Сирия -вторая линия обороны России

Николай Сологубовский
Сирия -  «вторая линия» обороны России

В Сирии - бои между мятежниками и правительственными войсками

В Сирии продолжается насилие, творимое вооруженными мятежниками,  жертвами которого ежедневно становятся десятки ни в чем неповинных людей. Самой горячей точкой на карте страны остается город Хомс, где продолжаются ожесточенные уличные бои между сирийской армией и боевиками.
Сирийское телевидение сообщает, что боевики  используют для обстрела государственных учреждений и жилых домов минометы, в результате чего гибнут мирные жители.
Операция по восстановлению законности и порядка началась в Хомсе с 4 февраля по требованию населения, которое не могло противостоять отрядам боевиков и иностранных наемников. Очаги сопротивления вооруженных банд имеются под Дамаском, военные действия продолжаются в районе курортов Забадани и Мадая, а также в Эль-Аббаде.
Для поддержки мятежников Катар, Великобритания и Турция направили в Сирию свои спецназы. В Сирию также переброшены подразделения Аль-Каиды из Ливии.
Мы публикуем  две статьи.  Для вашего внимания -   статья обозревателя Александра Симонова, который внимательно следит за событиями в Сирии и вокруг нее.  Он назвал свою статью «Первая линия обороны России». Хотя, по мнению других обозревателей,  Сирия - это «вторая линия». «Первой линией», взломанной военной машиной НАТО и войсками его арабских союзников, была Ливийская  Джамахирия. Продолжается оккупация этой страны со стороны НАТО, американский спецназ захватил нефтепромыслы. В Ливии разворачивается народное сопротивление против натовских ставленников.
Источник: Первая линия обороны России
Сирия стала горячей темой ещё в тот период, когда шли бои за Ливию, но в последние недели проблема резко усугубилась. Да и иранский вопрос, хотя предварительная подготовка была очень длительной, перешёл из стадии информационных баталий в стадию «холодной войны» и активной предвоенной деятельности. Достаточно сказать, что если в 2011 году войну в Иране почти все эксперты считали маловероятной, то теперь обсуждается только вопрос, когда будет нанесён удар – весной, летом или удастся дотянуть до итогов выборов в США.
Поэтому, есть очень большая вероятность, что весенние российские президентские выборы будут последними довоенными. Шансы на начало большой региональной войны, возможно, в виде цепи острых локальных конфликтов на огромном пространстве от Центральной Африки до Пакистана, Средней Азии, Кавказа, очень велики. Первые вспышки, которые усиленно поливают керосином, мы уже наблюдаем – теракты в Нигерии, боевые действия в Сомали и Судане, напряжённость в Алжире, сползание Ливии и Египта в полный хаос, столкновения в Йемене, лихорадочная гонка вооружений арабских стран (в первую очередь монархий), видимое желание повоевать у Израиля – от прямых угроз в сторону Ирана до мыслей о «маленькой победоносной войне» в секторе Газа, или Ливане, концентрация сил НАТО в ближневосточном регионе, удары американцев по территории Пакистана.
Устоять Сирии и Ирану в такой ситуации будет крайне сложно и даже невозможно без внешней поддержки. Сейчас Сирия и Иран для России и Китая – это линия фронта, и отступать нельзя. Следующие в списке на «модернизацию» – мы. Ясно, что иранский режим не очень симпатичен России, нам невыгоден шиитский халифат в южном подбрюшье. Но и его поражение, развал Ирана на части, России тоже не нужен. К примеру, есть возможность выделения арабов (Хузестан), азербайджанцев (Южный Азербайджан – провинции Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Зенджан, Ардебиль), курдов (провинции Курдистан, Западный Азербайджан, Керманшах), белуджей (Систан и Белуджистан).
Причём, в Баку уже почувствовали эту возможность и заговорили о переименовании своей страны в Северный Азербайджан, таким образом, выйдет, что Азербайджан – это разделённая страна и народ, как Корея, и можно будет при удобном случае потребовать «воссоединения». К тому же шансов на строительство шиитского халифата мало, конкуренты сильные – суннитские монархии с проектом «Великого суннитского халифата», Турция, да и враги мощные – США, Израиль и их союзники. Поэтому для России Иран попадает в категорию «враг моего врага…».
С Сирией проще, она для нас не потенциальная угроза, а скорее даже союзник. Через Сирию мы можем восстановить своё военное присутствие в Средиземноморье. К тому же там проживают тысячи наших бывших сограждан, они имеют право на защиту России. Есть и значительные экономические интересы, включая продажу, обслуживание, модернизацию вооружений, техники. Именно поэтому решение о продаже партии учебно-боевых самолётов Як-130 в январе 2012 года, в такой тяжёлый для Дамаска момент – это важный шаг поддержки сирийского режима. Очень важно защищать Сирию до последнего и на дипломатическом уровне.
К сожалению, у Сирии устоять шансов мало, вопрос времени, когда внешние силы вмешаются открыто. Пока идёт процесс борьбы самых боеспособных и верных подразделений Дамаска (Республиканская гвардия, 4-я танковая дивизия, части спецназа и т. д.) против бандформирований – «мирной оппозицией» этих людей назвать нельзя, т. к. потери силовиков примерно 2:3 (из 5 тыс. погибших около 2 тыс. приходится на представителей правоохранительных органов, вооруженных сил). Прочие части ВС сохраняют лояльность Дамаску, но используются больше для охраны порядка.
Судя по всему, в первую очередь будут валить Сирию. Против режима Асада выступают монархии Персидского залива во главе с Эр-Риядом и Дохой, Турция и англосаксы. Иран – более мощный противник, к тому же он не ослаблен годом внутренних волнений и экономической блокадой. При дальнейшей активизации боестолкновений в Сирии, на фоне истерики которую устраивают Аль-Джазира, Аль-Арабия, Евроньюс, СНН, ВВС и прочие мировые СМИ, интервенты вполне могут заявить, что ООН не может обеспечить мир в Сирии. На Лигу возложат миссию по принуждению к миру «кровавого сирийского режима». Но учитывая низкие боевые возможности стран ЛАГ, помощь им окажут Турция и страны НАТО. Вряд ли это будет прямое вторжение, особенно на начальном этапе. Так, уже озвучен сценарий создания буферных «зон безопасности» на границе с Турцией и Иорданией. А основную роль будут играть различные бандформирования, которые уже получают всестороннюю поддержку со стороны Эр-Рияда, Дохи, Анкары, англосаксов. А дальше уже вопрос времени, сколько выдержит Дамаск, верные ему войска и население, когда оно окажется на грани решения – «всё что угодно, лишь бы наступил мир».
Иран в это время будут отвлекать наращиванием ударных сил НАТО по его периметру. Попыткой создать беспорядки в самом Иране – разыграть курдскую, азербайджанскую карты. Различными информационными ударами, провокациями.
Россия
«Модернизация» Ближнего и Среднего Востока автоматически ведёт к росту радикальных настроений на просторах Южного и Северного Кавказа, Средней Азии. Наши вооруженные силы и так ведут необъявленную войну на Северном Кавказе, несут потери. Погружение Сирии и Ирана в пучину управляемого хаоса, только усилит решительность разного рода экстремистских группировок. Только эпицентром взрыва, видимо, будет на Кавказе не Чечня, а другие республики – Дагестан, Кабардино-Балкария.
Кроме того, Азербайджан вполне может попробовать решить силой проблему Нагорного Карабаха. Заполыхает Средняя Азия, России придётся помогать Казахстану.
Привычной войны по фильмам про Вторую мировую войну – танковые клинья, сплошной фронт, массовые армии, - не будет. Будет изматывающая «мятежвойна» - террористические акты, диверсионные удары, «зачистки», рейды бандформирований, ликвидация банд и их лидеров. Поэтому на первый план выходит армейский спецназ, части ВДВ, группы спецназа ФСБ, точечные действия ВВС. России срочно необходимо создавать аналог американских Сил специального назначения (создать свой специальный корпус «Альфа»). Понятно, что распускать традиционную армию не надо, она нужна, чтобы ни у кого не возникло желания начать открытую войну с Россией, и прежде всего у наших потенциальных противников – США, Турции, Китая, Японии, то есть тех стран, которые обладают мощными массовыми вооружёнными силами.
Одновременно с открытием фронта на Кавказе и Средней Азии продолжит свою деятельность «пятая колонна». С каждым годом, по мере усиления психологической усталости людей, приходом новых похоронок, их позиции будут только усиливаться. «Пораженчество» станет мощной политической силой. Запад делает ставку не только на либералов, т.к. они только остриё, которое подпишет новый «Брест-Литовский договор» (он должен будет решить проблему ядерного оружия России), но и на радикальных националистов, они должны будут завершить разгром России – расчленив её на большие и малые части.
В такой ситуации России надо пройти «по лезвию», понимая, что «бананово-оранжевые» революционеры и радикальные националисты всех мастей (от русских до чеченских, башкирских, татарских и пр.), - это гибель для России.
Надо ясно понимать, что Сирия и Иран для нас первая линия обороны, взломав её, наши враги выйдут непосредственно на рубежи России – Кавказ, Средняя Азия, Украина.
Александр Самсонов, 8 февраля 2012 года

Предлагаем вашему вниманию также статью Евгения Примакова, академика, арабиста, дипломата, который уже много лет изучает события в Арабском мире. Он предостерегает: до Хаоса остался только один шаг!
Источник: Евгений Примаков: «Остановиться за шаг до хаоса!»
Россия и Китай предлагали максимально приблизить резолюцию ООН по Сирии к существующей реальности

Считаю, что позиция по сирийской резолюции двух постоянных членов Совета Безопасности ООН - Российской Федерации и Китайской Народной Республики - вполне обоснована.

Во-первых, события в Сирии, как и в Ливии, с самого начала не укладывались в представление об "арабской весне" как о народных демонстрациях против авторитарных режимов в арабском мире. В этих двух странах с самого начала произошли вооруженные действия против власти. Кто дал оружие и подтолкнул к его применению, уверен, со временем станет ясно.
Во-вторых. Опять-таки с самого начала событий СМИ преобладающей части западных и ряда арабских стран заняли абсолютно необъективную позицию, односторонне представляя происходящее в Сирии как силовое подавление мирных демонстраций, добивающихся демократии. Сирийские власти объявили о прекращении чрезвычайного положения, об отказе от монополии правящей партии "Баас", о введении многопартийной системы, о предстоящих демократических выборах президента и парламента, и так далее. Ни одного встречного шага со стороны оппозиции не последовало. Между тем, судя по всему, на стороне руководства Башара Асада остается значительная, если не большая часть населения страны.

В-третьих. Озабоченная ситуацией Москва предложила свои услуги по организации переговоров между сирийским правительством и оппозицией. Несмотря на некоторые голоса из оппозиционного лагеря в пользу диалога с сирийским руководством, от контактов с ним оппозиция категорически отказалась. Причем отвергнуты были все многочисленные попытки организовать переговоры для прекращения кровопролития. Не исключено, что роковую роль при этом сыграли подсказки извне.


Судя по всему, на стороне Асада остается значительная часть населения страны

В-четвертых. Россия и Китай, не отвергая, в принципе, принятия резолюции Совета Безопасности ООН, предлагали максимально приблизить ее к существующей реальности - от этого могла зависеть ее эффективность. Речь шла о том, чтобы отказаться от неприемлемого с точки зрения международного права включения в резолюцию требования об отстранении от власти законно избранного президента Башара Асада, не взваливать ответственность за кровопролитие на одну из сторон - сирийское руководство, выводя из-под политического удара другую сторону конфликта, не провозглашать санкции против Сирии.
Озабоченность вызывали и некоторые положения проекта резолюции, предложенные рядом западных и арабских стран. Эти положения, как показали события в Ливии, могли быть использованы для вооруженной интервенции в Сирию. Обманутыми во второй раз, как мне представляется, Россия и Китай быть не захотели. Еще совсем недавно США просили их не ветировать резолюцию ООН по Ливии, представляя ее лишь как требование о закрытии неба над страной, чтобы избежать ударов авиации Каддафи, в результате которых могло пострадать мирное население. Тогда "аморфная" часть резолюции ООН была использована непосредственно для свержения режима Каддафи.

Что стоит за нынешней антисирийской позицией? США и их союзники по НАТО хотят воспользоваться возникшей с весны 2011 года ситуацией в арабском мире с целью убрать неугодные им арабские режимы. Сирия стала жертвой главным образом потому, что она близка к Ирану. Отстранение от власти нынешнего режима является частью плана изоляции Ирана. Между тем сближение Дамаска с Тегераном произошло под влиянием того, что до сих пор не разрешен арабо-израильский конфликт. Вспоминаю, как во время одной из бесед с Хафезом Асадом - отцом нынешнего сирийского президента, он сказал мне, что будет стремиться к тому, чтобы не остаться "один на один с Израилем". Отсутствие урегулирования опасного ближневосточного конфликта, который имеет постоянную тенденцию к перерастанию в кризисную стадию, подтолкнуло Дамаск к созданию "на всякий случай" иранского тыла.

А почему арабские страны в своем большинстве тоже заняли позицию против руководства Башара Асада? Думаю, что основную роль здесь сыграли возрастающие противоречия между двумя основными религиозными тенденциями в Исламе - суннитами и шиитами. После американской военной операции в Ираке эти противоречия особенно усилились. Сирийская власть в основном представлена алавитами - течением, близким к шиизму. А с позиции Лиги арабских стран, объединяющей в своем преобладающем большинстве "суннитские государства", проявилось опасение создания "шиитского пояса" от Ирака через Иран и Сирию к Ливану.

Что может произойти в случае свержения нынешнего сирийского режима? Хотелось бы, чтобы авторы отвергнутого проекта резолюции Совета Безопасности ООН задумались на этот счет. Уже существуют достаточно красноречивые примеры того, к чему может привести безответственная политика на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Ей необходимо противопоставить коллективные усилия, а без них в конечном счете не обойтись для того, чтобы не допустить сползания ситуации к хаосам, гражданским войнам, наконец, к срыву столь необходимых мер по урегулированию арабо-израильского конфликта.
Евгений Примаков, 7 февраля 2012 года   |