Старый дом. Часть 1

Елена Рябчевских
С некоторых пор он стал мне сниться. Деревянные дощатые полы, выкрашенные полуоблупившейся зеленой краской. Бетонное крылечко, на котором всегда толпились мужчины с сигаретами и бутылками пива, играли в нарды или домино. Рядом, во дворе - благоверные мамаши с колясками, а песочница, как всегда, полна занятой суперважными делами малышнёй. Он стал снится мне так часто, что в конце концов я поняла: надо поехать и узнать – стоит ли на своем неизменном месте, старый дом моего детства или, как мне однажды приснилось, на его месте вырыли огромный котлован, а затем  построили яркую современную многоэтажку из стекла и бетона?

И вот, так совпало (совпало ли?), что я еду в Ташкент после долгих лет разлуки. Волнуюсь? Да. Пытаюсь угадать, что предстоит увидеть? Нет. Слишком долго мы жили порознь, как давно разведенные супруги. Московская серая пыль насквозь пропитала мое настрадавшееся сердце, и оно больше не болит.

***

В Ташкенте октябрь. Воскресенье.  Мы прилетаем в четыре часа ночи. Бессильно падаю на кровать и сразу засыпаю. Вдруг откуда-то издалека  доносится вой противопожарной сирены. В  какой-то момент понимаю, что это реальность и в ужасе вскакиваю.  Натягиваю одну брючину и, все еще не придя в себя, бросаюсь к двери.  Проклятые джинсы путаются в ногах и мешают бежать. Слышно, как по коридору топочут ногами люди. Хватаю трубку и тревожно набираю ресепшн.

- Ложная тревога!  - успокаивают меня на другом конце провода. - Через несколько секунд все прекратится, ложитесь  спать, все в порядке.

Послушно ложусь и сразу же проваливаюсь в глубокий сон. 

***

Утро прекрасно. Почти 10 часов. Через  густую листву вижу голубое небо  и пронизанный солнечным светом бежевый  театр Навои, который после войны строили пленные японцы.  В музыкальной школе давали абонементы на концерты, которые надо было обязательно посещать. Мама чувствовала себя ответственной и соблюдала это  правило неукоснительно – до сих пор вспоминаю  «Лебединое озеро» и «Кота в сапогах». Могла ли я тогда подумать, что  буду выступать на этой самой сцене? Через несколько лет в театре Навои будет проходить крупный медицинский конгресс, и мне доведется читать доклад, перебравшись через оркестровую яму по тонкой брошенной сверху доске. Воистину эпохальное событие для моего маленького внутреннего мира!

Впрочем, я отвлеклась.  Итак, Ташкент и в моем распоряжении  целый длинный , прекрасный,  воскресный день.  Пахнет осенью. Тот, кто вырос в Ташкенте, знает - это совершенно особый запах  высохшей листвы, жженых  листьев и  сухой земли. Запах ласковых поцелуев под старыми кронами вековых чинар и каштанов. Ах, как давно это было! И неважно, что прошло много лет, запах высохших  листьев по сей день кружит мою бедную голову.

Одеваюсь, беру фотоаппарат и выхожу на улицу.  Здесь неподалеку - моя школа. Говорят, все давно  уехали, даже самые лучшие учителя и, если верить социальным сетям,  мои  бывшие одноклассники и друзья берут все новые и новые высоты,  рассеявшись по миру.  Кто-то правит собственным бизнесом, кто-то строит капитализм, а кто-то занимает руководящие посты в крупных международных корпорациях.  Ах, как много потерял Узбекистан, позволив уехать этим молодым горячим головам, полным высоких идеалов, энтузиазма и желания изменить  мир к лучшему!

Когда-то наша школа была знаменитой  на всю республику. В ней даже существовал единственный в Узбекистане  Клуб Интернациональной Дружбы, школьники  ездили в США по обмену, потому что в ней учились дети политической и финансовой элиты. До сих пор помню случай, когда дочь одного из известных политиков приехала на уроки в истерике – умерла собака, которой давали пробовать еду,  перед тем, как подавать на стол. Каждый день девочке приходилось ночевать на новой квартире. Мне она запомнилась тем, что  каждый день приходила  в новых  роскошных заграничных туфлях. Я к элите не относилась, школа оказалась единственной по месту жительства, в которой преподавали английский язык, и туфли у меня были одни-единственные. Но завидовать, конечно, тут было нечему. Через несколько  лет девочка окончила  Институт Стран Азии и Африки в Москве, а затем ее след полностью потерялся. Надеюсь, в ее жизни все сложилось хорошо.

Что ж, время не остановишь и у всего есть свой предел!  Школа внешне почти  не изменилась. Разве что нет больше рядом замечательного магазина, где мы покупали пепси с горячими, только из тандыра, лепешками. Теперь в этом доме расположено какое-то посольство.  Я медленно бреду по аллее, шурша  кроссовками по  желтым и красным осенним листьями.  На улице никого нет – ураза. Захожу на спортивную площадку, долго сижу на скамейке для запасных игроков и возвращаюсь в давно забытые чувства.

Да, я все-таки вернулась! Вернулась, несмотря ни на что.