Картина для Франциска

Писной Андрей
АВТОРСКАЯ МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ ;

http://russianpoetry.ru/stihi/kartina-dlja-franciska.html


    1517 год от р.х. Поздняя весна. Замок Амбуаз. Франция.
  ********************************************************
 

  По длинным коридорам родового замка,
  Что залиты огнём пылающих свечей
  И ярким блеском драгоценных канделябров,
  Сквозь строй расфранченных придворных дам

  И толп аристократов мужской стати,
  Стуча подковами поношенных ботфорт,
  Когда-то модных у французской знати,
  Слегка сутулясь, шёл старик,

  С лицом угрюмым и седыми волосами.
  Он шёл, глубоко погружённый в думы,
  Он вспоминал визит вечерний короля,
  Когда его Величество Франциск,

  Благоухая  апельсинными духами,
  Со свитой прибыл в малый замок Клу
  Там мастерскую мэтра Леонардо посетил
  Где сразу вперился
              вороньими блестящими глазами
  На Моны Лизы, необычный лик.

  О, Женщина, измена - твоё имя!
  Безумен тот, кто верит им.
  Но, право слово, Боже, как красива,
  Какие плечи - кожа - грудь!

  Но кто она - загадочная дама на картине?
  Твоя возлюбленная, что послужила музой,
  Иль плод фантазии седого грамотного мужа,
  Чей это колдовской портрет? - Нет, нет,

  Мадонна Лиза... Лишь супруга, а муж
  Сей дамы - флорентийский гражданин,
  Торговец тканями по имени Джокондо.
  Вот он как раз
                и заказал портрет.

  Ну до чего прелестна флорентийка! -
  Франциск в восторге даже губы облизал.
- Ваше величество она, она уже покойна, -
  Печальным голосом художник произнёс.

- Давно ль писал? Ответствуй, Леонардо,
  И сколько стоить будет мне Портрет?
  Давай-ка, милый, не торгуясь, король даёт
  Четыре тысячи тяжёленьких монет!

  Как смерть, здесь побледнел да Винчи,
  Нуждался мэтр отчаянно в деньгах,
  Но с Лизою расстаться был он не в силах.
  Давно себе не мог признаться мастер,

  Что в этом полотне
                нашёл он для себя Любовь.
  То чувство, коим, обделён был жизнью,
  О коем мог художник лишь мечтать.

- Ваше величество! Портрет ведь не окончен,
  Не полностью прописан мною задний план,
  И перспективу, дымку тонкой атмосферы
  Не до конца, мне видится, ещё поймал.

- Эгей, старик, да ты юлишь! И мнится,

  Что брезгует почётный мэтр такою честью,
  Которую ему дарит благой  Король!
  Не хочешь для потомков сохранить
  Твоею кистью созданный шедевр.

  Засим откланяюсь я, мэтр, и завтра
  Жду Вас во дворец, где купчую
  Вам вручит королевский казначей,
  Тем самым подтвердив мою покупку.

  Так, за ночь глаз и не сомкнув,
  Да Винчи около мольберта просидел.
  Ему казалось, Лиза с ним прощалась,
  И взгляд её холодный Леонардо жёг.

  Он не заметил. Время пролетело...
  И вот он, замок Амбуаз. Приёмный зал,
  И взгляд с хитринкой короля.
- О, мой любезный, Леонард, сказал король
  я рад тебя здесь, в Амбуазе, принимать!

  Но что с тобой? Печаль я вижу на челе...
  Да ты дрожишь, и очень сильно бледен!
  Не заболел ли? Приступ ли мигрени одолел?

- Ваше величество, дозвольте молвить слово,
  Я умоляю, благородный государь,
  Позвольте умереть с картиной рядом! -
  Старик готов был рухнуть на колени,
  По лбу его струился едкий пот и
  Дрожь терзала старческое тело.

  Франциск нахмурился:
- Но мы же сговорились...
  Иль Вам не нравится моя цена?
  Здесь в разговор вмешалась Маргарита
(В народе говорили, что она
  Куда как больше, чем сестра для короля).

- Сир, он заслужил бесспорно Вашу милость!
  Вы что не видите, - она нагнулась к уху короля, -
  Ведь он по-прежнему безумно любит?
- Кого, Марго? Ведь женщина мертва!
- А разве, милый, мертвецов не любят?
  Ведь для него она - всегда жива.

  Взметнулись бурей мысли в голове Франциска,
  Он вспомнил им прочитанный роман о долге
  Рыцаря, о чести, о вечном единении сердец...
  Монарх холодный дрогнул и руку
  на плечо да Винчи положил:

- Не бойся, друг любезный Леонардо,
  Никто тебя не разлучит с твоей
  Возлюбленной навеки Лизой, и слово
  Короля тому залог, а деньги... деньги

  Ты получишь сразу, и помни, что картина
  Мне принадлежит! -
                Здесь туш сыграли музыканты,
  По залу закружили в танце пары. Был начат бал,
  И там уже никто не вспоминал о странном госте...



*********************

В качестве иллюстрации картина

" Леонардо умирающий на руках Франциска I "


    Леонардо Да Винчи был живой легендой, чье присутствие могло украсить любой королевский двор. Французский король Франциск I, бывший большим любителем итальянского искусства, пригласил художника во Францию. Леонардо принял приглашение в 1516 или 1517 году и остаток своих дней провел на правах почетного королевского гостя. Он получил официальный титул "первого королевского художника, инженера и архитектора", но в действительности последние годы своей жизни посвятил устроению пышных придворных праздников и работе над дневниками и рукописями, которые мечтал опубликовать. Франциск высоко ценил Леонардо как собеседника. Король отлично понимал, что при его дворе оказался один из величайших мыслителей в истории человечества.
    Жил Леонардо в усадьбе Клу, неподалеку от королевского замка Амбуаз в долине реки Луары, где и умер 2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет. Тело Леонардо было погребено на местном церковном кладбище. Впоследствии кладбище разрушили, и могила художника оказалась утерянной.
    Глубокое уважение, которое Франциск I испытывал к Леонардо, прекрасно передано Жаном Огюстом Домиником Энгром, написавшим в XIX веке это полотно - на нем изображен старый художник, умирающий на руках своего молодого покровителя.