История в стиле блюз

Вячеслав Мурзин
«Когда  я  наконец  вывалился, пошатываясь, из  бара, было  уже  темно. С  ревом  мимо  пролетел, обдав  горячим  сухим  воздухом, турбокар. Я  отшатнулся, оступился  и  едва  не  упал  на  проходившую  мимо  девушку  в  предельно  коротком  люминисцентном  платье. Та  обозвала  меня  скотом  и  поспешила  скрыться  в  темноте. Я  ухмыльнулся  ей  вслед  и  полез  в  карман  за  сигаретами.
Напротив - прямо  в  лицо  мне - вспыхивала  на  стене  реклама  каких-то  имплантантов. Полиция  явно  нечасто  наведывалась  в  эти  районы - выбитые  стекла, мусор  под  ногами, костры  в  металлических  бочках, вокруг  них  кучки  угрюмых  оборванцев  и  мускулистых  парней  с  цепями  и  дубинками….
Раздавшийся  рядом  заунывно-пронзительный  звук  заставил  меня  чуть  ли  не  подпрыгнуть, я  нервно  оглянулся  и  увидел  сидящего  у  размалеванной  стены  негра. Он  восседал  на  перевернутом  мусорном  баке. На  нем  были  просторная  клетчатая  рубаха  и  грязные  синие  штаны, заправленные  в   высокие  коричневые  ботинки. Негр  был  лыс,  худ  и  стар, на  верхней  губе  и  морщинистом  подбородке  белела  густая  щетина. По  его  лоснящемуся  лицу  тек  обильный  пот. Обеими  руками  он  прижимал  к  губам  облупленную  губную  гармонику. Он  откидывался  назад, сгибался, раскачивался, тряс  головой, притоптывал - все  это  в  такт  извлекаемой  им  музыке. Кажется, он  играл  что-то  из  Би  Би  Кинга. А  может, из  Вилли  Нельсона - я  никогда  особо  не  разбирался  в  этой  архаике, но  мой  последний  штурман  обожал  подобное  старье.
Я  смотрел  на  него  и  чувствовал, что  стремительно  трезвею. Или  схожу  с  ума. Откуда  здесь  взяться  старому  негру, играющему  блюзы  на  губной  гармошке?
Он  доиграл  и  начал  новую, ее  я  знал, ее  играл  «Миссисипи»  Фред  МакДауэлл, классический  блюз  середины  шестидесятых…. Но  откуда  я  знал  эту  песню, даже  не  песню, а  ритм, ритм  без  слов, без  названия, просто  плачущий  ритм  гармошки?!
- Твою  мать…. - сказал  я  вслух, обхватывая  ладонями  голову. - Твою  мать….
Откуда  здесь, на  космической  станции, в  начале  23-го  века, взялся  играющий  блюзы  негр?!
А  он  играл - играл  Джонни  Ли  Хукера, Роберта  Джонсона, Бена  Кинга, Джона  Майялла…. А  я  стоял  и  слушал, ощущая, как  мир  вокруг  меня  валится  в  чернеющую  бездну  вместе  со  звуками  этих  блюзов…. И  не  было  никакой  станции, и  ждущего  на  посадочной  платформе  грузового  челнока, и  влюбленного  в  старую  музыку  штурмана, да  и  меня  тоже  не  было, был  только  этот  черный  старик  с  губной  гармошкой, плачущей  болью  по  ушедшему. И  я  говорил, соглашаясь  с  ним: «Дерьмо, парень, ты  прав!», кивая, поддакивая: «Да, парень, вот  это  было  время!», подначивая: «Ну  давай, парень, покажи, как  ты  умеешь!», плача  с  его  гармошкой, и  ни  капли  не  удивлялся, когда  он  доставал  из  заднего  кармана  поцарапанную  фляжку  и  протягивал  мне….
И  я  видел  его  молодым, в  криво  сидящем  сером  костюме, его  большие  руки, неловко  прячущиеся  за  спину, смущенное  и  торжественное  лицо, а  рядом  с  ним  негритянку  в  белом  свадебном  платье, и  скромный  черный  «Форд», и  губную  гармошку, которую  он  аккуратно  оборачивал  в  носовой  платок  и  бережно  прятал  в  карман, и  лица  его  приятелей, которые  просили  «Эй, парень, сыграй  что-нибудь!», и  он  играл, играл  всегда, в  каждую  свободную  минуту….
Вдруг  что-то  в нем  заскрежетало, и  он  замолк  прижав  к  губам  старенькую  гармошку.
Из  бара  вышел  хозяин, пробормотал  что-то  вроде:
- Вот  дерьмо, опять….
Он  выругался  и  объяснил  мне:
- Купил  это старье  два  года  назад, что-то  вроде  музыкального  автомата. Механизм  старый, ломается  все  время, а  починить  никто  не  умеет….
Присмотрелся  ко  мне:
- Эй, дружище, с  тобой  все  в  порядке?
Я  молча  покачал  головой  и  ушел.
Где-то  через  неделю  очередной  транзит  занес  меня  на  Землю, и  я  оказался  в  Сент-Луисе. Шагая  по  улицам, я  вспоминал  слова  своего  штурмана: «Да, Сент-Луис…. Хотел  бы  я  там  побывать! Ведь  это  же  город  блюза!», и  он  начинал  взахлеб  рассказывать, какие  музыканты  рождались  в  Сент-Луисе…. Вдруг  я  увидел  в  витрине  антикварного  магазина  черный  диск  с  надписью  «Би Би  Кинг». Некоторое  время  я  стоял  и  смотрел  на  него, а  затем  зашел  внутрь.
На  мой  вопрос  продавец - живой  продавец, а  не  чертов  андроид, - ответил:
- Это  пластинка, сэр. Патефонная  пластинка, на  таких  в  20-м  веке  делались  музыкальные  записи. У  меня  целый  ящик  таких  дисков, сэр, если  вас  это  интересует. И  проигрыватель  тоже  есть. Недорого, сэр.
Я  купил  все. И   теперь, перебирая  выцветшие, полинялые  конверты, бережно  вынимая  и  вкладывая  обратно  пластиковые  круги, вчитываясь  в  названия, повторяю  вслед  за  ними: «Би Би  Кинг, Вили  Нельсон, Фред  МакДауэлл»  и  все  надеюсь  увидеть  на  обложке  это  старое  потное  лицо  с  прижатой  к  губам  гармошкой.
Ведь  ты  еще  столько  мне  не  рассказал, парень….»