Из дневника сестры милосердия

Екатерина Щетинина
9-10 февраля 2012.

           Сегодня получила письмо из тюрьмы – от Натальи Н. Она была первой, с кем началось моё заочное общение. Хотя почему заочное? Иногда лицо в лицо люди бывают гораздо менее откровенны, чем в письмах… Это совершенно особая, доверительная интонация, тонкая материя, перетекающая от сердца к сердцу. Может, не всегда, но часто….
           Вспоминаю, что когда год назад просила у отца Сергия благословение на переписку с з/к, он посоветовал начать с женщины. Так и сделала – взяла конверт с Наташиным адресом. Остальные шесть – были от мужчин.  И в который раз подивилась батюшкиной мудрости… Ведь и правда, Наташа – мой первенец – вскоре оказалась теплым уголочком моей души. Письмам от неё рада, как от родного человека, ребенка хворого.
           История её, к сожалению, похожа на тысячи других. Осуждена на восемь лет. За что - не рассказывает. Но кричит, бьётся ее совесть в муках испепеляющих, и это нельзя изобразить-преувеличить, эхом отдаются в сердце читающего страстные строки, полубредом излившиеся на тетрадные листки в линейку - болеет часто, температурит…
           Но не только в этом дело. Это тот самый "огнь поядающий", от которого или воском расплавится, умягчится сердце или наоборот - глина в камень превратится. Уже окончательно. Вот и плачет душа горючими слезами от непоправимости случившегося. От стыда непреходящего... И я вместе с ней почти всегда плачу, когда вижу их – нервные, круглые буквы, довольно грамотные слова - слова позднего раскаяния, рвущие на куски ее мозг и всё её молодое тело… И стремление сквозит - вынести невыносимое. А еще теплится смешанное с безнадежностью стремление остаться человеком. Или стать?
          
          Отсидела Наташа уже половину срока. Сейчас ей 33 - ненамного старше моего сына… А уже адова бездна позади – жгучих страданий и лишений. А что впереди? Она боится об этом думать, но не думать – не получается. У Наташи сын – 10 лет, Федя. Его растят пожилые родители, почти отрекшиеся от неё, не оправдавшей их любви и надежд. И совсем старенькая бабушка, дом которой недавно – в декабре сгорел начисто, хорошо хоть сама бабушка спаслась. Но теперь она бездомная, жить ей негде, и это еще одна  Наташина боль… Казалось бы – куда уж? И так живого места нет… Муж бросил ее сразу же – как только арестовали. Отрезал. Старше был намного - на пятнадцать лет и, наверное, разумней…  Не пожалел. «Хоть бы строчку прислал – в отчаянии писала Наташа в одном из первых писем, - Хоть бы одно словечко!» Нет. Не заслужила милости…
              Работает Наташа швеёй-мотористкой, «пашет» с остервенением, строчит до упаду – чтобы уже мысли не шевельнулись. Оттого до работы жадна, не любит выходные. И учится в последнем классе школы. Трудно – говорит, особенно математика. А книжки читать любила с детства. А еще любит природу, ей целые страницы посвящены. Село свое описывает, речку, лес и луга вокруг цветные… Но больше пишет о том, как стыдно ей – перед сыном… Что ему сказать, что объяснить? Примет ли он ее через четыре года?
Что же в этом, последнем письме? Всегда тревожусь – мало ли что там бывает? Не курорт, чай. И зима вон какая лютая…
       
               Привожу письмо дословно, с орфографией писавшей.

«Здравствуйте Ирина Даниловна. Вот 30 января взялась за письмо вам, расстроилась что не успела с новогодними поздравлениями, ведь и Рождество, и Крещение… я видно себя не уберегла таки зная что постоянно на улице (прим. автора: видно, сменили работу?) заболела – даже самой смешно как в своём мирке нахожусь не слышу на правое ухо, а нос забило совсем от гайморита. В Новый Год даже к телевизору не подходила. Письмо от Вас пришло как появилась цензор после праздников. Конечно очень рада ему была, даже несмотря на то, что полуживая. Чуть стала расхаживаться - звонила домой, говорила с Фёдором (тоже на больничке, горло) единственный вопрос: мама, а когда ты приедешь? Как бы увидеться? Да, тяжело, он совсем уже большой стал… Пишу, а внутри обрывается всё, немного отходит только на работе и в школе (нужно думать, решать, правильно отвечать). 12 класс ЕГЭ!! А я как первоклашка. Открытка ваша передо мною, пишу: да, не знаю про себя, всё думаю нужно, нужно набираться сил в себе и менять всё – и восприятие жизни и образ жизни, всё в целом. Главное, чтоб в сердце жил Господь, чтоб внутренняя сила была в сердце только с Богом Христом. Я думала (мысли были) о том, чтобы быть при храме иначе просто мне себя не найти, кажется, что как в 1994 году (Лешу брата моего младшего убили) и всё оборвалось, всё – и детство, и будущее. Через боль, горе, печаль через всё перешагивала бесчувственно. Конечно, у каждой из нас есть своё наболевшее, кто-то больше, кто-то меньше прошел и пережил. Но мы и должны видеть свои ошибки и грехи, и на чужих учиться.
Очень бы хотелось вам отправить фотографию Федину и я тут фотографировалась, хотелось бы… отправить.
Спасибо Вам и сестрам за добрые слова и молитвы и пожелания – легче уже. С вами легче! Что чужим людям я нужна…
Я иной раз думаю – все тяжести и невзгоды взяла бы на себя лишь бы там, дома, где я давно чужая, чтоб всё было тихо и мирно, а жизнь как раз ударяет не по мне тут, а в самое близкое  родное дорогое где, куда я без стука в дверь не смогла бы уже войти. Да, было так  перешагивала через все чувства и слезы бабушки, мамы, их огорчения… Их надежду я растоптала, перечеркнула всё, неужели бабуля когда-то менявшая мне пелёнки, платьица мечтала о том (в надежде) что я вырасту зверем… грубо конечно себя обозвала, почему-то неволю я выдерживаю легче, чем быть дома. Это неправильно знаю, но тяжело жить… не знаю обо всём этом писать тяжело, очень! У меня есть одна мечта (без возврата к прошлому) начать с  малово – начать пчеловодное дело не в угоду кому-то, для себя, в поле, в лесу у реки, где пчёлкам раздолье, возможно и при храме, которые в глубинке. Ведь пчелы тоже добро чувствуют. Извините за тишину не знаю не сдать бы совсем, организмы ослабленные у всех нас, заболевают 10 человек через 5 дней. 15 болеем.
Всего доброго.
До свидания. Наташа.»

Вот и всё. Прочла. И не спится мне что-то никак. Хоть глаз выколи. Сижу вот, пишу… Надо Наташе обязательно что-нибудь послать, хотя сама она ничего не просит. Только в августе попросила канцелярские вещи прислать, для учёбы - ручки там, тетрадки, линейку…