Исповедь. Часть 8. Глава 10

Натали Бизанс
   Эта история произошла с одной моей прихожанкой. Всю жизнь она была очень ответственным человеком. Причём, считала себя обязанной отвечать не только за  свои поступки, но и за всех членов семьи. Тянула непосильный груз - контролировала всё и всех: мужа, детей, родственников и даже собаку с котом, искренне веря, что без её вмешательства всё рухнет как карточный домик.   
   В общем, билась женщина как рыба об лёд, изо дня в день всё больше утомляясь, пока не начали с нею случаться нервные срывы. И вот, такая измученная, она приходила в Церковь к исповеди, чтобы пожаловаться на свою тяжёлую долю Тому, Кто сказал: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11, 28)
   Шла на исповедь вдоволь поплакать о своей несчастной судьбе, не считая себя виноватой в чём-либо, лишь для того, чтобы добрый священник её пожалел и посочувствовал.
-  Муж мой, слабый и безвольный человек, у которого ничего не выходит, за что бы он ни брался. Без меня он вообще, наверное, давно пропал бы. Дети непослушные, совершенно распустились, всё, как назло делают!.. Горемычная я и несчастная, нет мне помощи, нету спасения!.. 
   Я внимательно слушал её, дав возможность выговориться, ведь часто люди именно за этим к нам и приходят. А когда она закончила свои откровения и обратила ко мне взгляд, жаждущий сострадания, я перекрестился и, попросив у Бога помощи, начал с ней говорить:
-  А вы никогда не пробовали ослабить свой контроль?
-  Что Вы! Что Вы, пан священник, и подумать страшно, чем это всё может закончиться!
-  Вы когда выходили замуж, знали, что Ваш супруг такой нерасторопный, ленивый,  медлительный, безответственный, беспомощный и ни на что не способный? - я повторял её же слова и эпитеты.
-  Раньше он таким не был, пан священник, молодой он был энергичный и дело своё знал, на работе его ценили, и всё ладилось. Но с годами он так изменился, начал выпивать, и все проблемы легли на мои хрупкие женские плечи. Сил нет!
-  Простите за прямоту, пани, но мне кажется, именно Вы и сделали его таким.
-  То есть как?
-  Постоянной жаждой руководить, держать всё под своим строгим контролем. Вы запрягли его как коня и взяли в руки вожжи... Простите за аллегорию! Забыв о такой простой вещи, что быть замужем, значит быть ЗА мужем. Я не хочу, ни в коем случае, унизить Ваше человеческое достоинство, Боже упаси! Мужчина и женщина равны... - я увидел как у неё вытянулось лицо. - Искренне хочу Вам помочь! Вы страдаете от непосильных нагрузок, которые сами себе же и создали. Вы же всё делаете сами: "Ты плохо пылесосишь, дай я сделаю сама! Посуда плохо помыта, я перемою. Просила же мусор вынести, никто не слышит, всем и дела нет, вынесу сама..." Так, в результате, все привыкают, что от них ничего не зависит, мама сама справится, она главная, а нам лучше и не соваться, а то ещё выслушивать придётся: то - не то, это - не это... Постепенно домочадцы становятся безвольными, пассивными наблюдателями за вашей непосильной работой. Муж с годами понял, что он ни на что не способен, тоже благодаря Вашему усердию и старанию.
   Ей было неприятно это слушать, она заёрзала, желая поскорее уйти, потому что рассчитывала услышать совсем другое.
-  Я думала, иду туда, где меня поймут!.. - с горечью заметила она, но я продолжил:
-  Быть замужем, значит буквально идти за мужем. Вы же тащите его на своём горбу, при этом не оставляя ему ни единого шанса слезть с вашей шеи. Надеюсь, ещё не поздно отпустить родных, а самой - отдохнуть. Хотя бы попробуйте! Дайте возможность им ошибиться!  Дайте возможность упасть! Не подстилая при этом заранее приготовленную соломку, чтобы потом ещё и попрекать. Человек должен быть хозяином своей жизни! Набивать свои шишки, а не те, которые набьют ему из добрых побуждений. Только так он может научиться быть самостоятельным и брать на себя груз ответственности за свои поступки и поведение!
   Она притихла и внимательно слушала.
-  В Вас слишком много страха, а это - недоверие Богу. Вы пришли в Божий Храм за помощью и поддержкой, и я искренне пытаюсь помочь исправить сложившуюся ситуацию, так как очень хорошо понимаю, насколько Вам трудно и тяжело! Попробуйте поговорить с домашними, соберите их вечером за столом и откровенно поговорите обо всём. Попросите прощения за то, что долго не давали им свободы,  и сообщите, что отныне всё пойдёт по-другому, и каждый будет отвечать за себя сам, не перед Вами, а перед Богом за свои поступки и бездействие. Попробуйте доверить их Тому, Кто сильнее и лучше нас. Для Кого не составит труда научить своих чад уму-разуму! Вы просто не давали Ему возможности сделать это.
   Она смотрела на меня огромными от удивления глазами, кажется, что-то начинало до неё доходить...
-  Как же, а что буду делать я?
-  А Вам надо просто отдохнуть, заняться собой, съездить куда-нибудь, подумать обо всём, расставить все знаки препинания в тексте жизни. И дать возможность своим родным почувствовать Ваше отсутствие, оценить Ваш труд, который они уже перестали замечать! - кажется, эта идея пришлась ей по душе. - Дайте себе немного воздуха свободы! Оставьте здесь свои страхи, весь груз усталости и забот, идите домой с верой в то, что Господь позаботится обо всём! Он сделает всё лучше нас.
-  Я попробую!.. Спасибо, отец!
   Отпустив грехи, я попросил её помолиться за мужа и детей. Она с благодарностью крепко пожала мне руку и ушла молча, в раздумьях.
   Мы часто не понимаем, что делаем с собственной жизнью, превращая её мало-помалу в тяжёлую ношу. Гипертрофированное чувство ответственности порой ломает не только нашу жизнь, но и жизнь близких людей. Начинает казаться, что кроме нас никто не в состоянии поступить правильно, и только мы одни знаем, как нужно действовать.
   На самом же деле, важно знать, что мы отвечаем лишь за самих себя. Ребёнок иногда должен падать, чтобы научиться ходить. Муж - это не собственность, которой надо управлять, точно так же и жена. Мы все перед Богом равны, самостоятельны и свободны в праве выбора, данного нам от рождения небесами. Чтобы человек был самодостаточным, ему нужно научиться действовать самому и дать право на это другим. У каждого в жизни есть свои обязанности. Семья - это, прежде всего, посильный вклад каждого человека в общее дело. Тогда всем легко и хорошо жить вместе!


Продолжение: http://www.proza.ru/2012/02/13/1134