Диалектика

Анатолий Аргунов
 Как-то прибегает ко мне Витька Жбан и прямо с порога заявляет:
- Толян,  ты тут дома сидишь, а наших пацанов бьют. Айда ватагу собирать и бельковских метелить.
- Витек, объясни толком, что случилось?
- Что, что? Вовку Чижа сегодня так отделали, живого места нет.
- За что?
- Да, просто так!
- Не может быть.  Я знаю  бельковских, там ребята спокойные, без нужды налетать не станут.
- Значит, стали… Давай, одевайся, пойдем разбираться...
Мне ничего не оставалось, как накинуть куртку, броситься вслед за Витькой. Как ни крути, а избили нашего пацана. У клуба уже собралась вся наша компания. Вовка Чиж стоял с синяком под глазом и что-то рассказывал остальным пацанам. При нашем подходе Вовка замолчал.
- Говори, говори, как все дело было – одобрил Витька Чижа.
- Ну… вот, я поскользнулся и нечаянно схватился за чей-то портфель. Сам-то я на ногах устоял, а парень, Кирюшка Кораваев, упал  прямо в лужу.
- Но я-то причем?   Кирюха заплакал, стоит весь мокрый… Портфель в воде валяется.
Ко мне подскочил Колька Романов из седьмого, училкин сын, да как мне в глаз засветит. И Вовка показал на синяк под левым глазом. -Я хотел закричать, позвать на помощь,а он как схватит меня и давай душить, а потом в лужу потащил. Тут другие бельковские подбежали: Юрка Синявин, Сенька Яровой, Лешка Пимен и давай меня ногами шпинать… У меня все болит и Вовка показал синяки на руках и ногах, задрав штанину брюк и закрутив рукав рубашки. Вот, смотрите, как отделали. Живого места нет…
Дальше Витька слушать  не стал:
- Хватит, пора их проучить, не первый раз задираются. Лезут на рожон. А их Колька Черный много на себя берет. Если он сын училки так мы его не тронем... Пусть не надеется…  Отмолотим, нечего делать…
Ребята одобрительно зашумели.
- Вовка – спросил я Чижа.  - А кто первый начал?
- Я же говорил, поскользнулся, схватился за чью-то сумку, чтоб не упасть, упал Кирюшка…
- Нет, я не об этом. А еще раньше до того, как ты споткнулся?  Чего ты вдруг оказался в той стороне, у Бельковского моста
- Да, так – Вовка Чиж пожал плечами. А что мост купленный? Пошел посмотреть, воду в речку  пощупать, может купаться пора..
- Ты ври, да не заверайся – возразил я. Какая вода, купаться… Да, тебя и летом-то купаться не загнать. Ты ведь еще и плавать так и не научился. Не то ты говоришь.
 Ребята опять зашумели.
- Верно, Вовка, зачем тебе воду щупать, если ты не плаваешь?
Самый рассудительный из нас Пуща поднял руку, словно на уроке:
- Тише, тише пацаны. А может Вовка для нас старался?
- А для кого же? Мне-то зачем вода, думаю, может ребята пойдут, покупаются. Погода-то, смотрите какая!? Солнышко!
- Ты зубы-то нам не заговаривай – одернул Вовку Витька. Чего пошел в Бельково? Только не ври, понял! – и Витька для верности показал кулак.
- А чего мне врать-то, говорю, как есть…
- Ладно, не будем думать о Вовке плохо – заступился за товарища Федул. Нам надо что-то делать…
- Морды будем им мылить, вот что  – ответил решительно Витька.
- А давайте я с Колькой Черным поговорю – предложил неожиданно я, сам того не осознавая, почему. Какое-то шестое чувство подсказало мне, что в этой истории, с избиением Вовки не все чисто. Темнит Вовка Чиж, сразу видно.
- Да, что говорить-то, лупить их всех и весь разговор – парировал жестко Витька Жбан.
- Нет, я все же поговорил бы с Колькой Черным. Парень он не хулиганистый, чего ему просто так нападать на наших.
- Себя решил показать, вот и налетел. Мол, хватит ребятам с железки верховодить. Он на нас, на всех замахнулся – продолжал активно развивать свою идею Витька.  Если их не остановить, они завтра на шею сядут. Скажут, а чего их слушать, они трусы!
- Не думаю, что кто-то хочет с нами воевать – вставил, наконец, свое слово Пуша. Там и ребят-то боевых нет. Ну, Колька Романов, еще два пацана, а остальные мелюзга, они не пойдут на нас войной.
- То-то и оно – поддержал я Пущу. Надо разобраться!
После долгих споров мне поручили встретиться с Колькой Романовым, по кличке  Черный, за его черные, вьющиеся волосы и круглый год загорелое лицо, словно он не наш северный парень, а южанин какой-нибудь.
- Ты, Толян только не затягивай, сходи  поговори, если, что дай нам знать, только побыстрее.
Вечером около клуба я наткнулся на Кольку Черного. Кино не было,  я проходя мимо,  увидел парня с девчонкой - Надькой Ермолаевой из нашего класса.
- Во, никак роман крутить Надюха, только с кем? – подумалось мне.
Девчонкой она была красивой, с длинными косами и голубыми, как васильки,  глазами. С кем это она? Любопытство взяло вверх и я как бы невзначай, подошел поближе. Из сумрака весеннего вечера мелькнули черные кудри и ярко блеснули такие же темные глаза. Да, это же Колька Романов. Вот так новость! И я не мешкая ни минуты, подскочил к парочке и соврал первое, что  мне пришло на ум.
- Надька, тебя мать ищет.
- Ты чего? – удивленно уставилась на меня Надюха.
- Ничего, я говорю, тебя мать спрашивала, не видел ли я тебя.
- А что случилось-то?
- Не знаю! – спросила и все. Я ей сказал, что если  увижу – передам. Вот и передаю.
- Ладно, Коля, я побегу, может, что серьезное… – и Надюха, махнув рукой, быстро пошла, а потом побежала к дому.
- Слушай, Коля, а ты что за Надькой ухлестываешь, или так, случайно?
- Мал еще мне вопросы задавать.
- Да, ладно, не сердись, я просто так, пошутил.
- А ты не шути, Беленький.
- А ты не огрызайся, Черненький.
Колька подошел ко мне поближе.
- Толик, если бы не твое честное имя, по башке бы настучал…
- Как Вовке Чижу?
- Хотя бы.
- За, что ты Вовку избил?
- За дело!
- За какое?
- За такое!
- Можно конкретнее?
- Конкретно, ваш Вовка Чиж не Чижик-Пыжик, а хорек…Схватил из рук Юрки Синявина трубку с цветными камнями, калейдоскоп называется, ему на день рождение родители подарили и бежать. Синий, второклассник, заплакал, за ним вдогонку. А я с другими ребятами шел впереди.  Видим Чиж летит с какой-то штукой в руке, а за ним наш Юрка, с плачем несется и кричит: - Ребята, Чиж отобрал у меня трубку. Ну, понятное дело,  я схватил Чижа за шиворот, тот понял, что попался,  трубку швырнул в кусты. Ну, я ему и отвесил пару тумаков. А Чиж вместо того, чтобы извиниться, схватил Юрку, да в лужу, вместе с портфелем и одеждой завалил. Ну, тут уж ребята не сдержались, отоварили Чижа по полной программе. Собственно и все! Так, что Чиж сам напросился на мой  кулак. Если тебе понятно, то передай своим, что мы не трусим и готовы на разборку, но я сказал тебе правду.
Я ничего не ответил, буркнул:
- Подумаешь – и не попрощавшись, побежал к дому.
Вечером, сидя у Витьки Жбана за столом под светом керосиновой лампы, я подробно обо всем рассказал ему о встрече и разговоре с Колькой Черным…
- Ты думаешь, он не врет? – спросил Витька, пристально глядя мне  в глаза.
- Нее, не врет! А чего ему врать-то. Он училкин сынок, что мы ему сделалаем? Ну, темную… а так…
- Да, верно Толян, врать ему нет резона. Зачем тогда Вовка Чиж нас обманул?
- А ты, что первый раз столкнулся? Я лично много раз… Он врет, даже тогда, когда нет нужды, привык… Это как тетка Маша Рубилиха – мы еще в район не уехали, помнишь, когда в футбол ездили играть, а она уже всей станции растрезвонила, что проиграли. Вот и Вовка Чиж такой же. Хоть и наш парень, но за его вранье, драться с бельковскими не хочется.  Давай лучше соберемся вместе, еще раз поговорим. Может, что, кто предложит дельное.
На этом и разошлись. На второй день после уроков, вся наша пятерка собралась на хозяйственном дворе школы, за дровяником.  Место тихое и скрытое от посторонних глаз. Иногда сюда ходили старшеклассники покурить, но курящих было немного, человека два-три: Борька Чмырь, Колька Курочкин да Вовка-Свистунов. Ребятам было по шестнадцать, семнадцать лет, но учились плохо и по нескольку раз сидели в одном классе. В общем переростки, но в наши дела они не встревали. И вот Вовка Чиж стоит перед нами, какой-то бледный. растерянный, видно догадывался, что мы, что-то знаем о его подвиге.
- Чего ребята?
- А того, Вовчик, ты что же нас своих пацанов за дураков держишь? Зачем вчера соврал, что тебя избили ни за что?
Вовка понял, что они все знают и перешел в атаку.
- Подумаешь, попросил в калейдоскоп посмотреть, а он, Синий, мне по руке, как им шарнет. Не хапай, не твой. Ну, я и выхватил. Побежал, тот за мной. А тут Колька Черный с ребятами, трубку отобрали и мне накостыляли.
- Верно, верно, так было …
- Ребята, вы что мне не верите? – и Вовка Чиж стал колотить себя по груди.  Вот синяк, вот ссадины – стал показывать Вовка свои ноги и руки.
- Ладно, ты не хвастайся. Синяк под глаз получить, дело нехитрое. Вопрос за что и от кого?
И тут я рассказал ребятам все, что мне вчера поведал Колька Черный. Ребята молча выслушали до конца, не перебивая, и стояли, не зная, что предпринять.
- Романову, сынку учителя, поверили?! А моим синякам нет.  Да, я, да… я больше с вами водиться не хочу – и Вовка Чиж отвернулся от нас. Из его глаз брызнули слезы.
- Ты нас  не жалобь! – оборвал его Витька. Драться можно, когда есть за что. А просто так нельзя! Вот мой ответ. Кто «за» - мы все, молча, подняли руки к верху.  Тогда так, ты, Вовка идешь и просишь прощения у Юрки Синего. Мол, не хотел, но вышло так… То…се… Я переговорю с Колькой Романовым, что  претензий к ним нет. А если не выполнишь,то ты, Вовка, можешь от нас уходить: плакать не будем. Понял?
Вовка Чиж, молча, вышел из укрытия и, повесив голову, пошел прочь.
- Диалектика – вдруг сказал непонятное для нас слово Федул.
- Что говоришь? – переспросил я Федула.
- Диалектика. Так говорит мой отец матери, если она ставит в тетради двойки и объясняет ему, за что...
- Ааа…- задорно воскликнул Витька Жбан -это хорошо, когда такая диалектика!
И мы все дружно рассмеялись.