Жук

Дмитрий Парамонов
Крупный жук барахтался в пыли на асфальте, он сам был уже цвета пыли, лапки его двигались медленно. Видно было, что он уже потерял надежду подняться и шевелится просто для очистки совести.
Что-то заставило меня задержаться возле него и даже перевернуть носком кроссовки насекомое на ноги. Я, вообще-то, по обыкновению торопился и лишь краем глаза успел заметить, что, поставленный на ноги, он продолжал двигать ими так же вяло. Вероятно, подыхал, увы…
Но, возвращаясь той же дорогой минут пять спустя, я обнаружил, что жук весьма активно перемещается по асфальтовой площадке и уже пробует силу своих запылённых крыльев, которые пока раскрывались лишь на четверть или на треть размаха. Тогда я понял, что спас это существо от позорной преждевременной смерти и возрадовался.
Я ждал, что он прилетит ко мне вчера, но он явился только сегодня вечером. Впрочем, причина у него была уважительная: вчера он должен был долететь до Серебряного Бора – повидать сородичей и рассказать им о городе, это был его долг. А поскольку он был ещё слаб, то решил не возвращаться в тот же день, а переночевать в Бору. Думаю, что дело тут было даже не в слабости, - ему просто не хотелось возвращаться во враждебный город, хотелось остаться среди сосен, кустарников и речной мошкары, близких его сердцу и которых он мог никогда больше не увидеть.
Но он должен был вернуться, чтобы найти меня – своего покровителя. Я был нужен им, чтобы показать дорогу к большим лесам.
Кстати, жук рассказал мне, как он оказался почти без сознания барахтающимся на асфальте рядом с моим домом – как он заблудился в городе и тщетно почти полтора часа искал безопасное место для отдыха (это было непросто, потому что он понятия не имел, какие опасности могут поджидать его здесь), как за ним погнался кто-то чудовищный вроде стрижа (он не успел толком рассмотреть), как, летя на бешеной скорости, он ударился о каменный столб, и счастье, что не прямо лбом, а вскользь, потом потерял ориентацию и опомнился только на земле, оглушённый и неспособный подняться на ноги. Как долгое время он боролся со смертью, раз за разом собирая остатки сил и пытаясь резко раскрыть крылья, чтобы перевернуться через голову, - достаточно простой приём, когда силы есть. Потом мысли его стали путаться, глаза накрывала густая пелена… Временами ему казалось, что он уже поднялся, или что даже уже летит. Он заметил меня, когда я остановился над ним, и подумал, что я хочу давить его. И обрадовался, потому что очень устал. Я показался ему мирным человеком, и он был уверен, что я сделаю это быстро и не мучительно. Почему он так думал, трудно сказать, он был тогда в полубреду. И оказавшись на ногах, он всё ещё ждал следующего, решающего удара кроссовки. Только спустя пару минут он понял, что я дал ему шанс, и жук ухватился за него и не упустил. Он сказал, что несколько часов просто сидел в траве, почти неподвижно, а начал передвигаться короткими перелётами, сначала по нескольку метров, потом – всё более увеличивая расстояния.
Теперь он вернулся, ожидая от меня очередной порции помощи.