Устаревшие самолёты в люфтваффе

Александр Правдин
               
Традиционно считается, что германская авиация в момент начала Второй мировой войны, была самой передовой, и  имела только современные самолёты. В действительности устаревших самолётов в германских ВВС хватало. Тема и формат книги не позволяют мне, подробно остановится на этом вопросе, но и обойти стороной этот вопрос я не мог.

Ниже приведёны отрывки из текста моей книги «Финский гамбит или роль советско-финской войны в мировой революции». Книга издана в Абакане в 2008 году в книжном издательстве «Бригантина». Объем книги 260 страниц. Книга продаётся в краеведческом музее г. Абакан ул. Пушкина 96. Авторские права на книгу защищены. Использование текста в коммерческих целях без согласия автора карается законом. Использование текста допустимо с использованием ссылки на источник.

Немцы, вполне успешно использовали на Восточном фронте в 1941 году устаревший Хеншель HS126, который нес всего 150кг бомб и имел два пулемета по 7,92мм. Во внезапном ударе он принес немцам много пользы. Но скоро ситуация изменилась: «К 1941г самолетами Хеншель HS126 В-1 были укомплектованы не менее 48 эскадрилий. Они сыграли значительную роль в первые месяцы кампании, но вскоре, с ростом числа советских истребителей, понесли потери, и, в конце концов были сняты с участия в дневных операциях». («Авиация Второй мировой войны» стр.46).
То, что число советских истребителей увеличилось в ходе войны, это «утка» советской пропаганды . Наибольшим число истребителей в советской авиации было 22.06.41г. Потом оно постоянно уменьшалось в течение 1941-го года. Но вот пропорция соотношения истребителей к остальным самолетам постоянно изменялась в пользу истребителей. Вот это и позволило истребителям надежно прикрывать свои самолеты и выделять больше истребителей для охоты за немецкими самолетами. Вдобавок, к концу 1941 года советская авиация оправилась от эффекта внезапности немецкого нападения, и это позволило ей более эффективно вести борьбу с немецкими самолётами.

В принципе, блицкриг хорош еще и тем, что позволяет напавшей стороне, успешно применять даже против сильного противника не только бомбардировщики  со слабым оборонительным вооружением, но и технически  устаревшие самолеты. Например, на Восточном фронте в 1941-м году немцы вполне успешно применяли целый ряд устаревших самолётов.
Немецкий самолет поддержки войск Хеншель NS123 имел всего два пулемета MG17, калибром 7,92мм в носовой части фюзеляжа и нес бомбу, весом в 250 кг. Этот биплан начали серийно выпускать в 1936 году. Его скорость достигала 341 км/ч (по другим данным его максимальная скорость не превышала 290 км/ч). В Польше и во Франции этот, довольно слабый самолет, действовал вполне удачно. Во время вторжения на Балканы этот самолет также проявил себя с лучшей стороны. В СССР некоторые NS123  отлично воевали, вооружившись парой 20 мм пушек и приспособлениями для несения 92-х  двухкилограммовых бомб. К этому времени их серийное производство было прекращено. Но в боевых действиях против РККА они так хорошо себя проявили, что было даже выдвинуто предложение возобновить их серийное производство. Однако когда советская авиация пришла в себя, оправившись от внезапного нападения, подразделения, укомплектованные NS123 понесли тяжелые потери, и немцы передумали: решили серийного производства NS123  не начинать.
Хеншель NS123 создавался как пикирующий бомбардировщик, а использовался в основном как самолет для поддержки наземных войск. Его практический потолок составлял всего 4100м. Дальность полета с 200 кг бомб – 480 км. По максимуму NS123 мог поднять в воздух 450 кг. бомб. После того, как на Восточном фронте NS123 понесли тяжелые потери, их стали применять в борьбе против партизан. История NS123 наглядно показывает, что сторона, совершившая внезапное нападение и подавившая в начальном этапе войны авиацию противника, может вполне спокойно применять против него даже крайне устаревшие самолеты, которые даже в «период своей молодости» боевыми качествами не выделялись.