Часть 2. Прелюдия. Вечерняя серенада

Светлана Ивановна Обрезкова
Фото из Интернета

Вечерняя серенада
Памяти мамы и отца

Я часто к ней возвращаюсь сейчас, в глубине души понимая, что  таким образом  пытаюсь вызвать  ностальгические воспоминания о моем далеком детстве, а главное, что меня с ней связывает теперь, и что мне, определенно,   не  хватает.

Она  вновь вошла в мою жизнь -  тихо и спокойно.  В душе не было урагана, а только приятное удивление, словно теплая волна обдала  меня и полностью поглотила, не оставляя ни капли сомнения, ни капли  разочарования. Мне стало вдруг так  хорошо, и так грустно,  что на глаза навернулись слезы.

Они наполнили их так стремительно, что я едва себя сдерживала;  казалось, что они превратились в два огромных горных озера,  которые пополняются реками,   готовые вот - вот выйти из берегов, и покатиться по склонам гор, а,  добравшись до равнины, немного передохнуть и понести свои воды дальше, освежая и орошая все вокруг.

Глубоко вздыхаю и чувствую, как две крупные капельки скатываются по моим щекам, продолжая свое медленное движение вниз. Потом они задерживаются, совсем чуть-чуть, как бы решая,  а что же теперь делать дальше, но ответ приходит сам: следующие две слезинки пополняют их и они безудержно летят в пропасть, оставляя робкие следы этой серенады….

…Я тихонько подхожу   к пианино, и с интересом наблюдаю, как из-под волшебных  рук и пальцев  отца исходят необычайной силы звуки.  Вот в такие минуты я по настоящему начинаю  познавать мир  Музыки, как мне казалось,  самой главной и самой важной для меня. 

Это чувство  в моем сердце  сохранилось навсегда….

«Вечерняя серенада»  Франца Шуберта. Изумительная по своей красоте мелодия, которая заставляла меня  чувствовать и  взирать на окружающий мир по-новому.  Однажды коснувшись тебя, эти звуки никогда не забудутся. Раннее детство было  наполнено только мелодией, божественной и прекрасной, которую исполнял мой отец, удивительно нежно, вдохновенно и спокойно…

Спустя многие годы я слышала Вечернюю серенаду   как песню, в исполнении   Екатерины Федоровны Савиновой, советской певицы и актрисы.  Екатерина Федоровна обладательница уникального голоса (три октавы*). 

И.Ф.  Савинова, преодолев большой конкурс, поступила во ВГИК. Институт она окончила в 1950 году; дипломный спектакль Савинова защитила с отличием.

Поскольку у Екатерины Савиновой был великолепный, уникальный голос, по окончании ВГИКа она обучалась в Институте имени Гнесиных, где занималась вокалом. По словам мужа актрисы, во время учёбы в Гнесинском институте Савинову приглашали и в Большой театр, и на эстраду; на оба приглашения актриса ответила отказом.

Если бы ее судьба сложилось  иначе, она долго  радовала  бы нас своим прекрасным чарующим и очень сильным голосом.  Человек сам распоряжается своей судьбой, но и судьба вносит в нее свои коррективы, порой  направляя в совершенно другое русло, которое не может полностью  раскрыть дарование и талант человека.

И все-таки я думаю, что  ее призванием было   пение. Обладая таким голосом, она должна была Петь, не сниматься в кино, а Петь. И как важно иногда бывает, что в минуты выбора, с нами рядом не оказывается того, кто смог бы правильно оценить и направить нас в нужное  русло. Убедить, заставить, наконец, поверить в себя и сделать правильный выбор. Но жизнь часто распоряжается иначе…

Екатерина Федоровна подарила нам большой бриллиант: великолепной огранки голос, который до сих пор продолжает удивлять нас изумительно сверкающим великолепием, ярким свечением бесконечного множества четко обработанных,  художником, граней ….

Думаю, самое главное она в своей жизни сделала. Она подарила нам Вечернюю серенаду Шуберта. Она предоставила нам возможность наслаждаться ее голосом, таким уникальным и таким сильным.

То, что она спеть не успела, осталось за чертой ее удивительного таланта, таланта  самой настоящей Певицы.

Несколько слов хочется сказать и еще об одном бриллианте в мире Музыки.

Впервые, я услышала Робертино, когда мне было лет 9 или 10 , и вот уже много лет его голос продолжает звучать в моем сердце,  и радовать также самозабвенно, как и тогда, в далеком детстве, когда отец  впервые подарил мне эти звуки,   трогательно касаясь клавиш пианино….

Роберто Лорети. Робертино Лоретти.  Итальянский певец, завоевавший мировую известность. Кто не знает этого замечательного певца, который начал петь еще в детстве, поражая всех  изумительным, по своей красоте, голосом, который, услышав однажды, не забудешь никогда.
 
Особое место в его творчестве занимает детский период: на мой взгляд, это был пик его восхождения по пути развития своего уникального таланта. Совсем еще юный, он покорил людей всего мира. В шесть лет он становится солистом церковного хора, где получает азы музыкального образования, а с восьми лет поет уже в  хоре Римского оперного театра.

В 10-летнем возрасте в связи с болезнью отца мальчик вынужден искать работу и устраивается помощником булочника, при этом он не перестает петь и вскоре владельцы местных кафе начинают соперничать за право, чтобы он выступал именно у них.

Однажды Робертино пел на празднике печати и получил первый в своей жизни приз — «Серебряный знак». Потом он участвовал в радио-конкурсе непрофессиональных певцов, где завоевал первое место и золотую медаль.

В 1960 году во время проведения XVII Летних Олимпийских игр в Риме его исполнение песни «O Sole mio»   услышал датский телепродюсер Сайр Вольмер-Сёренсен  который и дал толчок его профессиональной певческой карьере (под именем Robertino). Вскоре вышел сингл** с песней «O Sole mio», который становится золотым.  На мой взгляд, не только этот. Все его песни можно назвать «золотыми», без исключения.   Ему было всего 13 лет.

И особое место здесь занимает «Вечерняя серенада» Шуберта - божественная песня, исполненная божественным голосом,   которая всегда будет волновать людей всего мира.

А теперь о виновниках этих необыкновенных  «прелюдий», которые сделали мою жизнь более насыщенной и интересной. Сейчас, вспоминая первое знакомство, с великим композитором, понимаю, что это было не зря….

А иначе, зачем она, Музыка, в нашей жизни?

Франц Шуберт - великий австрийский композитор. Он прожил всего-навсего 31 год, и на его могиле известный поэт того времени Грильпарцер написал:  «Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды».

Сколько  песен, серенад  ушли вместе с ним, так и не родившись, и не порадовав нас. И не смогла я вновь ощутить того трепетного волнения, которое испытываю до сих пор, как только слышу первые аккорды самой лучшей серенады «Вечерней серенады» Шуберта….   

Немецкий текст песни - серенады принадлежит перу берлинского поэта и музыкального критика Людвига Рельштаба. Замечательный лирический поэт Николай Платонович Огарев перевел это стихотворение на русский язык.

На мой взгляд, самый лучший перевод текста серенады.

Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной.
В рощу легкою стопою
Ты приди, друг мой.

При луне шумят уныло
Листья в поздний час,
И никто, о, друг мой милый,
Не услышит нас.

Слышишь, в роще зазвучали
Песни соловья,
Звуки их полны печали,
Молят за меня.

В них понятно все томленье,
Вся тоска любви,
И наводят умиленье
На душу они,

Дай же доступ их призванью
Ты душе своей
И на тайное свиданье
Ты приди скорей!

Красиво, не правда ли?

Перевод   песни вольный. Сам Огарев считал свое произведение связанным в гораздо большей мере с музыкальной интерпретацией, чем с поэтическим оригиналом. Поэтому неудивительно, что стихи Огарева с музыкой Шуберта тоже стали знаменитой песней.

Николай Платонович Огарёв - русский поэт, публицист, революционер, ближайший друг А. И. Герцена - автор нескольких поэм и множества стихотворений (в основном романтических).

Сторона моя родимая

Сторона моя родимая,
Велики твои страданья,
Но есть мощь неодолимая,
И мы полны упованья:

Не сгубят указы царские
Руси силы молодецкие, -
Ни помещики татарские,
Ни чиновники немецкие!

Не пойдёт волной обратною
Волга-матушка раздольная,
И стезёю благодатною
Русь вперёд помчится вольная!

1858

Из стихотворения «Моцарт»:

Люблю я Моцарта; умел он забавляться,
Дурного скрипача и слушать и смеяться;
Он даже сочинил чудеснейший квартет,
Где всё - фальшивый звук и ладу вовсе нет;
Над этим, как дитя, он хохотал безмерно,
Художник и мудрец! О, Моцарт беспримерный!
Скажи мне, где мне взять тот добродушный смех,
Который в хаосе встречает ряд утех,
Затем, что на сердце - дорогою привольной -
Так просто весело и внутренне не больно!

Середина 1860-х.


Остается только восхищаться и наслаждаться голосом замечательных певцов, которые ворвались в мою жизнь однажды и до сих пор радуют меня, когда я, в который раз, закрывая глаза, слушаю,  буквально, впитываю в себя замечательные творения композитора  поэта и певца….

Ссылка: Екатерина Савинова http://www.youtube.com/watch?v=pqLgowtVFnw&feature=related
Ссылка: Робертино Лоретти http://www.youtube.com/watch?v=ASuQ7oVH2yE

01.02. 2012г.

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/02/13/1525



Примечание

* Октава— музыкальный интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет 1 к 2 (то есть частота высокого звука в 2 раза больше низкого). Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза, воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте.

**  Сингл (англ. Single от Single Play record) — изначально грампластинка (шеллачная***, затем виниловая****), на каждой стороне которой помещалась только одна музыкальная композиция. Термин «сингл» появился в 1950-е гг., чтобы обозначить различие между долгоиграющими и одно-, двухпесенными пластинками

***Шеллак— природная смола, вырабатываемая насекомыми лаковыми червецами.
****Винил (полимер) — класс полимеров, образованных из радикала винила.