Странный мудрец

Лора Левская
      В один из дней уходящего теплого сентября на пороге жилища Мудреца появилась женщина средних лет, одетая скромно, но очень аккуратно. В руках она держала корзинку.
  - Что привело тебя в мой дом? – поинтересовался Мудрец при виде незнакомки. – Проходи, присаживайся.
      Прежде чем ответить, женщина огляделась по сторонам. Комната, где принял ее Мудрец, удивила ее своей простотой и уютом. Комната была  крохотной, словно игрушечной. Из мебели только топчан, стол, укрытый вышитой скатертью, и сервант с кухонной утварью, аккуратно разложенной по полочкам. В углу под горящей лампадкой висел белоснежный рушник с той же вышивкой, что и на скатерти.
      - Я даже не знаю, с чего начать, - женщина присела на стул, не выпуская корзинку из рук, и обратилась лицом к Мудрецу. Он сидел на единственном в этом доме стуле, держа свои руки на коленях, покрытых толстым пледом. Лицо было бледным и спокойным.
     - Я помогу тебе. У тебя появился вопрос, и ты не можешь найти ответ. Верно? – спросил он гостью.
     - Да, - кивнула она.
     - Не торопись, расскажи все по порядку.
     Женщина еще раз окинула комнату взглядом и начала свой рассказ:
     - Живу я нормально, не бедствую и не шикую. Словом, на жизнь не жалуюсь. Вырастила двух сыновей, сейчас помогаю внуков воспитывать. Муж несколько лет назад ушел в мир иной. Дети у меня хорошие: заботливые, трудолюбивые. Один в деревне живет, другой в городе, не-далеко от меня. С мужем мы честно трудились, но на жилье детям так и не заработали. Пришлось одному сыну отделить часть своей квартиры. Я живу сейчас в маленькой, но зато отдельной. А второй сын женился на сироте, и сейчас они строятся сами.  Сейчас я на пенсии, надо бы по-работать, чтобы детям помочь, а у меня не получается. Внуки - дети от старшего, в дневное время на мне. Слава Господу, с голоду не помираю и одеть, что есть. Так бы и жила, не задумываясь. Но, месяц назад я была на похоронах одной  своей родственницы. Это далеко, в Сибири. Племянников не видела несколько лет и о их судьбе подробностей не знала. Пока брат был жив, мы созванивались, говорил, что все живы здоровы. Брата уж несколько лет нет. Вот, встретилась с племянниками на похоронах, разговорились. Парни оба справные. У старшего племяша все хорошо, а у младшего как-то все волнисто – не понятно. Вроде и добрый, и работящий. А живет без семьи и без квартиры. На съемной живет. А ведь у него бизнес был, семья была, квартира тоже была. Записал все на жену. Что уж там случилось, не знаю, но прибрала его бывшая жена все к своим рукам, - женщина остановилась, чтобы смахнуть слезу. - И при всем, что с ним произошло, он остался необыкновенно добрым  и работящим. Знаете, из него доброта так и пышет. После похорон проводил меня, посадил на поезд, а я  потом всю дорогу думала о нем. Потом о своем младшем. Хорошие парни, но судьба им то одни, то другие трудности преподносит. Все думала и думала, и вдруг вспомнила, что мне когда-то рассказала моя бабушка. Было это давно, перед войной, когда моей маме было года три. Бабушка всей семьей: с мужем и детьми скитались с одного места на другое, пытаясь подзаработать. И вот где-то в Сибири на приисках им удалось намыть приличную порцию золота. Потом они решили вернуться в родные места, на Урал. Золото упаковали в мешочки с черемухой. Зачем, я уже и не вспомню. Наверное, чтобы не обокрали, дорога дальняя, мало ли что. Возвращались по реке, была глубокая осень, по ночам уже и лед появлялся. Случилась беда – лодка перевернулась. Из последних сил дед и бабушка спасали своих детей, спасли всех троих. Одного ребенка долго пришлось выхаживать, долго болел. Слава Богу, все обошлось, - женщина развернулась к лампадке, что освещала икону, и перекрестилась. Взгляд вновь обратился к Мудрецу. -  Я к чему это рассказываю, я эти дни все думаю, в нашей семье все работящие, лентяев нет. Живем, работаем, на чужое глаз не точим, но все с такими трудностями достается. Может, сглаз какой на наш род лег и идет по следующим поколениям. У нас то вроде терпимо, а из-за племянника я сильно расстроилась, ни отца, ни матери, ни семьи. Скажи мне, мудрый человек, чем я могу ему помочь. Мне бы очень хотелось.
      Мудрец, выслушав ее историю, несколько минут смотрел в сторону горящей лампадки. Только сейчас женщина обратила внимание на его возраст. Мудрец показался ей моложе ее самой.
      - Он просил тебя о помощи? – спросил он наконец.
      - Нет, - возразила она, растерянно  глядя на Мудреца. – Нет, нет, напротив, предложил свою помощь. Так и сказал: «Тетя Настя, звоните, если что. Постараюсь помочь», – произнесла она со слезами на глазах.
      - Благодари Всевышнего за то, что дал твоим близким - тем, о ком ты сейчас печешься,  такое большое богатство, как доброту. – Женщина смотрела на него широко открытыми глазами,  не совсем понимая, что он говорит. – Доброта – это божественный дар! – медленно продолжил Мудрец. - Доброта, как и здоровье, дается нам свыше. Видимо, честно прожили свою жизнь ваши предки, не озлобились на испытания судьбы. В награду Бог наделил их правнуков могучим и великим даром – добротой. Дар – это то, что не продается и не покупается. Молись, чтобы твои близкие не обронили этот волшебный дар по дороге жизни, - он говорил медленно и вдумчиво, сохраняя при этом неподвижную позу. - Пусть их доброта обогреет тех, кому не повезло совсем - тех, кто выбрал чащу с деньгами, - Мудрец замолчал и отвел взгляд на лампадку. –  Ступай. Я помолюсь за твоих потомков.
     Женщина поднялась и, подхватив корзинку, поспешила на выход. В ее голове все смешалось. Быстрыми шагами она заспешила к станции. Только оказавшись на платформе, она вспомнила про свою ношу. В корзинке были сладости, выпечка, шерстяные носки варежки для Мудреца. Женщина так расстроилась, что села на лавочку и расплакалась. Она и сама уже не понимала, отчего она плачет. Поход к Мудрецу показался ей сейчас полным абсурдом, сам Мудрец – странным. Вдобавок ко всему она еще и про гостинцы, и про носки с варежками забыла. Неужели, опять везти их домой, она же специально для Мудреца их вязала.
      Она и не заметила, как подкрался вечер. Ей казалось, что у нее нет даже сил  подняться, чтобы купить билет.
     - Вам нужна помощь? – услышала она мужской голос. Голос был с хрипотцой, но показался ей очень добрым.
     Женщина подняла взгляд на человека в телогрейке. Он стоял прямо перед ней, прижимая авоську к груди.
     - Нет, нет, все в порядке, - ответила она и опустила глаза.
     - Следующая электричка через час. Поднимайтесь, вы так замерзнете, - и не дожидаясь ее согласия, человек, подхватив ее под руку, начал поднимать со скамейки. – Пойдемте, в кассе моя дочка работает, Людмилой зовут. Она вам чайку горячего сделает. Заодно и поворкуете, глядишь, и ей повеселее будет.
     - Спасибо! – Женщина, чувствуя, что давно замерзла, последовала за человеком. – Спасибо, и дай вам Бог, здоровья!
    - И вам здоровья! – ответил он, оставляя незнакомку наедине с дочерью.
   Пока женщины пили чай, между ними завязался разговор. Гостья поведала ей о своем походе к Мудрецу и о своих сомнениях…
    - Как бы сказал мой папенька, - ответила девушка на улыбке, - всякой мысли требуется время. Время все расставит по местам. А Мудреца нашего мы очень любим и молимся за его здоровье каждый день и всей семьей, - улыбка исчезла с лица девушки. - Он дочку мою спас. Спас, заплатив своим здоровьем.
    - Как здоровьем? – воскликнула женщина.
    - Мудрец наш раньше при церкви работал. То крышу подремонтирует, то колодец для церкви приведет в порядок. Он из бывших афганцев. Прошел войну, в плену побывал. Жена его не дождалась, за другого замуж вышла. Вот он и стал при церкви жить, людям помогать, и батюшке. Люди полюбили его за доброту, он какой-то безотказный. Но случилась беда. - Брови на лице девушки сдвинулись, уголки глаз опустились. - Осенью, когда река уже ночами начинает подмерзать, - ее голос задрожал, и она ненадолго остановилась. – В общем, моя девочка, ей тогда было три года,  упала в речку. Ребятишки, что были рядом, кричали изо всех сил, прибежал наш любимый афганец и прыгнул спасать Машеньку. Река глубокая, да еще и с течением, с берегов  не подойти. Народ сбежался, трос бросили. Все кричат, внизу ничего не видно, все словно в тумане. Отец мой, не переставая, трос закидывает, чтобы ближе к Федору, так нашего Мудреца зовут. Попасть никак не может. У Федора дочка под рукой как плеть болтается, да и сам он уже без сил. Вода то ледяная была. Наконец ему удалось ухватиться за трос и закрепить Машеньку. Машеньку потом на скорой в больницу отправили. А мудреца нашего еще час из воды всей деревней пытались доставать. Когда он дочку нам передал, силы покинули его, а течение подхватило. Далеко отнесло. Слава Богу, нашли мы нашего спасителя.
   - Господи! – вырвалось у женщины. Только сейчас она вспомнила, как спокойно и неподвижно сидел перед ней Мудрец. – Людочка, - она соскочила с места – ее словно подбросило, - девочка, я вернусь к нему. Я должна ему помочь.
    - Нет, нет! – твердым голосом остановила ее девушка. – Не надо. Он не любит, когда его жалеют.
    В ответ женщина разразилась такими бурными слезами, что девушка принялась ее успокаивать:
     - Не волнуйтесь, пожалуйста, - уже теплым голосом вторила девушка и гладила женщину по волосам. - Папа сейчас к нему с горячим ужином направился. Они всегда вместе ужинают. А вечером придет тетя Граня и сделает ему массаж. Массаж помогает нашему Мудрецу. Он уже вставать понемногу начинает. На зиму мы обязательно уговорим его к нам переехать. Семья у нас большая, вместе мы поможем нашему спасителю встать на ноги. В прошлую зиму он по санаториям кочевал, а уж в эту мы его никуда не отпустим. – Людмила вновь улыбнулась. Ее улыбка казалась женщине какой-то особенно теплой, чем-то похожей на улыбку ее племянника. – Больше всех его любит наша Машенька. Мы с Машенькой навещаем Мудреца по выходным и разок на недельке. Сначала она крепко обнимает его за шею, а после, пока я уборкой в его доме занимаюсь, то стихи ему читает, то песни поет, то танцует, то просто прижимается к его плечу и говорит: «Ты – мой ангел-спаситель!» Это ее моя мама научила. Да, Машенька и сама все помнит и понимает, какую роль дядя Федя сыграл в ее жизни.
    Женщина перестала рыдать, но слезы продолжали катиться по ее щекам.
    - Ох, права ты, детка, любой мысли требуется время, - глубоко вздохнув, ответила она. - Я сегодня словно вновь родилась. Нет, не родилась, я впервые в жизни согрелась по-настоящему, - женщина смотрела на девушку, улыбаясь сквозь слезы. – Ты понимаешь меня?
    - Не совсем, - призналась девушка. – Я просто верю, что наш Мудрец помог вам. И вам стало легко, да?!
    - Да, мне стало тепло, девочка!  –  Она говорила, а по телу расползалось незнакомое до селе тепло. Женщина улыбнулась девушке, а рука уже тянулась к  корзинке. – Людочка, здесь сладости для Машеньки. Она любит зефир в шоколаде?
    - Спасибо, Машенька очень обрадуется. Она у нас не избалована сладостями. Спасибо вам! Большое спасибо!
    - Пожалуйста! - женщина была словно во сне. Каждое сказанное  этой девушкой слово казалось ей необыкновенно весомым, чистым и красивым. - Я прошу вас, Людочка, - она  достала из корзинки вязаные варежки и носки, - передайте это Мудрецу. Я сама пряла пряжу и сама вязала. Я вязала специально для него.
    - Из собачьей пряжи! – воскликнула девушка и, наклонившись к женщине, по свойски обняла ее. – Как здорово! Мамуля хотела в эти выходные в город ехать, специально на базар за собачьей шерстью.  Спасибо, вы нам так помогли, вы даже не представляете!
      Лицо девушки светилось от счастья. Женщина и в мыслях не могла представить, что связанные ею носки, варежки могут вызвать такой поток благодарного тепла. Женщину словно током било. Господи, сколь искренней и могучей бывает доброта и благодарность людей!  Людей, с которыми она вчера не была даже знакома. Сначала отец, потом Людмила. А еще есть Машенька, Федор, Машина бабушка, тетя Граня … И все они даруют доброту и заботу. Даруют искренне и щедро. Мудрец прав, доброта дорогого стоит! Сегодня эти малознакомые люди словно очистили ее разум от всех переживаний. И сейчас она чувствовала себя такой чистой и такой богатой. Ведь она познала силу доброты. И Мудрец ей больше не казался странным. Да, в ее жизни случился настоящий Мудрец! Мудрец, познавший истину своего существования на планете Земля.
      - Да, хранит вас Бог, добрые люди! – промолвила женщина, прощаясь.