Дерево рода. Иная ветвь. Лайлы. 3. Батог

Вера Нлс
3.Батог.            
              К Кондрату Остаповичу , на свадьбу его  самого младшего сына Якова, ехала разрисованная зеленая  бричка, запряженная парой лошадей.В той бричке сидели  нарядные старик со старухой - Остап Лайло с женой.
              Большая сивая кобыла всё норовила куснуть за шею молодого  гнедого жеребчика,  да всё косила глазом на  возчика - мальчонку лет десяти. Это был сын Василия Кондратовича - Фёдор. Кондрату Федька   приходился внуком, а Остапу - правнуком. Из сыновей Василия он был старший, а из всех детей - третий. До него было две сестры - Ольга да  София, а после него ещё брат Евдоким.            
              «Ну, ну  смотри у меня!» - покрикивал на кобылу Фёдор и грозил длинным батогом. Кони и бричка принадлежали  прадедушке  - Остапу Лайло.
              Ещё вчера , накануне свадьбы , пошёл Фёдор к прадеду прямиком, по межах, неся в узелке нарядную одежду - красиво вышитую  новую сорочку, пышные штаны, тоже новые , но полотняные, выкрашенные с протравой в рыжий аж красный цвет, шерстяную тонкую куцыну - хорошую, но тоже домотканую, серую смушковую шапку с шёлковой  зеленой  подкладкой и  суконным донышком. Сапоги были куплены на ярмарке на вырост - не из тонкой козьей кожи, а крепкие , яловые. Они были отдельно завёрнуты в тряпку, потому что Фёдор  уж слишком  намазал их дёгтем.             
             Везя прадеда и прабабку Фёдор  очень  гордился собой.  Прадед подарил ему  этот длинный батог. Очень красиво сплетенный   из восьми  кожаных жил он имел три колена по аршину* каждое. Пужално** тоже было  удлиненное - почти аршин и тоже оплетено сыромятной кожей. Этот батог сплёл сам прадедушка Остап. Фёдор тоже умел плести батоги, но только из четырёх и шести жил. На жилы шли разные остатки от верёвок, бичовок и самодельные  бичовки из тряпья - где же мог взять кожу малец.
             Фёдору  ну очень хотелось щёлкнуть батогом - послушать  громко ли, та боялся прадеда. Хотя и было Остапу Лайло  уж давно за восемьдесят лет, но вид у него был крепок и суров.  «А ну , Федько,  щёлкни на  кобылу!» - словно угадав мысли   парнишки ,сказал прадед.- Кусаться ей вздумалось. Видит, что возчик мал вот и осмелела. Ишь какая.» Федька встал на ноги, завертел батогом над головой и щёлкнул вытянув руку. Звук был сухой и трескучий, как  на пруду зимой, когда от сильных морозов трескается лёд. Кобыла не испугалась , не рванулась бежать. Но и кусаться перестала.  Жеребчик дёрнулся  было, но кобыла не дала ему перейти на бег.
            «Ишь,  не боится батога, знает  хитрюга, что никто её не ударит. - Смеется прадед. - Погрози ёй , погрози батогом. Щёлкать умеешь  хорошо, да не по-козацки, а по- пастушьи - правой рукой. Козак нагайкой орудует левой рукой. Нагайка у казака  не такая, как батог. Пужално  покороче, потолще, а на концах-на пужалне и на ремне - по свинцовой пуле.  Правой рукой стреляет казак из пистоля и рубится саблей, а левой держит повод коня и на левой  руке висит нагайка. Издали казак стреляет по врагам, а если поближе, то нагайкой вырвет из рук врага будь то сабля или пистоль, а то и так ударит по руке, что  она как плеть повиснет. Может и  кость перебить, а если свинцом в висок - насмерть. Казаки знали  разные  удары,   могли и  с нагайкой воевать и всё левой  рукой. Могли и пужалном биться, как булавой. Кроме нагайки ещё была у всадников раньше в употреблении вовчатка. Эта ещё меньше от нагайки. Вся целиком -  аршин, не больше.  От волка всадники ею защищались. Да это давно было. Теперь мало кто верхом путешествует, на телегах да на бричках - вот как.» -рассказывал старый Остап.   
               «Я, дедушка, тоже  знаю разные удары батогом. Кончиком могу у трёх   будяков головки сбить за раз. Могу  обвить и так дёрнуть, что вырвет с корнем, или только    обдерет, или    срежет будяк при корню, как серп . Щёлкать тоже умею по-разному. Теперь буду учиться левой рукой - как казаки. Вишь, какой у меня батог - настоящий, а не верёвочный. У меня дедушка скот умный, я его не бью, а только щёлкаю и батог показываю - всё понимает. Телята поначалу  глупые брыкаются  весной, а потом и они понимают, когда щёлкаю на них.»  Прадед Остап  довольно кивает головой, покашливает. « А? Что такое? О чём речь? - прикладывает руку к уху бабка. Маленькая, сухонькая, но очень ярко одета - по праздничному, на свадьбу.« Про скот, бабка, про скот.»
            «Сейчас только гайдуки  панов Базилевских ездят верхом по полям с нагайками  -я когда пасу, то часто их вижу.»   - продолжал  разговор Федька. « Да, да, гайдуки ездят. Как были у Базилевских крепостные, то многие знали про эту нагайку на своей спине. Сейчас  уже нет   такого закона, чтобы человека бить. Будь ты  наймыт, будь ты пастух, что стадо в панский посев пустил - не разрешается. Суды для этого есть. Вот так. Да это не про нас. Отродясь Лайлы ни  крепостными ни наймытами не были и, надеюсь на Бога, не будут. Казаки мы.»
                «А? Что ты говоришь - не слышу?»- снова приставив к голове руку и развернувшись к Остапу  кричала бабка. « Про казаков говорою, про казаков, бабка.»- отвечал дед.
                Можно было -бы и не ехать на эту свадьбу старикам. Яков - сын Кондрата, внук Остапа, был почти ровесник самого младшего сына Остапа. Уж за шестьдесят было Остапу, когда  он родился. Жена была моложе его, но тоже старая. Так  если Бог дает, ну и пусть. Ехал Остап закончить свои  последние дела.         
                Нужно посмотреть, как ведет хозяйство Данила, предпоследний сын. Этот тоже был намного моложе Кондрата. Купил ему  Остап землю рядом с  Кондратовой уже давно и на ней Кондрат пахал. Пока  Данила не вырос и не женился. Хату  построили ему    в прошлом году на Лайлах.  На новоселье был Остап, а после того - ни разу.  Вже у Данилы второй  сынок родился, внук Остапа, Корнеем назвали, а Остап его  ещё и не видел. Первый сын Данилы - Прокоп, ещё у Остапа на хуторе родился. Вот так.
                Нужно немного дать денег Фёдоровой вдове. Болеет и прыймак не случился.  Уж тринадцатый год пошел, как дерево убило Кондратового первенца Фёдора. Вот беда.
                Со внуком Василием нужно переговорить - вот  этого  малого возчика,  отцом. Заезжал к Остапу на хутор гайдук панов Базилевских, отобедали, поговорили. Подсказал тот Остапу, что на Глубокой есть полоска земли - две десятины  долины, пол яра и четыре десятины пахоты. Эта земля принадлежит Базилевским, да находится она между Хоменчачьими хуторами и эти Хоменки  ту  землю арендуют  и хотят выкупить.  Арендуют уже давно, да всё не выкупают. Базилевские же, настаивают на продаже. Можно хоть и сейчас деньги дать и ту землю получить,  так как не хотят больше ждать Базилевские   Хоменков. Остап обрадовался, отблагодарил гайдука и решил помочь внуку Василию ту землю приобрести. Не много, но надо же с чего-то начинать.Вот так.
                После этих дел, решил старый Остап по прозвищу Лайло перевести всё имущество на  самого младшего сына и доживать себе до смерти…

         *Аршин -0,7112 метра=71,12 см.
         ** Пужално - ручка у батога.


Продолжение следует.
На украинском языке рассказ помещен на  сайте  Стихи.ру

http://www.stihi.ru/2012/02/10/8366