След на земле

Валентина Вильчек
Нина Александровна  помнит то время, когда ее семья жила  во Владивостоке по соседству с Арсеньевыми. Отец,  Александр Алексеевич Юрков, выпускник Петербургского Лесотехнического института - ученый лесовод, занимался разведением хвойных лесов в Приморье, был  близко знаком и по дружбе, и по службе с Владимиром Клавдиевичем, который заходил запросто к Юрковым в гости, навещал на заимке Стеклянухе Александра Алексеевича, где он занимался изучением уссурийских лесов. Маленькую Нину отец часто брал с собой на заимку, и она помнит те встречи друзей. Книги с автографом ученого писателя и его фотографии много лет хранились в семье. Нина Александровна не забыла, как ее мама Екатерина Алексеевна водила знакомство с гольдом. Был ли это  Дерсу Узала, забылось с годами, но что гольд, приветливый, разговорчивый  временами жил у Арсеньевых Нина Александровна хорошо помнит.
 
В 1936 году Александра Алексеевича перевели в Буденновку.  Начались страшные годы репрессий, и люди жили в страхе и ожидании: кто следующий. Не миновала сия чаша и семью Юрковых. Главу семьи на “воронке” увезли во Владивосток. В тюрьме на фанзаводе станции Океанской он  отбывал срок вместе с поэтом Осипом Мандельштамом. Через пять лет вернулся больной и вскоре умер. Было ему всего 67 лет. А дома ребятам не давали проходу соседи, мальчишки забрасывали их камнями, обзывали врагами народа. Однажды Нина пришла после занятий домой  побитая  и решительно заявила, что больше в школу не пойдет. Училась дома с мамой, Екатериной Алексеевной, которая закончила калужскую гимназию, где учителем был Константин Эдуардович Циолковский, и она часто рассказывала, как он прививал ребятам любовь к воздухоплаванию. Ее брат, прыгнув с крыши на самодельных крыльях, сломал ногу.

Так занимательно и трагично переплелись жизненные коллизии в одной российской семье. Слушая рассказ Нины Александровны о непростой жизни, полной  лишений, невзгод и утрат, счастливых  и радостных мгновений, за плечами которой пролетело в трудах и заботах 90 лет, не перестаешь удивляться силе духа, выносливости русской женщины, ее терпимости к выпавшим испытаниям, сохранившей добрый нрав и теплое отношение к людям.  В глубине непроницаемо черных глаз, доставшихся через двенадцать поколений в наследство от гречанки, которую привез с войны русский  казак, таится мудрость прожитых лет, и до сих пор  сохранился интерес к жизни, забота о близких людях.

Более семидесяти лет Нина Александровна живет в селе Владимиро-Александровском. Трудовой стаж ее более 40 лет, 24 года из которых отработала машинисткой  в районном финансовом отделе, более десяти лет выдавала книги читателям районной библиотеки. Одна вырастила сына и дочь. Евгений родился в апреле 45-го. Маленького оставляла его одного, в холодном доме, где на полу вода замерзала. Потолок провис и поддерживался палками, три окна разного размера были забиты фанерой. В таких условиях семья прожила почти 8 лет. Маленький Женя целый день сидел на остывающей печи. Его мама хваталась за любую работу, чтобы пережить голодные послевоенные годы. Однажды с бухгалтером райкомхоза вдвоем вручную разгрузили за день вагон  угля на станции Боец Кузнецов. Получили хорошие деньги, да еще железнодорожники доски отдали, и Нина Александровна принесла их домой. Во время нашего разговора Евгений Анатольевич, проходя мимо, услышал последнюю фразу матери и  сказал:

-Ей при жизни надо памятник поставить за одно то, что рано утром брала лопату и шла разгружать вагоны с углем.

Вспоминая те  суровые годы, Нина Александровна  говорила:
       -Невыносимо трудно мне было одной поднимать ребят, но я не плакала,мечтала только о том, чтобы вырастить хороших людей. С детства им внушала, чтобы всегда были честными и добрыми. В школе они были  активными учениками в учебе, в художественной самодеятельности, в спорте и в общественной работе. Катя была гордостью школы, заводилой  интересных дел. В пятом классе получила путевку во Всесоюзный пионерский лагерь Артек, и там она не потерялась, а стала  лучшей пионеркой “Горной” дружины, сфотографировалсь у развернутого артековского Красного знамени. На прощальном костре композитор Дмитрий Кабалевский услышал ее пение и сказал:

-    Девочка, с твоими данными  надо учиться музыке!
- Каждое лето ребята трудились на своем огороде и на  совхозных полях, и однажды, получив  за работу деньги, Катя купила красивую ткань и сама сшила мне сарафан, который я носила много лет и очень его любила. Катя была ласковой красивой, рассудительной не по годам девочкой, трудолюбивой, доброй и внимательной. Дети были  мне отрадой в самые нелегкие времена - мысленно переступив череду лет, вспоминает моя собеседница. - В трудные годы нас спасло то, что  жили дружно, слаженно, в любви и заботах друг о друге,  делили поровну радости и напасти. И до сих пор не прерваны близкие родственные связи. Женя каждые выходные приезжает с женой Аллой к нам из Находки в село, с подарками, вниманием, поддержкой. С детства ребята были отмечены талантами. Женя с семи лет играет на гитаре. Родись он в другое время, был бы известным композитором. В репертуаре находкинского народного коллектива “Приморочка” есть песня “Колыбельная колодезного журавля”- подарок  Евгения. Дочь Екатерина  Виорёл после окончания школы работала вторым секретарем Партизанского райкома комсомола, поступила на факультет журналистики ДВГУ, успешно получила диплом, работала на Колыме заведущей экономическим отделом районной газеты в Сеймчане, в районной газете села Яковлевки была заместителем главного редактора, а теперь  возглавляет издание “Золотая долина” в селе, где прошли ее детство и юность. Воспитывают с мужем Анатолием внучку Машу.
-Подумать только, мои дети уже на пенсии, а кажется, что  совсем недавно они, взявшись за руки,  дружно бежали в школу.

Заканчивая свой рассказ, Нина Александровна сказала:
-Хоть и трудною была моя жизнь, но рядом всегда были хорошие люди. До сих пор не забывают сослуживцы  из Районного финансового отдела. Рядом за стенкой любимая правнучка Машенька, заботливая дочь. Часто по ночам,  вспоминая  прожитые годы, я думаю, что не зря прожила  на свете, оставила свой след на земле.
В ноябре в день девяностолетия Нины Александровны приходили  коллеги и друзья с цветами, поздравлениями и подарками, целый день не умолкал телефон, и юбилярша с удовольствием и благодарностью  принимала приятную суету.