Иркутск и купание в зимнем Байкале

Саша Макеев
До Зимнего тура 2011 я уже был в Иркутске дважды. Первый раз подростком, когда занимался в турклубе. Мы ездили на Байкал. Там я, еще не ведая о законе причины и следствия, занимался геноцидом ос, которые облюбовали наш лагерь. Закон сработал быстро, я случайно распорол себе вену ножом. Все обошлось, но было весело.

Второй раз я попал сюда уже в половозрелом возрасте. Нашу группу S.P.U.L. позвали выступить в клубе «Объект О1». Концерт организовал местный деятель DJ Terminator, веселый здоровенный мужик, игравший отличную музыку. На руке у него была красноречивая наколка в виде браслета из колючей проволоки. Сибирь, хуле…

В этот раз главным в Иркутске для меня был, конечно, прыжок в зимний Байкал. Сразу поясню. Никто никого никуда не заставляет прыгать. Это не ритуал Порфирия Иванова, никакого оздоровления и мистики. Просто когда-то 20 лет назад, когда вся компания вместе с Оле приехали на это место, они решили что здесь так круто, что надо искупаться. С тех пор это стало типа традиции, но полностью на добровольной основе. Я не знаю ни одного человека, который потом пожалел бы, что полез в Байкал. Ни одного. Потому что работает это безотказно, как автомат Калашникова. Голову взрывает раз и навсегда.

Когда нас привезли в Листвянку, было где-то -26 с уверенным ветром. Над Байкалом стоял туман. На бледном морозном небе висело ледяное солнце, закрытое сплошными облаками. Реально, арктические пейзажи. Не хватало только айсбергов и пингвинов. Какое на хрен купание.

Естественно, мой внутренний «типа я» сразу сказал мне (то есть себе), что я не долбанутый. Три дня болезни, кашель, только-только поправился. Никакой организации, все замерзнут и умрут. Прямо здесь, на берегу. Кроме меня. Я останусь в живых. Потому что я самый бывалый и из Сибири. Знаю, что к чему. В отличие от всех остальных.

Нескончаемый шумный поток буддистов потянулся к берегу. Я решил, что просто пойду посмотреть на это массовое самоубийство. А вдруг удастся спасти от обморожения какую-нибудь прекрасную блондинку. Будет рассыпаться в благодарностях, пока я, такой опытный и смелый,  буду ее растирать и согревать. С собой я прихватил пенку и термос. Так, на всякий случай.

Все пришли на берег и, не долго думая, начали раздеваться и прыгать в воду. Для меня стало очевидно, что Апокалипсис не за горами. Крики о помощи, стоны обмороженных и взгляды, полные надежды, наполнили мое воображение. Хаос нарастал. Однако, к моему удивлению, все разруливалось как-то само. Всегда находились люди, помогающие одеться, растереть полотенцем и напоить чаем из термосов. И главное, всем было очень весело.

И тут я понял, что не прыгнуть я не могу. Чисто по-пацански. Просто надо и все. Я представил себе восторженные глаза барышень, которым я потом буду об этом рассказывать. Скупыми мужскими фразами, за которыми кроется жизнь, полная опасностей и приключений. Волевой подбородок немного приподнят, взгляд первооткрывателя вправо и чуть вверх… И многозначительная пауза. С тихим шелестом барышни укладываются штабелями. Сила.

Как-то мои знакомые перевозили из Томска в Питер своего попугая. Ехали на поезде, попугай был в клетке, звали его Кеша. Попугай был очень умный, знал много слов и очень любил общаться. Но во время всей 2-хдневной поездки он повторял только «Кеша, жопа!!». И так всю дорогу. Хозяевам даже стыдно было. Как будто они его специально только этому научили. Так вот, начиная с момента, когда я начал быстро раздеваться, и до того, как передо мной кончился береговой лед и появилась темная прозрачная вода, подернутая морозным туманом, мой внутренний «типа я» вколачивал мне в мозг одну фразу: «КУДА ДЕБИЛ, КУДА ДЕБИЛ, КУДА ДЕБИЛ!!!!». Куда делись все прочитанные многочисленные книги и высшее гуманитарное образование в тот момент, я до сих пор не не понял. По своему опыту я знаю, что в такие моменты нельзя думать. Просто раз – и шагнул. Потом было что-то обжигающее, я в этом немного побарахтался и погреб назад. Все происходило очень быстро. Одежда была подготовлена, друзья на стрёме. Я честно пытался одеться сам, но под конец выполнял просто роль манекена и улыбался (мне так казалось, по крайней мере). При всей этой скорости, застегнуть молнию на куртке самостоятельно я уже не смог, пальцы странным образом застыли и не сгибались. И смешно было наблюдать за своими мыслительными процессами, они замедлялись прямо на глазах (если так можно сказать), как будто аккумулятор садился. Потом был чай, коньяк и счастье.

Поделюсь с вами элементарными правилами, что нужно предусмотреть, что бы прыгнуть и не откинуть ласты после этого. Не рекомендуется прыгать людям легче 50 килограмм, ну и всякие сердечные дела тоже, думаю, не особо способствуют таким вещам. Хотя я не врач, могу ошибаться. Итак, если вы все-таки решили, то вам необходимо:

1)Друзья. Это самое главное. Они должны ждать наготове с полотенцем и одеждой. И ждать именно вас. Никаких очередей и «Погоди, сейчас этого оденем, а потом ты». Потом уже одевать будет некого.
2)Пенка. На ней вы будете стоять. Если после купания встаешь на снег – вмерзаешь моментально. Слава Карбышева обеспечена. Весной отколупают.
3)Грамотная одежда.
НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ:
- плотного термобелья, колготок и тд, вы это все никогда на себя не натяните,     оденетесь потом, в тепле
- тесных футболок, по той же причине
- одежды с пуговицами, запаритесь застегивать
- обуви, в которую нельзя залезть быстро (плотно затянутые шнурки и тд)
- забудьте про трусы, вам их все равно придется снять, если не хотите ходить в мокрых.  Мы купаемся голыми не потому, что все такие нудисты, а потому, что эти предметы туалета потом придется сбивать зубилом. Заледенеет все махом и хозяйство отвалится.

НАДО:
- шапка
- свободные расшнурованные теплые ботинки
- шерстяные носки (тоже свободные)
- что-то типа тельняшки
- свитер или что-то типа того
- куртка
- горнолыжные штаны
- варежки (желательно не перчатки)

4)Как правильно одеться
- залетаете на пенку, героически улыбаетесь скрюченным лицом и говорите: «Ништяк, ребзя, совсем не холодно, я сам оденусь». Ребзям пароль понятен, они говорят отзыв: « Ага, ну-ну, давай» и начинают быстро тебя растирать полотенцем и одевать. Видали они таких самостоятельных.
- сначала быстро вытирается голова и одевается шапка. Мокрые волосы леденеют мгновенно, отмороженные мозги никому не нужны.
- параллельно одеваются шерстяные носки
- быстро вытирается тело и впихивается в горнолыжные штаны
- одевается все остальное
- клиент готов. Термос, чай. Говорят, алкоголь нельзя. Я пил коньяк, остался жив.

 
Очень трудно описать ощущения после этого шага. Ту ясность в голове, легкость в теле, кажется, что тебя просто нет, а все есть. И все офигенно. И как-то пружинисто. И сверкает. И распирает изнутри. Могу сказать, что этот прыжок стал одним из самых ярких переживаний в моей жизни. И пусть их будет побольше. У всех живых существ.

Кстати, Лама Оле сделал не один заплыв, а два. Подряд. После того, как прыгнешь сам, понимаешь, что это значит. Он Мужик с большой буквы.