Афганистан

Юрий Воякин
          Афганистан. Что мы знаем об этой стране? Да многие вообще ничего. Ну страна, где-то там далеко-далеко. Вроде бы мусульманская... Вспоминают о ней обыватели только в связи с последними новостными сводками, да по рассказам служивых людей, которым довелось побывать в тех краях.
          Древняя эта страна поразила бы вас первозданной красотой. На севере, в пределах Бактрийской равнины, простирается песчано-глинистая пустыня, как продолжение Каракумов. На юге и востоке ввысь устремляются горные хребты Гиндукуша и Паропамиза. Весною предгорья покрываются кроваво красным покровом - цветут маки. Красиво здесь, но... неуютно.       
          Всё живое в пустыне днём прячется в тень и надолго замирает. Лишнее движение - это шаг к обезвоживанию и последующей от него гибели организма. И совсем по-другому всё выглядит ночью. Ночь в пустыне - это пора активных действий её обитателей. Каждый выходит на охоту, чтоб забрать чужую влагу и кровь, пополнив свои запасы. Но каждый охотник в тоже время и потенциальная жертва.
          Вся ночная жизнь в пустыне построена на звуках. Здесь нет общего шумового фона, как в средней полосе России или Европы, скрадывающей чьи-то чужие неосторожные шаги за шелестом листвы деревьев и кустарника. В пустыне найти жертву - значит уловить её звук и определить затем по нему её местонахождение.
          Поэтому пустынный ёж точно такой же как и наш европейский, но отличается от своего собрата только большими ушами, эдакий колючий чебурашка. Лисы, шакалы и гиены тоже ушастые. Всё здесь построено на звуковых ощущениях. И если вы уловили в ночи чей-то звук, то это значит очень скоро вы услышите и чьи-то предсмертные визги, хруст раздираемых костей и плоти. Остальные её жители лишь зафиксируют очередную чью-то жизненную драму.
          Но это, всё так сказать - пищевая цепочка. Она предопределена самой природой. А вот охота людей на себе подобных, увы, противоречит всем природным принципам. Здесь, подобно братьям нашим меньшим, у участников просыпаются все глубинные инстинкты, цель которых только одна – ВЫЖИТЬ! Вырваться из жутких объятий смерти, выжить любой ценой, по возможности нанеся максимальный ущерб противоборствующей стороне.
           История этих мест очень древняя, а местоположение страны на стыке караванных путей и дорог, поэтому мирные времена бывали здесь не часто. Великие Моголы, Тимуриды, Бактрийцы, Македоняне, британцы и прочие, и прочие... Кто только не пытался прибрать к рукам эти земли. Довелось служить в этих негостеприимных краях и многим нашим ребятам с 79-го по 89-й годы прошлого века.

           Как и сотни лет назад война не оставляет человеку выбора. "А ля герр ком а ля герр" - говорят в таких случаях французы, на войне как на войне - без выбора, или ты или тебя. И сидели в ночи у тайной тропы молодые ребята в советской форме ожидая незваных гостей, втайне надеясь что эта ночь пройдёт спокойно. Подобная "охота", не может быть понятна "человеку диванному" тихо живущему в многоэтажке. Каждый нерв в такие мгновения напряжён до предела. Палец на скобе спускового механизма, готовый в любой момент сорваться на спусковой крючок  и...  дальше уже полагаешься только на отточенный многочисленными тренировками рефлекс, Фортуну и инстинкт самосохранения. Выживает тот, кому повезёт и пусть рыдает поверженный враг, если ещё будет в состоянии осознать трагедию и мрачный финал.
           В повседневной суете человек больше осознает себя не как обособленную личность, а как составную часть общего людского потока. Толпа всех обезличивает и стирает грани между людьми. И совсем иное поведение человека на войне, ночью. Здесь в нём всплывают все дремлющие ранее инстинкты заложенные природой за тысячи и миллионы лет его эволюции. Инстинкт - вовсе не коллективный инструмент, это опыт выживания индивидуума. Только ночью в ожидании опасности или же на краю гибели начинает интенсивно работать интуиция - результат работы мозга на бессознательном уровне, считывающая помимо воли человека и перерабатывая всю получаемую информацию об окружающей его среде. И если только в памяти всплывет хоть какая-либо отрицательная ассоциативная информация то, мозг сразу выдаст человеку команду - "Будь осторожен, опасность". Не думающий об этом будет слегка удивлён, но, как правило, насторожится. Пожалуй это и есть интуиция! Но, растерял интуицию современный житель мегаполисов прельстившись на блага цивилизации и, получив взамен от неё всего лишь букет новых заболеваний.
           И дай Вам Бог не испытывать свою интуицию в таких вот экстремальных делах.

           Прошло уже почти четверть века, с тех пор как выведены наши войска из Афганистана. Мы ушли, вернулись в родные пенаты зализывая раны и оплакивая потери. Но годы те не прошли даром,  опыт великая вещь, и там его набрались мы в избытке. Знающие люди отмечают, если бы не ТОТ Афганский опыт, потери в последних войнах на Кавказе были бы куда ощутимее, но, лучше бы уж не было этих войн вообще. И тем не менее они были, и уже (надеюсь) в прошлом.
           А американцы, (вот уж двойные стандарты) вопили в те времена о нарушении суверенитета, снабжая в то же время душманов оружием и провиантом, а теперь, не учтя наших ошибок сами увязли в этой стране. Помыкались по горам и пустыням они, поняли что ловить здесь нечего, и, не знают как теперь уйти оттуда сохранив приличную мину при плохой игре...

           15 февраля 2012 очередная, 23-я годовщина вывода наших войск из Афганистана. Поздравляю всех, кому довелось побывать "за речкой"! А третий тост, как всегда - за павших героев!