Сказка и фэнтези

Анастасия Чернова
   «Сказка» отличается от «фэнтези», на мой взгляд, кардинально, в самых основополагающих моментах. Как ни парадоксально, но в «фэнтези», отсутствует такие понятия как «чудо» и «волшебство». Да, фэнтези – сродни фантазии, вымыслу. Да, фэнтези населены крылатыми драконами, подземными карликами, и вместо привычных планет – по космосу могут носиться персиковые кусты. Все что угодно! Но все эти аномальные явления и неожиданности – являются, все же, нормой описываемого мира, и действуют системно, как законы. Перед нами отдельный, замкнутый мир.
Пространство же сказки – это реальный мир, сообразующийся  с естественными законами. И вот входит  в него  событие, нарушающее законы мира, т.е. чудо или волшебство. Это, во-первых.
     Во-вторых, фэнтези ведет свою историю от средневековых эпосов («Беовульфа») и средневековых романов. В этом смысле, сказка – явление более древнее, первичное. Ведь нельзя сказать, что народная сказка опирается на какой-либо литературный источник.
     С этих двух особенностей для меня и начинается разграничение «сказки» и «фэнтези»; разграничение столь глубокое, что при некотором внешнем сходстве (например, одинаковые архетипы) – отнести их к разновидностям одного жанра – невозможно.
   Особенно интересны волшебные сказки, с их внутренним разделением сюжета на два пространства – «мир людей» и «тридевятое царство тридесятое государство». На «мир людей» и на мифическое царство мертвых, изображенное, как правило, золотым (связь с солнцем). Такое двоемирие – настоящее художественное открытие.

2011 г.