Бней-Брак

Михаил Вилькобрисский
Почему мне нравится Бней-Брак?

Бней-Брак- это еврейское местечко, чудом оказавшееся в Израиле.

В Бней-Браке почти нет израильтян. Одни евреи.

Как бы Это Вам объяснить?

Израильтянин - это такой восточный яйцеголовый перец с коротко стриженой головой и в  шортах. У которого здоровые яйца и бицепсы и нет мозгов.

Евреи - это поселенцы, кипот сругот, и датим - религиозные. Ашкеназы - евреи из Европы.  Интеллигентные. Вокруг меня в Бней-Браке - лица моих умерших родственников. Вон дядя Яша - там он был профессором, а тут он просто идет куда-то. Вот моя мама в молодости - это вот эта ученица ешивы. Вот одна моя бабушка стоит рядом со мной на остановке автобуса. Вот другая моя бабушка спрашивает о чем-то продавца в магазине. Вот мой отец идет в синагогу.

В Тель-Авиве я этого не вижу. Молодые девушки восточного типа. Все, как одна, одеваются как проститутки. Почему так? Я не знаю.

Вот Бней-Брак. Скромно одетые девушки. Взрослые женщины, которых уже не заботят выросшие дети. Они говорят на иврите, иногда - на идише, но лица, но выражения глаз. Ничего восточного.  Евреи из местечка собрались здесь, чтобы продолжать жить. И пусть это Израиль, а не Восточная Польша или Западная Украина. И пусть солнце здесь светит круглый год, и нет шинков, евреев-арендаторов, польских панов и украинцев, но есть идн, есть идиш, и есть евреи.

В Бней-Браке есть свои заморочки.

Иногда эти раввины иногда ведут себя «у себя дома» - в Бней-Браке, в Меа-Шеариме с другими людьми совершенно по-скотски. Могут быть щепетильны и привередливы в том, что касается лично их, но к другим людям будут относиться как к мебели, если не хуже. Речь идет обо всех, от кого они не зависят.

Религиозный раввин видит тебя и будет с тобой разговаривать, только если ты представляешь для него интерес.  Религиозные мужчина или женщина могу сто раз соблюдать кашрут, но они не соблюдают основную заповедь иудаизма – «не делай другому того, что не пожелал бы, чтобы сделали тебе».

Бней-Брак – город контрастов. Бедные магазины, торгующие ерундой, и несколько очень дорогих магазинов. Золото, часы. Серебро – для бедных.  Часы – несколько тысяч долларов.  Очень дорогие строгие и изысканные костюмы
Директор сети магазинов ездит на джипе «БМВ». Директор магазина – на чем-то очень простом типа небольшой «мазды».

Идиш. Знают многие. Даже некоторые молодые говорят на идише.  Не все, конечно. Но многие.
Как им не жарко во всем этом прикиде в эту жару? Трусы, рубашка, черные брюки, плащ, иногда шляпа, иногда – черная меховая шапка.

Почему эти люди считают, что имеют право воспитывать других людей, если они не могут воспитать своих детей и обучить их элементарным вещам? Не знаю. У меня нет ответа. Я иду не по солнечной стороне улицы. Я ищу тень, угол тени.

Здесь, в Бней-Браке, нет этих идиотских израильских имен - Эйялей, Лиоров, Голанов  и Гиладов. Здесь живут Сары, Бетти, Моше, Давиды и Нахумы. Здесь кусочек детства, здесь кусочек Идишкайт - настоящей еврейской жизни.

Бней-Брак - это немногое, что примиряет меня с Израилем.