Рыжая девочка. пьеса

Людмила Крищенко
РЫЖАЯ ДЕВОЧКА
Пьеса
Действующие лица:
Рыжая девочка
Море
Чайка
Рыба
Женщина-Рыбачка
Русалка
Картина I

Берег моря. На берегу валяются выброшенные морем скелеты деревьев, камни, ракушки. Появляется рыжая девочка. На ней надето что-то легкое и полупрозрачное. Девочка бродит по берегу и собирает камни и ракушки. Она нагибается, что-то поднимает, рассматривает, но, этот предмет ее явно не устраивает, и она выбрасывает его в воду.
Рыжая девочка:
Снова не куриный бог! А мне он так нужен…
Голос:
Ты опять хулиганишь. Зачем камнями бросаешься?! Разве тебе нравится, когда тебя таким способом будят по утрам?
Рыжая девочка:
Что? Кто здесь?!
Голос:
Ш-ш-ш, ш-ш-Ш! Тише…
Рыба:
Море волнуется раз, море волнуется два… А мне незачем волноваться, эта рыжая явно не рыбачить сюда пришла… Эй, рыжая, я ведь права?
Рыжая девочка:
Простите, что?! Да кто здесь?! Кто пытается меня разыграть?! Я никого не вижу!
Рыба: (высовывается из воды, садится на волну)
А теперь видишь?!
Рыжая девочка:
Ой, р-ы-ы-ба! Какая странная, рот открывает… Может, она задыхается? Надо ей помочь… Надо ее поймать и забросить подальше в море, а то тут ей, наверное, мелко…(заходит в воду, пытается поймать рыбу)
Рыба: (отплывает)
Но, но, но! Ты же не рыбачить сюда пришла…Или я ошиблась… Опять ошиблась… На старости лет так часто стала ошибаться… Такой сентиментальной стала… Как бы не угодить на сковородку…
Рыжая девочка:
Ну, чего же ты не хочешь, чтоб я тебе помогла, глупая рыба!
Голос:
Девочка, оставь ее в покое и дай мне поспать ради бога! Не спится ей с утра…Я думала хоть сегодня отдохну…
Рыжая девочка:
Кто это со мной разговаривает? Не понимаю…
Голос:
А что ты вообще понимаешь? А не понимаешь, так иди и сиди себе дома, нечего по утрам по берегу бродить, меня тревожить…
Рыжая девочка:
Рыба что ли разговаривает…
Рыба:
Нет, вы посмотрите на нее, она только сейчас заметила, что я с ней разговариваю!
Голос:
Это я с тобой разговариваю! Я! Волны видишь?
Рыжая девочка:
Море…
Голос:
Кстати и рыба тоже с тобой разговаривает, только ты не слышишь ее…
Рыжая девочка: (растерянно)
Так пусть говорит громче…
Голос:
Не надо громче! Мне и тебя хватает! Думаешь, почему рыбы разговаривают так тихо? Чтобы меня не тревожить! Это я попросило морского царя, чтоб он создал их безголосыми… А вот вы, те, что на берегу живете, здорово меня нервируете… А потом удивляетесь, откуда волны…
Рыжая девочка:
А я и не удивляюсь… Я вовсе не удивляюсь, что вы говорите со мной… Я сама часто с вами разговариваю… Только вы никогда не отвечали…
Море:
Я отвечало, только ты не слышала.
Рыжая девочка:
А сейчас почему слышу?
Рыба:
Потому что ты спишь…
Рыжая девочка:
Говорящая рыба?
Рыба:
Ну, наконец, она услышала меня! Да, говорящая рыба, а что в этом особенного? Я же не удивляюсь, что ты говорящая девочка!
Рыжая девочка:
Простите, но девочки все разговаривают… А рыбы…
Море:
А рыбы тоже все разговаривают. Даже слишком много разговаривают! Иногда такой галдеж поднимут, хоть на берег беги…
Рыжая девочка:
Странно, но до этого дня я ни разу не слышала, чтобы со мной разговаривали рыбы…
Рыба:
Да ты просто не слушала! Каждый день здесь бродишь, ищешь чего-то, камни в воду швыряешь…Один раз чуть в меня не попала, знаешь, как я тогда разозлилась! Выпрыгнула из воды и как закричу: «Эй, рыжая, чего дерешься!» А ты даже и не посмотрела в мою сторону.
Рыжая девочка:
Но я же говорю, что не слышала вас! Раньше не слышала, а теперь вот слышу почему-то…
Море:
Тебе же сказали – потому что ты спишь…
Рыжая девочка:
Сплю с открытыми глазами?
Море:
Вот именно…
Рыжая девочка:
Но ведь так не бывает!
Рыба:
Еще как бывает! Я вот тоже с открытыми глазами сплю. Они у меня вообще не закрываются. Что ж теперь поделаешь. Вот и приходится спать на бегу, то есть на плаву я хотела сказать, и с открытыми глазами. Иначе невозможно, если б я и закрыла глаза, то меня мигом бы какая-нибудь акула проглотила…
Рыжая девочка:
Но я раньше никогда не спала с открытыми глазами. Да я и не умею, наверное…
Рыба:
Ты раньше и меня не слышала. Это же не значит, что я не умею… Значит, ты и раньше так спала, просто не знала об этом. Потому, что тебе никто не сказал.
Рыжая девочка:
Странно все как-то… Море разговаривает, рыба говорящая, я сплю с открытыми глазами… Нужно все срочно выяснить у Рыбачки. Уж она точно все про море знает и про рыб, да и про меня тоже… Пойду к ней завтракать, пусть она мне объяснит, что это сегодня со мной случилось…(отворачивается, собирается уходить)
Море:
Эй, Рыжая, подожди! (девочка оборачивается). Скажи, а что ты все время тут ищешь на моем берегу.
Рыжая девочка:
Куриного бога. Камень такой с дырочкой. Если посмотреть в эту дырочку на солнце и повернуться вокруг, то сбудется самое сокровенное желание…
Море:
И что – нашла?
Рыжая девочка:
Да, только нужно, чтобы их семь было, для надежности, тогда уж точно все сбудется. Да и вообще навсегда счастливой стану…
Море:
А без камней нельзя быть счастливой?
Рыжая девочка:
А вы были бы счастливы без камней?..
Море молчит. Девочка уходит от берега.
Рыба:
Извини, все боюсь спросить, а у Рыбачки твоей что на завтрак? (Девочка не отвечает. Уходит.)Рыба:(ежится) Б-р-р! Я так и думала! (уплывает).
Картина II
Тот же берег. У кромки воды стоит большой прямоугольный стол с белой скатертью. На столе стоят две чашки с чаем, белый хлеб, масло и икра. За столом на большом стуле сидит женщина – это Рыбачка. Еще один свободный стул стоит рядом и ждет своих гостей. На Рыбачке длинное бархатное платье серебристого цвета, сверху него - рыболовная сеть. К столу подходит Рыжая девочка.
Рыжая девочка:
Доброе утро, госпожа Рыбачка! Можно я к вам войду?
Рыбачка:
Доброе утро, Мария! Садись, пожалуйста, составь мне компанию! (подвигает ей стул, наливает чай). Вот – стул, вот чай горячий. Только вскипел. Свежий заварила. Вот тут масло и икра. Угощайся.
Рыжая девочка:
(берет хлеб, намазывает маслом, откусывает кусок и запивает чаем).
Рыбачка:
А что же ты икру не берешь?
Рыжая девочка:
Стыдно перед Рыбой…
Рыбачка:
Перед какой еще рыбой? Ее уж и нет давно. Еще третьего дня уху я из нее сварила…
Рыжая девочка:
Да нет, я ее сегодня видела. Она мне еще сказала, что я сплю с открытыми глазами…
Рыбачка:
Так ты ее во сне, наверное, видела?
Рыжая девочка:
Не знаю, вот я у вас и хочу спросить: сон это был или не сон. Разве бывает, чтобы рыбы разговаривали и чтобы спать с открытыми глазами?
Рыбачка:
Ну, если спать с открытыми глазами, тогда, возможно, и рыбы будут разговаривать…Но на моем веку ни одна рыба со мной не говорила…
Рыжая девочка:
И даже золотая?
Рыбачка:
И даже золотая… Молча нырнула в море, махнула хвостом, только ее и видела…
Рыжая девочка:
А почему вы не попросили ее исполнить свои три желания?
Рыбачка:
А зачем? Мои желания итак уже исполнились… Я сама их исполнила… Да и много ли мне надо: домик на берегу, лодка с веслами и хорошая погода.
Рыжая девочка:
Что вот так просто и отпустили ее…
Рыбачка:
Ну, конечно, я же тебе уже тысячу раз рассказывала. Как вытащила я ее на берег, как увидела, как сияет на солнце ее кольчуга, так замерла и сама слова вымолвить долго не могла. Красота такая… А потом заметила я, как она на меня смотрит… Не обычно так, как все остальные. А как-то по-особенному. Ну не так, как рыба. Будто это вовсе и не рыба, а заколдованная царица. И глаза у нее такие грустные-грустные. Вот я ее и отпустила поскорей обратно в море, чтобы она мне ничего и предложить не успела… Совестно, чтобы такая царица еще что-то и предлагала мне за свою свободу…
Рыжая девочка:
А я сегодня опять не нашла куриного бога… Искала-искала, думала, что нашла, опять оказалась обычная мидия с дыркой, я ее в воду швырнула, а оно вдруг как заговорит со мной…
Рыбачка:
Да, вот море часто со мной разговаривает. И еще чайка одна, старая… Она на ужин ко мне прилетает иногда. Рыбу приносит. И мы беседуем о разном. В основном о путешествиях. Я же мало где бывала, мне и нашего берега хватает. А она многое видела, да и старше она меня намного хоть и птица. Мудрые вещи иногда говорит. Ты приходи как-нибудь вечером на ужин, я тебя с ней познакомлю.
Рыжая девочка:
Спасибо! Обязательно приду. Я еще ни разу с чайками не общалась вот так запросто за столом. Обычно я им хлеб бросала в воду или печенье, или семечками на берегу угощала. Но мы не разговаривали.
Рыбачка:
А зря. Ты бы много интересного могла узнать и много чему научиться. Рыбу ловить или летать, например…
Рыжая девочка:
Летать как Джонатан?
Рыбачка:
Да, как Джонатан… Или по-другому…
Рыжая девочка: (сосредоточенно откусывает бутерброд, запивает чаем. Задумывается). Вот если я сейчас ем хлеб с маслом, значит, я не сплю…
Рыбачка:
Почему не спишь? Откуда ты это знаешь?
Рыжая девочка:
Но вы ведь не спите?
Рыбачка:
Не уверена…
Рыжая девочка:
Но раз мы сидим за столом и пьем чай, значит, не спим…
Рыбачка:
Тысячу раз во сне я сидела за столом и пила чай… Однажды даже ела фасолевый пудинг. Такая гадость скажу я тебе! Никогда, никогда не ешь во сне фасолевый пудинг!
Рыжая девочка:
А что же тогда есть?
Рыбачка:
Можешь есть кальмаров или треску – это очень полезно.
Рыжая девочка:
Нет, теперь не могу треску есть, мне будет неудобно перед Рыбой, а вдруг она – Треска! Представляете себе! Ведь я же с ней разговаривала! Никак не могу есть теперь треску ни наяву, ни во сне!
Рыбачка:
Реальность обманчивей снов… Так что не волнуйся о том: спишь ты сейчас или не спишь. Во сне все гораздо правдоподобнее. И никто не подложит тебе свинью.
Рыжая девочка:
Зачем мне подкладывать свинью? Я не очень люблю свиней, вот если бы морскую свинку, тогда хорошо - морских свинок я обожаю!
Рыбачка:
Только во сне тебе могут подложить морскую свинку, да и то, если сон будет про море. Хотя про что ж еще! А в реальности подкладывают совсем не морских свиней.
Рыжая девочка:
А вам кто-нибудь подкладывал свинью?
Рыбачка:
Нет, мне не подкладывали. Просто рядом никого не было, кто бы мог подложить. Я же здесь одна на берегу…
Рыжая девочка:
А вы что всегда одна здесь жили?
Рыбачка:
Всегда.
Рыжая девочка:
Даже, когда были маленькой девочкой?
Рыбачка:
Даже тогда. Сколько себя помню, я всегда одна сидела на берегу с удочкой и удила рыбу.
Рыжая девочка:
И даже друзей у вас не было?
Рыбачка:
Ну, почему, друзья были. Да они у меня и сейчас есть, Чайка, например, или вот ты. Ты же мне друг?
Рыжая девочка:
Да, конечно. Я ваш друг. Только я не очень понимаю, что значит быть другом…
Рыбачка:
Это, значит, не мешать.
Рыжая девочка:
И все?!
Рыбачка:
И все!
Рыжая девочка:
А я вам сейчас не мешаю?
Рыбачка:
Пока нет, но, возможно, скоро станешь…
Рыжая девочка:
И что же я должна тогда делать?
Рыбачка:
А ничего. Я же сказала: не мешать!
Рыжая девочка: (пожимает плечами)
Хорошо, я постараюсь.
Рыбачка:
Вот и молодец! Всегда нужно так говорить. Не нужно говорить: не буду мешать. Мало ли как, а вдруг не получится, тогда и слово не сдержишь. А скажешь – постараюсь и старайся!
Рыжая девочка:
Я стараюсь.
Рыбачка:
Вот и хорошо. Но у дружбы есть и еще одна сторона – помогать. С одной стороны – не мешать, а с другой – помогать. Понятно тебе?
Рыжая девочка:
А что помогать?
Рыбачка:
Не что, а чем! Помочь, например, встретить утро и позавтракать. Разве не помощь?
Рыжая девочка:
Ну, не знаю. Мне совсем не трудно так помогать.
Рыбачка:
А это хорошо, что тебе не трудно помогать, значит, на тебя можно положиться. Ты надежный друг!
Рыжая девочка:
Даже, если я сплю?
Рыбачка:
Особенно, если ты спишь. Ведь, если ты так хорошо помогаешь во сне, как ты тогда наяву поможешь!
Рыжая девочка:
Странно, почему мне тогда сегодня не приснилось, что я нашла еще одного куриного бога. Ведь я так хотела, так искала…
Рыбачка:
Значит, приснится в следующий раз. В другом сне.
Рыжая девочка:
Скорей бы! Я так хочу собрать все семь куриных богов и стать навсегда счастливой!
Рыбачка:
А разве ты несчастна?
Рыжая девочка:
Нет, но я хочу, чтобы исполнились все-все мои мечты и желания!
Рыбачка:
И что без куриного бога они никак не могут исполниться?
Рыжая девочка:
Без семи куриных богов… Нужно ведь семь…, тогда и исполнятся…
Рыбачка:
А, по-моему, это все выдумки, ты и сама сможешь осуществить все свои желания, а счастливой можешь быть уже прямо сейчас.
Рыжая девочка:
Как это?
Рыбачка:
Просто будь счастлива и все!
Рыжая девочка:
Как вы?
Рыбачка:
Нет, ты будь счастлива, как ты, а я буду, как я…
Рыжая девочка:
Что-то я не понимаю, как я должна быть счастлива…
Рыбачка:
Ну, что тебе нужно для счастья?
Рыжая девочка:
Я же уже говорила: семь куриных богов!
Рыбачка:
И все?
Рыжая девочка: (с сомнением)
И все, наверное… Не знаю… Я же не знаю, что такое счастье.
Рыбачка:
А может, ты уже счастлива, просто сама не знаешь об этом…
Рыжая девочка:
Так не бывает, если бы я была счастлива, я бы точно об этом знала… Потому, что было бы сияние…
Рыбачка:
А сейчас разве его нет? Посмотри внимательно вокруг! (девочка оборачивается, смотрит). Посмотри, посмотри хорошенько разве нет сияния?!
Рыжая девочка: (смотрит, задумывается)
Есть… Но это же просто солнце… А должно быть другое, я в книжке читала и петь должно хотеться и танцевать…
Рыбачка:
А тебе разве не хочется петь? А разве ты не танцуешь у моря по утрам?
Рыжая девочка:
Танцую и пою, но ведь это так всегда бывает, разве же это от счастья? Счастье – это что-то особенное. Что-то такое, что с тобой случается не каждый день, а только однажды и ты обязательно это замечаешь... (Уверенно) Вот, когда желания мои исполнятся, тогда и будет счастье!
Рыбачка:
А какие у тебя желания?
Рыжая девочка: (задумывается, неуверенно)
Ну…самые разные… Например, чтобы найти куриного бога…
Рыбачка:
Ну, куриного бога тебе нужно найти как раз, чтобы исполнить свои желания. Или найти куриного бога – это и есть твое самое сокровенное желание, найдешь и будешь счастлива.
Рыжая девочка:
Ну, да, я же и говорю об этом, только надо семь…
Рыбачка:
Ну, это хорошо, что ты знаешь свои желания. Тогда ищи своего куриного бога и будь счастлива!
Рыжая девочка:
Вот только я не понимаю, почему вам не нужен куриный бог, чтобы быть счастливой?
Рыбачка:
Для счастья каждому свое нужно… Вот тебе семь камней с дырочкой собрать, а кто-то всю жизнь другие камни собирает, думает, вот еще соберу немного и буду счастлив. Да только собирает-собирает, а счастья все нет и нет, иногда так вся жизнь у него и проходит в собирании камней, а когда понимает, что не в камнях счастье, то уже поздно бывает… А мне для счастья ничего собирать не надо, разве что истории, которые чайка рассказывает… Но я и без них была бы счастлива… Разве не счастье: проснуться утром, когда все вокруг еще спит и солнце только-только опробует свои первые лучи… Встать, подойти к морю и поздороваться. Потом взять удочку, сесть в лодку, отплыть от берега метров на двести-триста, наживить червяка, забросить леску подальше и молча смотреть на воду… Разве не счастье?
Рыжая девочка:
Ну, не может быть счастье каждый день! Если счастье каждый день, тогда это уже и не счастье, это обычная жизнь, рутина…
Рыбачка:
Ну, а если мне и петь хочется, и танцевать, и сияние я вижу… Что тогда? Ты же сама говорила, что это и есть признаки счастья!
Рыжая девочка:
Ну, это я в книге читала… Сама-то я не знаю точно… Вот соберу семь куриных богов, стану навсегда счастливой, тогда все и узнаю.
Рыбачка:
Вот ты навсегда стать счастливой хочешь, а сама говоришь, что постоянного счастья быть не может…
Рыжая девочка: (задумывается)
Да, что-то я совсем запуталась… Наверное, я действительно не проснулась еще… (отставляет чашку, встает). Все, спасибо за чай, пойду просыпаться… Потом к вам зайду, когда проснусь…(удаляется).
Рыбачка:
Когда проснешься, заходи. Расскажешь мне про сны…А то свои мне уже порядком наскучили. Столько лет уже их смотрю…
Картина III
Тот же берег. Море неспокойно, на берег накатывают большие волны. Одна волна выбрасывает на берег Русалку. Русалка лежит на берегу, ее омывают волны. Появляется рыжая девочка, она увлеченно смотрит себе под ноги, что-то поднимает, рассматривает, потом разочарованно отбрасывает в сторону. Снова ищет. Останавливается и, наконец, замечает Русалку.
Рыжая девочка:
Ой, что это? (подбегает к ней, наклоняется). Какая странная рыба… Никогда таких не видела… Неужели она умерла? (дотрагивается до Русалки, Русалка шевелится и открывает глаза).
Русалка: (испуганно)
Где я? Что со мной случилось? Ты кто?
Рыжая девочка:
Я – Мария, девочка, живущая на берегу, а вы – кто?
Русалка:
А я – Русалка, дочь морского царя, слышала, наверное…
Рыжая девочка: (смущенно)
Слышала, но, извините, не верила, что вы существуете…
Русалка:
Давай на «ты», ладно!
Рыжая девочка:
Давайте…
Русалка:
Да, ты не смущайся, в нас многие не верят, я уже привыкла…
Рыжая девочка:
А вы…, то есть ты, что со многими уже встречалась здесь, на берегу?
Русалка:
Да, нет, честно говоря, я первый раз на берег попала… Такой шторм! Отец мне запретил на волнах качаться, да я не послушала его, вот он и разгневался и попросил Море меня проучить…
Рыжая девочка:
Ну, что ты, Море оно доброе. Просто иногда волнуется за нас всех, вот и случаются штормы, но это вовсе не для того, чтобы тебя проучить…
Русалка:
А я и не говорю, что Море злое или мой отец злой. Они оба строгие и справедливые, это я непослушная дочь… Вот что мне теперь делать?!
Рыжая девочка:
Ну, ты же можешь отплыть подальше, нырнуть в глубину и вернуться домой.
Русалка:
Пока такие волны я не могу плыть. Мы Русалки очень нежные создания, к волнам не приучены. Я ведь на глубине живу, а там нет никаких волн, там все тихо и спокойно. Да и потом, я ушиблась о камни, когда меня на берег выбросило, вот даже поранилась (показывает руку, на ней рана и немного крови).
Рыжая девочка: (рассматривает рану)
Ой, смотри, тут кровь, но я сейчас сбегаю домой за бинтом и йодом и спасу тебя! (хочет уйти)
Русалка: (жестом останавливает ее)
Не надо, не надо! Знаешь сколько в морской воде йода! Полежу немного, промою рану в волнах и все заживет.
Рыжая девочка:
Но сколько же ты будешь тут лежать? Скоро наступит вечер, станет холодно, ты замерзнешь.
Русалка:
Нужно подождать пока море успокоится, а потом я попробую заплыть подальше и нырнуть…
Рыжая девочка:
Но шторм может длиться несколько дней, а ты так слаба…
Русалка:
Да, уж, и не знаю, что делать. Мне ведь нельзя долго на берегу находиться, я могу уснуть и больше не проснуться, я же все-таки наполовину рыба, на воздухе мне плохо становиться, я даже не знаю, сколько я смогу продержаться без воды. Я ведь ни разу еще не была здесь, на берегу…
Рыжая девочка:
И как же ты? Что же с тобой будет?
Русалка: (со слезами)
Не знаю…Усну, наверное, здесь навсегда…
Рыжая девочка:
Знаешь, я сегодня во сне разговаривала с Морем и еще с одной Рыбой. Может, можно попросить Море не волноваться…
Русалка:
Ну, так ведь это было во сне! А сейчас, ты, не спишь или мне это только кажется?
Рыжая девочка: (с сомнением)
По-моему, все-таки не сплю… Но я могу уснуть и тогда поговорить с морем. Вот сейчас лягу тут с тобой рядом на берегу и усну.
Русалка:
Знаешь, я боюсь, что если ты уснешь, то и я тоже усну и уже никогда не проснусь…
Рыжая девочка:
Так что же делать?
Русалка:
А ты не пробовала разговаривать с Морем наяву? Ну, не тогда, когда спишь.
Рыжая девочка:
Пробовала, только оно тогда мне не отвечает.
Русалка:
А давай попробуем прямо сейчас! Давай вместе к нему обратимся, вдруг оно нас услышит.
Рыжая девочка:
Давай! (Кричат обе: Море! Море! Ты нас слышишь? Море молчит, и только волны по-прежнему накатывают на берег. Еще раз кричат: Море! Море! Ну, пожалуйста… Море не отвечает).
Рыжая девочка:
Ну, вот я же тебе говорила, что не во сне оно со мной не разговаривает…
Русалка:
Что-то мне как-то нехорошо… Спать очень хочется. (Зевает)
Рыжая девочка:
Подожди! Подожди! Не засыпай! Я сейчас обязательно что-нибудь придумаю!
Русалка:
Ты только не молчи, а то я точно усну. Давай лучше поговорим о чем-нибудь.
Рыжая девочка:
Давай. Только ты первая говори, а потом уже я, а то я не знаю, что говорить…
Русалка:
Я и сама не знаю… Можно, я буду задавать тебе вопросы?
Рыжая девочка:
Задавай.
Русалка:
А что это ты на берегу искала, камни какие-то поднимала…
Рыжая девочка:
Я искала куриного бога. У меня уже есть шесть, надо еще один найти и тогда я смогу исполнить любое свое желание.
Русалка:
А у тебя, что, есть какое-то особенное желание?
Рыжая девочка: (смущенно)
Ну…Я хотела стать счастливой…
Русалка:
А ты что, до этого была несчастна?
Рыжая девочка:
Нет. Не была.
Русалка:
Тогда зачем камни?
Рыжая девочка:
Вот и Рыбачка про тоже, и Море, и Рыба! Я не была несчастной, но и счастливой я тоже не была!
Русалка:
А разве не быть несчастной – это не значит быть счастливой?
Рыжая девочка:
Ну, как же ты не понимаешь: не быть несчастной и быть счастливой – это совсем разные вещи!
Русалка:
А я всегда была счастливой! Там, дома, на глубине так здорово! Так красиво, так весело…
Рыжая девочка:
Тогда зачем ты оттуда уплыла?
Русалка:
Ну, я же сказала: захотела покачаться на волнах!
Рыжая девочка:
Если тебя там все устраивало, ты была счастлива, то ты не должна бы была хотеть чего-то другого…
Русалка:
Всегда кажется, что есть еще что-то лучшее. Новое.
Рыжая девочка:
А разве новое обязательно лучше?
Русалка:
Ну, это никогда не известно, пока не попробуешь… Вот теперь я знаю, что там дома, на глубине так хорошо, что лучше не бывает…
Рыжая девочка:
А на волнах тебе понравилось качаться?
Русалка:
Вообще-то да, но вот видишь, что из этого получилось…
Рыжая девочка:
Зато ты первый раз попала на берег и еще… Еще мы с тобой познакомились!
Русалка:
Да и на волнах так здорово было! Вот только как теперь обратно вернуться…
Рыжая девочка:
А если бы ты всегда могла дышать воздухом, ты бы осталась на берегу?
Русалка:
Нет! Ну, что ты! Как я могу остаться здесь?! Это же не моя стихия! Я не привыкла…Мне привычнее на глубине, там я счастлива, там мой дом.
Рыжая девочка:
Но разве к счастью можно привыкнуть?
Русалка:
Наверное, да…
Рыжая девочка:
А потом все равно хочется качаться на волнах…
Русалка:
Ну, хочется, но только не долго, а потом тянет обратно в глубину… Там у меня семья, отец, сестры. Я их люблю. У тебя ведь тоже есть те, кого ты любишь.
Рыжая девочка:
Я люблю Море. Люблю приходить на берег, люблю завтракать со старой рыбачкой. Но мне кажется, что если бы я куда-нибудь уплыла отсюда, то мне не обязательно было бы возвращаться. Ведь где-то же есть и другие моря, и другие Рыбачки…Столько много еще всего есть на свете. Мне хотелось бы все увидеть и попробовать.
Русалка:
А я не думаю, что другие Моря могут быть лучше нашего! Они просто другие и все. А это единственное! Оно родное!
Рыжая девочка:
Каждое Море единственное. А если оно остается внутри, то и родное.
Русалка:
Только однажды ты поймешь, что из всех Морей есть все-таки одно самое лучшее и родное…
Рыжая девочка:
Ну, тогда я и вернусь к нему.
Русалка:
Если сможешь…
Рыжая девочка:
Не грусти, ты обязательно сможешь вернуться. Я тебе помогу. Я сейчас сбегаю к Рыбачке и попрошу у нее совета. (убегает)
Русалка:
Постой! Погоди! Не убегай! (девочка не слышит ее, скрывается за поворотом) Ну, вот убежала! А вдруг она не вернется! И солнце уже почти село…
На волнах появляется Рыба.
Рыба:
Русалка?! А ты что тут делаешь?
Русалка:
Жду Марию. Она к Рыбачке побежала. Скоро вернется.
Рыба:
Понятно, опять будет камнями кидаться. Море волновать. В меня попадет. Что за глупая девчонка! Сколько лет тут живу, а таких еще не видала!
Русалка:
А, по-моему, она очень хорошая! Мне помочь хочет.
Рыба:
А тебе, что помощь нужна?
Русалка:
Да. Я хочу домой.
Рыба:
Так плыви себе. Кто тебе мешает?
Русалка:
Волны. Море волнуется, а у меня рана.
Рыба:
О-хо-хо! А чего же ты вообще на берег выплыла?
Русалка:
На волнах хотела покачаться.
Рыба:
Вот глупая, кто ж в такую погоду на волнах качается?!
Русалка:
А ты сама-то разве не качаешься?
Рыба:
Так я же Рыба, мне и положено качаться. Я так воздухом дышу. Мне надо иногда жабры проветрить. А тебе зачем?!
Русалка:
Интересно было попробовать.
Рыба:
Рыба должна плавать в море, а рыбак сидеть на берегу! Понятно я выражаюсь?! Я хотела сказать, что каждому – свое! Если ты Русалка, то нечего делать, то, чего тебе не положено. Сказок что ли не читала?!
Русалка:
Да все я читала! Только от этого мне еще больше захотелось попробовать то, чего не положено!
Рыба:
Ну, что докачалась? Теперь жди, когда шторм пройдет, если не уснешь раньше. Вон вид у тебя какой бледный! (Русалка загрустила).
Рыба:
Ладно, не грусти. Поплыву разведаю обстановку. Может, узнаю у морского конька, когда шторм кончится (скрывается под водой).
Картина IV
Хижина рыбачки. Внутри кругом развешены сети. Возле окна стоит тот же стол, накрытый белой скатертью. За столом сидит Рыбачка и Чайка. Они ужинают.
Рыбачка:
Да, давно уже не было такого хорошего улова, как тогда. Помнишь? Сколько лет с тех пор прошло…
Чайка:
И море уже не то, и рыба не та…
Рыбачка:
Да и сама я поизносилась с тех пор… Мудрено ли, семь сетей поменяла…Сети ведь тоже с умом вязать надо. Не каждому дано такую связать, чтоб туда Золотая Рыба попала.
Чайка:
Ну, ты-то свою Золотую обратно в море выкинула! Эх-х-х, уж я бы точно такого случая не упустил!
Рыбачка:
И что бы ты с ней сделал? Съел на завтрак! Хе-хе-хе! Все вы чайки только и знаете, что из сетей рыбу таскать!
Чайка:
Но-но-но! Попрошу не обобщать! Я у тебя рыбу не таскаю!
Рыбачка: (недоверчиво и насмешливо)
Никогда?
Чайка:
Я не говорил, что никогда. Не таскаю и всё… Какая разница когда или никогда! Вот еще! (обиженно насупился)
Рыбачка:
Да, ладно, не обижайся. Уж и пошутить нельзя! (достает из кастрюли рыбу, кладет на тарелку перед Чайкой). На-ка вот лучше поешь еще ставридки. Хорошая попалась нынче ставридка, жирная, аж светится!
Чайка: (принимается есть ставриду, при этом использует вилку и нож)
Да, и не говори, хороша твоя ставридка, объедение. Мне такой отродясь не поймать! Она у тебя заговоренная что ли?
Рыбачка:
Кто? Эта рыбина что ли?
Чайка:
Да, нет! Вообще!
Рыбачка:
А-а-а, вообще… Ну, конечно, я знаю один рыбацкий заговор... Мне еще от деда достался. А ему от его деда. Но тебе я его не скажу. (Чайка делает просящие глаза. Рыбачка отмахивается). И не проси. Это наша семейная тайна!
Чайка:
Скучно ты живешь! Рыба, море… Ты и на другом берегу-то ни разу не бывала!
Рыбачка:
А там что – не та рыба и не то море?!
Чайка:
И рыба та и море то же, а берег другой.
Рыбачка:
А зачем мне другой берег. Мне и этот нравится. Я тут уже сто лет живу, и дед мой жил и его дед тоже. И все ловили рыбу в этом самом море и о другом береге даже и не помышляли!
Чайка:
А отец?
Рыбачка:
Ну, вот только отец… Ну, захотелось ему моряком стать, повидать другие берега и страны. И что из этого вышло!
Чайка:
Ну и что вышло?
Рыбачка:
А ты будто не знаешь?! Не вернулся он больше в наши края. Так где-то и остался на другом берегу. Ждала его мать, ждала, да так и не дождалась.
Чайка:
Значит, ему на том берегу лучше было.
Рыбачка:
Ну, не знаю, как ему, а нам с матерью тяжело пришлось. Женщины ведь. А у нас в семье было заведено с давних пор, чтоб мужчины рыбачили. Ну, пришлось нарушить традицию. Да и не жалею я об этом.
Чайка:
А замуж чего ж не вышла?
Рыбачка:
Да некогда мне было. И потом, не хотела я как мать ждать все время. (Заходит Рыжая девочка).
Рыжая девочка:
Здравствуйте! Можно войти?
Рыбачка:
Заходи, заходи, Мария. Поужинаем вместе. (Кивает в сторону Чайки) Знакомься – это Чайка.
Рыжая девочка:
Ой, вы – Джонатан?! Мне о вас много рассказывали!
Чайка: (смущенно)
Хм…Джонатан? (смотрит на Рыбачку).
Рыбачка:
Да это она книжек начиталась…
Чайка:
Я не Джонатан, я просто Чайка…
Рыжая девочка:
Ой, простите! Но все равно, очень приятно!
Рыбачка:
Садись, садись. У нас тут еще ставридка осталась. Сейчас поужинаем.
Рыжая девочка: (Стоит. Взволнованно)
Я не могу садиться, там меня Русалка ждет. Ей домой надо, а она не может – шторм!
Рыбачка:
Какая еще Русалка?! Ты опять сказки на ночь читала?!
Рыжая девочка:
Да, нет же! Нет! Не читала я! Настоящая Русалка! Ее на берег волной выбросило, а обратно она не может теперь. Вот я и пришла совета спросить. Что делать?!
Чайка:
Подожди, подожди! Это не та случайно Русалка, что на волнах сегодня качалась?!
Рыжая девочка:
Да, да! Она самая! Ей отец не разрешал, а она не послушалась, а теперь вот что вышло!
Рыбачка:
Родителей слушаться надо, тогда все хорошо будет.
Рыжая девочка:
Но теперь все плохо и что же делать, она же там уснет на берегу и никогда не проснется! (плачет)
Чайка:
Ну, погоди, не плачь! Сейчас мы что-нибудь придумаем! (Задумывается. К Рыбачке) У тебя же есть лодка, мы можем посадить Русалку на лодку и выйти в море. Отплывем подальше и пусть она ныряет к себе на глубину.
Рыжая девочка:
Ура! Ура! Точно! Как же я сразу об этом не подумала!
Рыбачка:
Погоди радоваться! Ведь сейчас шторм на море. Я не знаю, сможем ли мы отплыть на моей лодке. Она ведь у меня старая совсем и маленькая.
Чайка:
Но ведь можно попробовать!
Рыжая девочка: (Жалобно)
Ведь можно же попробовать?
Рыбачка:
Попробовать, конечно, можно, но гарантировать ничего не могу. Ладно, пойдемте. (Выходят).
Картина V
Русалка лежит на берегу и печально смотрит на заходящее солнце. Появляется Рыба.
Рыба:
Ну, что подруга твоя еще не появлялась?
Русалка:
Нет еще…
Рыба:
Плохо дело. И я порадовать тоже тебя ничем не могу. Морской конек сказал, что до завтра шторм не утихнет. А может и завтра еще будет. Такие вот дела.
Русалка: (с надеждой)
А вы отца моего случайно не встретили?
Рыба:
Да, что ты! Где же мне простой Рыбе с твоим отцом встретиться! Где он и где я! Разные у нас с ним траектории! Вон он как глубоко! Мне и не доплыть туда ни в жизнь! Да и не дело это, чтобы простые Рыбы с царями встречалась. Субординацию нужно соблюдать!
Русалка:
А может, морской конек видел моего отца?!
Рыба:
И он не видел. А если б и видел, все равно б не сказал. У них, у коньков это называется хранить военную тайну. Так что ничем я тебе помочь не могу. (Появляются Рыбачка с лодкой, Рыжая девочка и Чайка). О! Вот и твоя подруга вернулась. Ну, тогда мне пора. До скорого! (уплывает).
Рыжая девочка: (подбегает к Русалке)
Вот я и вернулась. Сейчас мы посадим тебя в лодку и отправимся в море.
Рыбачка: (Исподтишка рассматривает Русалку, но делает вид, что ей совсем не интересно. Потом смотрит на море).
Да, ну и погодка нынче разыгралась! Боюсь, что ничего у нас не выйдет. Мала моя лодочка, вышвырнет ее на берег и разобьет в щепки, только мы отчалим…
Чайка: (к Русалке)
Ну, я не здороваюсь. Виделись уже сегодня.
Русалка:
Да, я вас помню. Вы рыбу ловили, когда я на волнах качалась.
Чайка:
А здорово на волнах качаться, да! Особенно, когда волны такие огромные!
Русалка: (мечтательно)
Здорово!
Рыбачка:
А теперь вот тут лежать, небось, не очень здорово. Уж лучше бы ты сидела в своей глубине, и не было бы сейчас проблем.
Чайка:
Да что ты понимаешь! Ты и на другом берегу ни разу не была! Знаешь, как интересно узнавать что-то новое! Испытывать новые ощущения!
Рыбачка:
А потом лежать разбитой на берегу и плакать.
Рыжая девочка: (задумчиво)
А я бы тоже хотела на волнах покачаться…
Рыбачка:
Сейчас покачаемся! (спускает лодку на воду. К Русалке) Сможешь сама? (Русалка пытается встать, но не может) Ну-ка, давайте, помогите Русалку в лодку посадить.. (Все втроем усаживают Русалку в лодку, садятся сами. Рыбачка пытается хоть чуть-чуть отплыть, но волны снова выбрасывают лодку к берегу).
Рыжая девочка:
Ну, же! Ну, же! Давайте еще попробуем!
Рыбачка:
Я же говорила, что ничего не получится!
Чайка:
Вот поэтому и не получилась! Ты заранее была не уверена, что мы сможем отплыть. Почему ты так неуверенна в себе! Сколько лет ты уже ходишь в море!
Рыбачка:
Но с Русалками не каждый день встречаюсь. Не готова я была.
Чайка:
И вся беда в том, что ты ни к чему новому не готова!
Русалка:
Не надо ругаться. Это я во всем виновата. Не нужно было мне на волнах качаться.
Чайка:
И что тогда! И жила бы ты всю жизнь на своей глубине и не знала бы, как это здорово - качаться на волнах!
Русалка:
И вас бы не знала…
Рыбачка:
И целей бы была! Все вылезайте из лодки. Нельзя в такой шторм в море выходить. И лодку разобьем и сами утонем. (Все вылезают из лодки, помогают Русалке. Рыбачка оттаскивает лодку подальше от воды).
Рыжая девочка:
Неужели же нельзя ничего придумать?!
Рыбачка:
А что тут придумаешь, когда такой шторм…
Чайка:
Если бы я был чуть побольше, я бы смог тебя донести на себе…
Русалка:
Спасибо!
Чайка: (смущенно)
Да не за что. Я ведь все равно не смогу. Я же не Джонатан.
Рыжая девочка:
Ой, ну и что! Вы даже лучше!
Чайка:
А ты что, видела Джонатана?
Рыжая девочка: (смущенно)
Нет. Но я вижу вас.
Чайка:
И что же ты видишь?
Рыжая девочка:
Вы… Вы смелый и сильный!
Русалка:
И вообще, спасибо вам всем за то, что пытались мне помочь…
Рыбачка:
Эх! Вот бы мне сейчас ту Золотую Рыбу! Я б ее точно просто так не отпустила! (Появляется Рыба).
Рыба:
Ну и что вы тут так расшумелись?! Ну, я Золотая Рыба и что теперь?!
Рыжая девочка:
Вы – Золотая Рыба?!
Рыбачка:
Та самая Золотая Рыба?
Рыба:
Ну, та самая… Да… Спасибо тебе, Рыбачка. Каждый раз добрым словом вспоминаю и детям своим рассказываю. Добрейшей души человек, говорю, была та Рыбачка, которая не отправила вашу маму на сковородку!
Чайка:
Ну, зачем же на сковородку! Ты же желания можешь исполнять!
Рыба:
Могу, конечно, но только свои, и то, не сильно замороченные…
Рыбачка: (растерянно)
То есть ты хочешь сказать, что все равно бы тогда мои желания не исполнила?
Рыба:
Ну, смотря какие! Если б насчет сытного обеда, то очень даже бы могла…
Рыбачка:
И что, и больше ничего?
Рыба:
Нет, ну и на ужин при желании могло остаться…
Чайка:
Юмористка!
Рыжая девочка:
Нет, правда, разве Золотая Рыба не может исполнять желания?
Рыба:
В сказке может. Но мы же с вами не в сказке. Я обычная Рыба, хоть и золотая.
Рыжая девочка:
Жаль…
Рыба:
А мне нормально…Вот если бы я не была золотой, то и не отпустила бы меня тогда Рыбачка. А так мое желание исполнилось и ей столько воспоминаний! Разве не здорово?!
Чайка:
А, по-моему, тоже здорово!
Рыбачка:
Ну и ладно! Ну и пусть так! Я ни чуть не жалею! И, правда, – столько воспоминаний! А желания свои я и сама исполнила…
Русалка:
Хорошо с вами. Вы такие все веселые, добрые… Оказывается, на берегу тоже неплохо жить…
Чайка:
И в небе хорошо! И на земле хорошо!
Рыба:
А в море так и вообще замечательно!
Русалка:
Да, в море замечательно…
Рыжая девочка:
Солнце почти село…(отходит чуть в сторону, наклоняется, что-то поднимает. Вскрикивает) Ура! Я нашла его! Это последний куриный бог, у меня теперь их семь, и я смогу осуществить все свои мечты!
Русалка:
Это здорово! Мне бы очень хотелось, чтобы твои мечты сбылись!
Рыбачка:
Самой нужно стараться, а не в камни верить и тогда все сбудется!
Рыба:
Да, и не в камни и не в Рыб Золотых всяких…
Чайка:
А, по-моему, верить – это хорошо!
Рыбачка:
Ну, это, смотря во что…
Чайка:
Ну, ты же верила в свою Золотую Рыбу?!
Рыба: (смущенно)
Да, уж…
Чайка:
Ты же верила, что она могла бы исполнить твои желания?!
Рыбачка:
Но я же не просила!
Рыба:
А если бы и просила, что толку…
Рыжая девочка: (К Русалке)
Знаешь что, я отдам камни тебе, и тогда твое желание сбудется, и ты попадешь домой!
Русалка:
Нет! Я не могу их взять… Это же твои камни. Ты столько их искала… Так нельзя! Так нечестно! Это твое желание!
Рыба: (размышляет вслух)
Да, уж! Столько по берегу туда-сюда бегала, камнями швырялась. А теперь хочет отдать… Хорошая, видно, девочка…
Чайка:
А каков принцип действия этих твоих камней?
Рыжая девочка:
Все очень просто! Нужно взять все семь камней и через дырочку в каждом посмотреть на солнце, повернуться вокруг себя и произнести свое желание, а потом забросить их подальше в море… Только надо торопиться, а то солнце скоро совсем сядет.
Рыба:
Она все равно не сможет повернуться вокруг себя, у нее же ног нет, у нее же хвост!
Рыжая девочка:
Как нет ног?
Русалка:
Нет, конечно! У Русалок не бывает ног, у нас только хвост! Так, что оставь свои камни себе и пусть сбудется твое желание…
Рыжая девочка: (достает из карманов камни)
Хорошо, сейчас я буду загадывать свое желание!
Рыбачка: (глядя из-под руки на солнце)
Солнце уже почти село…Не успеешь.
Рыжая девочка:
Успею. Главное повернуться вокруг себя и чтобы голова не закружилась! (берет первый камень, смотрит через дырочку в нем на солнце, что-то шепчет и поворачивается вокруг себя, потом бросает камень в море и так семь раз. После третьего камня солнца уже не видно. Когда девочка бросает в море седьмой камень, у нее кружится голова и она падает на берег рядом с Русалкой).
Рыбачка:
Что с тобой? Ты не ушиблась?
Рыжая девочка: (поднимает голову, улыбается, садится рядом с Русалкой)
Нет! Нет! Все хорошо! Хорошо! Просто голова закружилась! (море резко успокаивается, шторм прекращается).
Чайка:
Ура! Получилось! Я же говорил, что главное – верить!
Рыба:
Ну, я не знаю, может, я и вправду могу исполнять желания…
Рыжая девочка: (К Русалке. С грустью)
Ну, вот и все, шторм закончился, и ты можешь возвращаться домой…
Русалка: (со слезами в голосе)
Спасибо! Спасибо тебе, что потратила на меня свое желание…
Рыжая девочка:
Жаль, что ты не можешь остаться… С тобой так… Ну, не знаю как, но здорово! Жизнь как-то изменилась. Как-то радостнее было. Как-то светлее что ли…
Чайка:
Это оттого, что вы подружились. Оттого, что нашли что-то общее, что вас объединило. И общие трудности, и радость, и печаль. Радость от встречи, а печаль от расставания.
Русалка:
Если бы я могла, я бы обязательно осталась с вами, но я не могу… Мне нужна глубина. Но я обязательно буду к вам приплывать. Обязательно.
Рыба:
Только не в шторм, пожалуйста!
Русалка:
Я о вас обязательно расскажу своему отцу! И всем там расскажу, какие вы замечательные! (смотрит на Рыжую девочку, слегка приподнимается и целует ее).
Рыжая девочка:
Знаешь, мне так грустно, но и одновременно так хорошо, светло на душе, даже не знаю почему. Ведь мы расстаемся, а мне этого совсем не хочется…
Чайка:
Тебе оттого хорошо, что ты в первый раз сделала что-то не для себя, вопреки себе.
Рыба:
Исполнила чужое желание… Совсем, как я…
Рыжая девочка:
Это было мое желание. Я подумала, как ей будет хорошо дома, тогда и мне тоже стало хорошо.
Рыбачка:
Ладно, хватит уже прощаться. Скоро совсем стемнеет.
Русалка:
Ну, я поплыву…
Чайка:
А сил хватит?
Рыба:
Ничего, я ее провожу.
Русалка:
До свидания! (отплывает, Рыба следом за ней).
Рыжая девочка, Чайка и Рыбачка стоят на берегу и смотрят вдаль. Чуть отплыв, Русалка оборачивается, машет рукой всем стоящим на берегу и ныряет в глубину.
Занавес.