Покровские ворота

Валерий Петровский
Сейчас уже трудно представить, но такая, по современный меркам, безделица, как подаренный ледоколу видеомагнитофон, очень здорово изменил нашу жизнь, вернее, наш отдых.
Почти ежедневно в судовом клубе «крутили» кино, коробки с фильмами подвозили на попутных судах, но фильмы эти, как правило, были не новыми. Другие развлечения» - праздничные «вечера», встречи с гостями были очень не частыми. Оставались книги и бесконечные чаепития, от которых, как уже говорил, к концу рейса очень уставали.
И вот появился видеомагнитофон. А с ним целых две кассеты. Радисты включили магнитофон в «сеть», состоящую из телевизоров в каютах старшего комсостава. Таким образом, и мы в тринадцатой каюте были приобщены к новой форме развлечений.
Включали видеомагнитофон два раза в неделю. Один день мы слушали  «Рафаэлу Карру в Москве», а другой – смотрели «Покровские ворота» Михаила Козакова. Фильм только что вышел на экраны, никто из нас его до этого не видел, поэтому смотрели все, кто имел доступ к телевизору.   
Надо сказать, что первый просмотр прошел как-то без особых впечатлений. Может, потому что по ходу фильма обменивались мнениями, отвлекались на чай-кофе… Но с каждым просмотром мы в фильм все больше  влюблялись и ждали повторного показа с нетерпением.
Самое окончание фильма не уместилось на кассету. «Вот что, Костик, я Вам ска…», - обрывалась фраза Маргариты Павловны в завершающей сцене. И сейчас, когда смотрю фильм, всякий раз «притормаживаю» в этом месте и переношусь мысленно в тринадцатую каюту. 
«Заметьте, не я это предложил», «Штихель штихелю рознь», «Высокие отношения!..» и  даже «Фалехов гендикасилап» стали почти обязательными элементами наших незамысловатых бесед и разговоров.
Маргарита Павловна,  Лев Евгеньевич, Савва Игнатьевич, Аркадий Варламыч Велюров стали почти членами нашего экипажа.
Когда встречались на берегу с семьями, то близкие, по-моему, воспринимали наши «перестрелки» фразами из фильма как неизбежное последствие длительного рейса. Да так оно и было.
Прошло вот уже почти тридцать лет. Но при встречах, которые, к счастью, бывают, мы обязательно что-нибудь вспомним из «Покровских ворот», блеснем сохранившейся в памяти остроумной фразой…
Помогает то, что этот  славный фильм появляется на телеэкране очень часто. И всякий раз смотрю его почти как в первый раз. И рядом со мной всегда с таким же вниманием и интересом смотрят его мои дети, жена.
Нет уже Инны Ульяновой, которую невозможно отделить от образа Маргариты Павловны. Даже в рекламе «Комета» она оставалась Маргаритой Павловной.
Уже простились со ставшим всероссийски известным после «Покровских ворот» Саввой Игнатьевичем – Виктором Борцовым. Что-то долго не видно на экране Леонида Броневого. Нет и Михаила Козакова!
И с каждым разом смотришь на жизнь у Покровских ворот уже немножко по-другому.
В первый же год образования нашей семьи Марина подарила мне «Покровские ворота» в виде двухтомника Леонида Зорина. В книжном изложении вся эта история показалась не такой яркой и впечатляющей. Возможно, из-за сценарного изложения, в результате чего прочитанное воспринималось как подстрочник к уже пережитым картинкам, ярко всплывающим в памяти.
В чем же секрет этого фильма? Как человек, смотревший его несчетное количество раз, утверждаю: «В отсутствии отрицательных персонажей». Не «героев», а именно «персонажей».
Вот так бы и жить, чтобы вокруг были такие разные, такие интересные, и обязательно добрые люди.