверенный в том, что все зачеты у меня и так будут, а на экзаменах я хоть разумный минимум, но вырву. И по глазам, этот видно опытный человек у меня многое прочесть смог. И разговор, что он затеял, вокруг нас никто понять не смог.

Из за речки?
- Да.
 -Кто?
- Сапер.
 -Почему пальцы все?
 -С похмелья не работал.
А дальше он сам предположил - Контузия?
 -А что еще может быть, раз ничего не оторвано?
Даже с размером моей пенсии ошибся всего на пятерку, по возрасту звание, с которым меня турнули, вычислив. И извинился потом - Про себя рассказывать не могу. Подписка.
           Но и меня больше расспросами не мучил, хотя интересно-то это только тем, кто сам той пыли не глотал. А по всему видно было, что бывал он не только там. И раз живым отпустили, то видно знает что-то особенное и так это знание упаковал, что и сыворотка правды не взяла, а посему беречь и лелеять его вынуждены, на авось надеясь.
           О том, что учиться 5 лет я не за тем решился, чтобы очень низкооплачиваемую работу в дальнейшем получить, Марлен просек уже на первой лекции, когда в отличие от других не макушку мою узрел, а лицо. Еще бы, ведь он тогда про Памир рассказывал, и мне эти подавляющие, на равнине выросшего, громады вспомнились. Но и потом он умел так преподнести и описать, что даже те места, где я быть даже во снах не мог, представлялись не менее явственно. Будто сам паришься в Центральной Америке, или сплевываешь в Африке красную пыль дорог.
     Несколько раз помог мне своевременными советами старший товарищ (это он сам себе такой статус определил), да и трудоустроил тоже он - были у него связи. А когда   реферат писать мне время подоспело, то сам тему "не стандартную" посоветовал, а про недавно открытую кимберлитовую трубку в Ботсване. Правда, как только я её копнул, то сразу просек, что вляпался в информационный вакуум - интернета ведь еще не было, да и в библиотеках даже информация была очень отселектована. Знать смертным дозволялось только то, что было одобрено "свыше"(но не Богом. Увы!). А у Марлена нужные материалы нашлись. Правда журналы были на португальском и английском, в которых я был почти одинаковым дубом, но словари он тоже дал. А дальше уж сам. Видно, что в прошлой жизни он сопли подчиненным не вытирал, да я и сам таким был, потому зубы сжал и писанину проклятых капиталистов худо-бедно, но одолел. Реферат получился толковый, а преп меня зауважал и стал подкидывать мне издания, которые и в академической нашей библиотеке не водились.

         Даже когда курс у него завершился, Марлен продолжал позванивать и предлагал почитать то, что неизвестно какими путями могло попасть к простому советскому доценту. И, казалось бы, зачем я забиваю голову мусором о далекой, жаркой Африке, в которой был уверен, что никогда не побываю? Но ведь и астрономы зачем-то в телескопы на звезды глядят. Когда универ я добил и зашел к товарищу попрощаться, то пригласил он меня к себе в кабинет, где на столе я мозамбикский флажек с калашом увидел, а хозяин достал из этого стола "стекляшку" с ноготь и протянул мне, сказав, что это с той самой Летлхакенской трубки. И еще он напутствовал не очень стандартной фразой: - "Не верь, не проси, но надейся!" И сколько раз эта инструкция помогала мне выжить. А "мусор", что плотно упаковался в голову еще на заре ТОЙ жизни, нынче срабатывал как нельзя кстати. Ведь даже тот малавийский царек, что под руку просился, не знал о своей земле то, что мне было известно уже полвека. Хотя в тех землях вживую и не был никогда. Знал я, что полна эта земля бокситов, железа, угля. Про горные реки он, конечно, знал, но о том, что это гидроресурс - не догадывался. Хотя и про то, что земля плодородна, известно ему было, но вот только урожая не каждый год на всех хватало почему-то. А воины вроде и храбры, но то соседи, то португальцы, через оз. Ньяса переплывающие, пусть хитростью, но одолевают. Так что теперь этому вождю требовался "старший товарищ", чтобы сберечь свой народ.