Когда мы хотим 1

Лександра Румянцева
Фото автора

1. Сады.

Шурочка Степанова охраняла сады. Дело было в 70х годах в северной Осетии. Сама Шура была родом из Украины, но, после долгих передряг с мужем алкоголиком, переехала жить в северную Осетию. Почему именно туда? Пожалуй, единственным критерием была отдалённость этой местности от края, где остался её бывший муж. Но сердце её всё равно не билось спокойно и, может быть, именно поэтому, из множества работ, доступных в то время, она выбрала ту, которая находилась вдали от людей.

Жизнь её протекала тихо и размеренно. Верным защитником её был огромный, лохматый, коричневый пёс, кавказец по кличке Амур. Амур чётко знал свои обязанности, так как на садах был уже не первый год, и давно усвоил, что и как делать. Но главное – собака эта строго придерживалась правила: подчиняться тому, кто тебя кормит. Кроме того, Амур очень полюбил Шурочку, по той простой причине, что она обожала собак.

Распорядок их дня заключался в следующем. Служба человека и собаки начиналась во второй половине дня, ближе к вечеру. А так как воровали яблоки, в основном, ночью, то это была самая напряжённая пора их вахты. Утром, если всё было спокойно, Шурочка позволяла себе поспать в шалаше, после порции крепкого чёрного чая, а Амур чутко дремал у входа. На другом конце сада был дневной сторож дед Митрошка, и сейчас наступала его пора. Если в этом была необходимость, дед свистом поднимал тревогу и Амур громким лаем будил Шуру.

Нужно сказать, что страшные сталинские времена закончились, и люди довольно часто нарушали закон. Было достаточно много любителей полакомиться государственными яблочками. Так что работы хватало и людям и собакам. Но однажды необычное событие нарушило привычный ритм их жизни.

2.  Шагря.

Шагря была немецкой овчаркой. Чёрная, с подпалинами, ладная красавица с отличной родословной, она всю сознательную жизнь провела на службе, на осетинской границе.
 
Когда собаке исполнилось 10 лет, по правилам её полагалось списать. И, хотя она ещё отлично справлялась со своими обязанностями, закон есть закон.
У Шагри не было постоянного хозяина, так как служба в армии продолжалась всего два года, но она отлично ладила со всеми своими инструкторами. Только однажды ей назначили в проводники жестокого человека, и Шагря провалила задание. А так как до этого у собаки не было никаких проколов, то начальство быстро сообразило, что дело тут в инструкторе. Его строго допросили, и выяснили, кто виноват. Инструктора поменяли и всё пошло по-старому. До тех пор, пока не настал день списания.

Дело в том, что собаке полагалось подыскать нового хозяина, и таковой уже имелся. Один старый осетинец давно ждал своей очереди. Списанные собаки были ценны тем, что прошли полный курс дрессуры и подчинялись ей беспрекословно. Если в это же время завести молодого пса, то он легко обучался у старой. Это у кинологов называлось методом подражания. Такой метод был хорош тем, что прививался как бы играючи, без особых усилий, а усваивался гораздо эффективней. Особенно он хорошо подходил кавказским овчаркам, дрессировать которых в принципе было сложно.

Утром в день расставания с Шагрей возле офицерской столовой собрался почти весь личный состав, кроме тех, кто стоял на посту. Шагря понимала, что происходит что-то необычное, но не знала, что это касается её. Проводник Саша подвёл её к осетинцу.

 Старик очень любил собак и вырастил не одну на своём веку. Он присел перед Шагрей на корточки и протянул ей свою руку.

- Ну, здравствуй, Шагря. Будем дружить? – Шагря дала лапу и вопросительно посмотрела на проводника.

- Это твой новый хозяин, Шагря. – Саша показал пальцем на старика – Слушаться!

Он передал осетинцу поводок и повернулся, чтобы уйти. Шагря села и заскулила. Саша не смог тронуться с места. Он повернулся спиной и замер. Командир взвода, старший лейтенант Хабаров, который на своём веку списал не одну собаку, сразу сообразил, в чём дело.

- Рядовой Уваров, шагом марш в часть!

Саша быстро, не оглядываясь, зашагал прочь, но, когда он поравнялся с лесополосой, выдержка покинула солдата, парень стремглав бросился в кусты и, упав на землю, горько зарыдал.

Тем временем, новый хозяин вместе с шофёром, привязал Шагрю к борту грузовика, рядом с кабиной, и отправились в путь. Когда машина тронулась, послышался отчаянно-жалобный лай увозимого животного и даже у самых стойких закалённых офицеров на глаза навернулись слёзы.
 
Прожив 10 лет на границе, привязавшись всем своим существом к личному составу, особенно к некоторым  душевным офицерам, своему инструктору Саше, местности, укладу жизни, она искренне не понимала, куда и зачем её увозят. Эти незнакомые мужчины, один из которых пах бензином, а другой овцами и чужими собаками, бессознательно вызывали у Шагри тревогу.

 Пока машина выезжала с территории военной части, она жалобно скулила и повизгивала, повернувшись мордой к солдатам и офицерам, вышедших проводить её, как бы спрашивая: - зачем вы отдали меня этим незнакомым людям?
Дорога проходила мимо садов. Шагря изо всех сил вырывалась, скулила и пыталась снять ошейник. Наконец ей это удалось. Собака кинулась на борт грузовика. Мгновение и она, оттолкнувшись задними лапами, оказалась на земле. Но падение оказалось неудачным. Склон был слишком крутым, Шагря, потеряв опору, кубарем покатилась вниз. Наконец, она распласталась внизу, сильно ударившись головой о камень, и потеряв сознание.

Машина, тем временем, успела отойти уже довольно далеко. Новый хозяин Шагри почувствовал смутное беспокойство, но никак не мог понять его причину. Наконец его осенило: было слишком тихо.

- Останови машину.

Водитель с удивлением посмотрел на старика, но выполнил его просьбу. Он сбросил газ, нажал на тормоз и остановил грузовик.

- Собаку посмотреть надо.

Водитель привычным движением встал на подножку и заглянул в кузов. Осетинец тем временем вышел из кабины, когда ноги его достигли земли, до его слуха донеслись отчаянные ругательства шофёра.

- Сбежала проклятущая! На, полюбуйся! Поводок вон тебе с ошейником на память оставила!

- Э-э-э! Говорил я тебе, давай собаку в кабину посадим. Так нет, испугался: «Покусает, покусает», тьфу, трус!- старик смачно сплюнул и отвернулся в сторону.

- Да ты кого трусом назвал, слушай! Да, если бы не твои почтенные года…- водитель весь побагровел от негодования. – Сейчас вот брошу тебя и уеду, сам будешь свою сучку искать!

Старик подумал, что взбешённый водитель и в самом деле, чего доброго, бросит его на дороге, (а путь до аула был немалый) и смягчил тон.
- Ну, ладно, ладно, чего лаяться? Поехали!

Продолжение следует

http://www.proza.ru/2012/02/13/2046