Не стареет душой ветеран

Эмилия Назаренко
  О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ - цикл. Репортаж 1.
               
                На своих ногах хожу, покуда душа жива.
                Поговорка 
      Сидоренко Николай Яковлевич. Награжден орденом «За мужество» 3-й степени и 12-ю медалями, включая «За боевые заслуги» и «60 лет победы в Великой отечественной войне». По разным причинам был награжден, но не получил еще орден «Отечественной войны» II cтепени и еще несколько медалей. Но он не из тех, кто сетует на превратности судьбы.
Мы были коллегами  в Одесском сельскохозяйственном институте. Теперь это аграрный университет. Преподавали на кафедре философии: читали лекции, вели семинары, участвовали в научной и общественной работе. Дискутировали со студентами в философском кружке: он по религиозно-атеистическим вопросам, я по истории культуры, этике, эстетике. Доценты – на философские темы.
      Мы дружили и дружим. Он всегда приветлив, отзывчив и в любую минуту готов ответить на любой вопрос… А в свободное время с ним интересно поговорить о поэзии, военной истории, об исторических личностях. Душа открытая, любознательная. И всегда доброжелателен ко всем людям.
      Судьба его не баловала. Вырос без родителей, в детском доме. И едва перешел из отрочества  в юность – грянуло ВЕЛИКОЕ ЛИХО – ВОЙНА!
Как раз в День Защитника Отечества 23 февраля ему исполнится  84. Но это по документам. А фактически 83. Почему так получилось?  «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!». Да разве мог отзывчивый парнишка, воспитанный на идеалах коллективизма и любви к Родине, отсиживаться в  тылу и ждать, когда его призовут на фронт? В военкомате записывали не раньше чем в 15 лет. Ему же было 14.
        Душа рвалась туда, куда направлялись взрослые защитники Родины. «В августе 1943 года я услышал по радио объявление о приеме в Школу юнг ВМФ. На следующий день подал заявление в Исакогорский РВК Архангельской области о поступлении на учебу»*. Сработала юношеская смекалка: сказал, что свидетельство о рождении утеряно, а ему уже исполнилось 15. Его записали в Школу, расположенную на Соловецких островах. «13 декабря принял Военную присягу и получил боевой карабин».
      Жили в освободившихся монашеских кельях, спали на четырехъярусных нарах. «Закончил школу в 1944году и был направлен для прохождения дальнейшей воинской службы на Черноморский флот. Получил назначение на гвардейский эскадренный миноносец «Сообразительный» … После  курсов штурманских электриков я 5 с половиной лет служил на тральщике ТЩ-188, который участвовал в послевоенном разминировании вод Черного моря от Батуми и Поти до Констанции и Бургаса. С присвоением мне офицерского звания служил на маневренной базе 3224    41-й Севастопольской дивизии торпедных катеров ЧФ».  Служба здесь продолжалась  до cередины 1951 года.
            «Самый памятный день в моей службе на флоте, да и всей жизни – это пятница 16 июля 1948 года. Наш дивизион уже несколько дней тралил у Тендровской косы. Я стоял на вахте у штурвала. Меня пришел сменить старшина II с татьи Костя Горелов. И только мы доложили на ходовой мостик о смене, как раздался оглушительный взрыв. Все летит вверх и с грохотом падает. Уже потом мы выяснили, что матрос Кравченко Николай (находился в метре от нас) отлетел к штурманскому столу, Костя влево к двери, я вправо к батарее отопления, крышка палубного люка в потолок.
          Я падаю, а в сознании мелькает: «Неужто каюк? Война же кончилась. Я жить хочу!» Очнулся, подергал руками и ногами – все цело и действует. Я жив! … Корабль остановился и лег в дрейф… Этот случай заставил задуматься о смысле жизни. Я же ничего еще не совершил, не успел влюбиться, очень мало что повидал и еще меньше познал. Как жить? К чему стремиться?... Решил на стоянках учиться в вечерней школе ( имел всего 6 классов) и потом стать морским офицером».
Он  стал  капитаном III ранга.
         Его автобиография заканчивается словами: «Оглядываясь на прожитые годы, главным в жизни человека считаю веру в светлый и возвышенный идеал – общественное благо, а также сохранение собственного здоровья. В Школе юнг нас воспитывали в духе любви к Родине и ненависти к ее врагам. Прививали такие черты характера как верность воинскому долгу, честность, настойчивость, трудолюбие, верность в дружбе. Это, конечно, помогло мне в жизни преодолеть многие трудности, особенно тогда, когда я потерял здоровье и стал инвалидом».
        Да, эхо войны прошлось по его судьбе серьезным осложнением. Сразу после того памятного взрыва на корабле он, в отличие от товарищей, получивших множество ранений, ампутации,  что называется, отделался испугом и стал заикаться. И заикание со временем прошло. Но наслаждаться полноценной жизнью было не суждено.
         В 1960году (в его 32 года) он был демобилизован по состоянию здоровья, поскольку стал инвалидом II группы с записью «Нетрудоспособен».     После перенесенного гриппа вдруг отказали…ноги. Вслед за севастопольским госпиталем   в Ленинградской военно-медицинской академии определили: данное осложнение – последствие взрыва 12-летней давности!... Что делать в гражданской жизни инвалиду без гражданского стажа работы, без квартиры (3 года на очереди) с неработающей женой и с годовалым ребенком? В работе всюду отказывали…
        «Начал я с поступления на подготовительные курсы при госуниверситете. На следующий год поступил на I курс вечернего отделения. Потом меня взяли лаборантом военной кафедры в института связи… Через 10 лет после демобилизации получил университетский диплом с отличием (один из 3-х в выпуске) и стал замдиректора по учебно-воспитательной работе профтехучилища №22 в Ильичевске. Воспитанниками были мальчишки в матросской форме. Вот тут и пригодились знания и опыт, полученные в Школе юнг и на флоте. Я находил с ребятами общий язык… однако на больных ногах и много времени уходило на дорогу». Перевелся в городское училище №11, готовившее будущих портовиков. Потом работал зав. учебно-методическим кабинетом при кафедре филосовии госуниверситета. После сдачи экзаменов кандидатского минимума стал преподавателем кафедры философии Одесского сельхозинститута. Там проработал 17 лет».
         Быстро сказка  сказывается, да не так гладко жизнь течет. На полусогнутых ногах, без своего транспорта, читал стоя лекции, вел семинарские занятия в разных зданиях института, беспрекословно выполнял плановую методическую  работу, участвовал во всех общественных мероприятиях. И все это без единой жалобы на здоровье, без охов и стонов. Напротив, всегда жизнерадостный и активный преподаватель, внешне аккуратный, в приличных костюмах – слово «инвалид» к нему никак не вязалось.
        Мало этого. Его познавательный интерес неиссякаем. «Читал по определенной системе». Начав с греческой мифологии, читал всю мировую литературу. «Чаще стал ходить в театры, музеи, на различные выставки. Почти ежегодно бывал в туристических поездках: в Прибалтику, Молдавию, Закарпатье, Поволжье, Грузию и Армению. Неоднократно посетил  многие музеи в Москве, Ленинграде и Киеве. Совершил турне по Золотому кольцу России. Съездил в Михайловское к А.С.Пушкину, в Канев к Тарасу Шевченко, в Ясную Поляну Л.Н.Толстого, в Пенаты И.Репина  и многие другие места». Многие ли из нас, не инвалидов может похвастаться такой географией познавательных поездок? Может быть, из-за них он ни разу не воспользовался своими заслуженными льготами и ни разу не посещал санатории и курорты.
        «Особый интерес у меня был и есть к местам боевой славы нашего нарда. Я поднимался на Малахов Курган и Сапун-Гору в Севастополе. Был на Малой земле, в Керченских катакомбах, на месте Курско-Орловского сражения, в Туле и Брестской крепости».  И все это  совершал не из праздного любопытства. Это неизбывная потребность познавать все, чем жили соотечественники Большой Родины,  для того чтобы сегодня давать студентам жизненно достоверные знания, ощущая свою полную причастность гражданина и достоинство специалиста высокого уровня.
         «Заинтересовали меня и вопросы религии.  Наверное, сказалась жизнь в монастырских стенах и изучение в университете истории мировой культуры. Я безбожник, но приобрел Библию, Закон божий, Библейский словарь и другие книги. Стал читать религиозные журналы и посещать богослужения разных конфессий. Побывал в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, в духовной академии и семинарии (г.Загорск). в рижских и львовских соборах. В Московской хоральной синагоге, в армянском Эчмиадзине и других религиозных заведениях. Это расширяло мой кругозор и помогало в работе со студентами, особенно в период перестройки, когда церковь активизировалась.
     Работая в вузах, я участвовал в научных конференциях, вступил в общество «Знание», в 1982 году был принят в «Философское общество СССР».  Как лектор многократно выступал перед населением Одессы и области».
     Нельзя не сказать и о семье Николая Яковлевича. Испытывая вместе с мужем трудности, жена Римма Александровна «никогда не роптала на судьбу и всегда помогала мне. Была активной общественницей. Она не раз избиралась в депутаты райсовета и горсовета. Вместе воспитали сына Александра, который закончил высшую мореходку (сейчас это академия), стал капитаном дальнего плавания. Внук Андрей закончил морской колледж и уже объездил полмира. Морская династия!
      В марте 2006  медицинская комиссия  установила у капитана III ранга контузию и присудила  инвалидность I группы.  Сейчас ноги не позволяют ему выходить на улицу. Благо, сын и внук не забывают о нем заботиться. На даче его дожидается 200-томное издание «Всемирная литература», а на тумбочке возле  кровати лежит постоянно читаемый том «Русская поэзия ХIХ века». Стихи А. Блока он с большим подъемом читает наизусть:
О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить.
Несбывшееся – воплотить!...
               
    
* Здесь и далее использованы выдержки из Автобиографии Н.Я.Сидоренко
                12.02.12.