Думки на майдане

Анатолий Болтенко
Частенько прихожу на интернетовский казачий форум – майдан. Прихожу почитать о том, что думают казаки о нашей казачьей жизни. О нашем казачьем движении, которому более двадцати лет. Возникает вопрос – а зачем мы на этом самом майдане? Что ожидаем друг от друга? Чем вызван наш устойчивый интерес к казачеству и что это такое – казачество. Привожу фрагмент интернетовской переписки по этому поводу.

Зачем мы все на майдане?

Попробуем так:
1. Исходим из посыла, что на форуме, как в любой аудитории, люди собираются добровольно, не по принуждению, с определённой целью. Цель, мне думается, существует основная и вторичные по приоритетам. Прежде всего для обмена или получения интересующей нас информации. Разной информации. Многоплановой по количеству и качеству. Причём в эту аудиторию собираются совершенно разные люди. Разные по возрасту, разные по житейскому опыту, разные по комплексу устойчивых личных взглядов на те или иные процессы, разные по интересам, предпочтениям, образованию, профессии наконец. Много что нас отличает друг от друга. Некоторые приходят компенсировать свои комплексы, настроения. Так бывает. Что же объединило нас 20 лет назад и сейчас объединяет большую часть форумчан? Здесь и сейчас. Думается это слово. Слово или термин. Термин этот - КАЗАЧЕСТВО.

2. Что понимаем мы под казачеством? Если кратко:

а) Казачество как народ. Самостоятельный в своей совокупности и самодостаточный. Раскрывать термин «народ» тут не будем. За 20 прошедших лет  участия в казачьем движении, на эту тему, наговорились. Что задевает тех, для кого казачество - народ? Прежде всего это неравенство в разных проявлениях жизни со стороны окружающей совокупности других народов, через членов их сообществ, выраженных в конкретных действиях. Что мы хотим для своего народа? Равенства статусного наравне с иными народами, выраженного в социальных, административных, экономических, политических институтах имеющихся у иных народов. При этом констатируем два основных вектора отношений казаков по отношению к России как к государству. Одни видят себя равноправными гражданами России, другие не видят себя гражданами России. Это факт. Констатируем и тот факт, что в ходе эволюции казачества как народа, по разным причинам, казачество прошло трансформацию в следующем ряду представлений:
 1) автохтонное (коренное) население междуречья Дона и Волги, издревле обитавшее на территории ПРИСУДА (Земли данные Богом), различное по племенному составу, но в течении многих столетий обитавшее в лесостепной ландшафтной зоне междуречья Волга-Дон (не важно как эти реки называли наши общие предки), приспособившееся выживать в этих конкретных природных условиях и научившихся использовать для выживания весь имеющийся комплекс природных ресурсов.
 2) автохтонное население смешанного этнического состава как результат перемещения через эту территорию множества пришлых народов, в процессе Великого Переселения народов степи Евроазиатского континента.
 3) население территории Присуда сложившееся в результате взаимодействия государств, в зону влияния которых Присуд попал в связи со своим географическим положением узловой точки на перекрестье геополитических интересов иных крупных народов и государств. Последствием вовлечения народа ПРИСУДА в интересы этих государств, явилось образование специфической черты сложившегося ранее народа в виде СОСЛОВНЫХ признаков своей социальной, организационной, часто и профессиональной принадлежности в рамках государств Московия-Россия. При этом мы не обсуждаем какое самоназвание было у этого народа в прошлом, до казачьем периоде.

б) Казачество как сословие. Сословие здесь понимается как этносоциальная группа смешанного этногенеза, первоначально проживавшая в южных степях Восточной Европы, в частности, на территории современной России и Украины, расселившаяся впоследствии на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока. В широком смысле, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности. В более узком смысле казаки — часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово «казак» означает нижнего чина казачьих войск.

Определившись терминологически, понятийно, теперь ответим сами себе, что мы имели в виду под возрождением казачества 20 лет назад. Что положительного добились? Какие методологические ошибки допущены и в чём смысл этих ошибок. Что придётся делать современникам процесса возрождения? Каковы перспективы и задачи. Если отойти от персоналий и обид, хотя это и сложно, может чисто в методологическом анализе есть смысл нашего общения?
Судя по протоколам от 91-94 года Больших казачьих Кругов мы и тогда ставили и перед собой, и перед властью достаточно внятные вопросы. Вопросы о реабилитации репрессированного казачьего народа, вопросы о муниципальной власти, вопросы о запрете на продажу земли...много этих вопросов было. И не так уж многие из нас могли не ответить - чего они хотят. Было и начальное понимание властей наших дум и чаяний. Вот передо мной копия обращения к начальнику городского отдела МВД города о совместном формировании подразделений "Муниципальной милиции" от 23.12.91 г. Стоит согласующая надпись начальника УВД - Согласен. Вот протокол Совета Атаманов Юга России...совсем не по детски ставились вопросы. И часть из них власть кривясь, но решала... А известный перечень требований к власти из 15 пунктов главе области Чубу по проблемам казаков? Власть тогда считалась с казаками. Пока старшина наша не увязла в разного рода преференциях и подачках. Старшина же наша, подсев на крючок алчности и финансовой бесконтрольности, запачкавшись в мутных делишках, под многозначительными намёками «силовиков» и т.п. стала покладистой и подконтрольной. Деньги, мифические пустые должности, получаемые от властьимущих, по сути своей откупная взятка, не заработанные своим трудом и реальным влиянием, привели к разложению идейной основы движения. Движение становилось бизнесом для немногих, и цирком для остальных.
Когда говорят, что в казачестве нет людей настроенных сепаратистски, я говорю – есть. Не надо закрывать глаза на этот факт. Я лично знал людей настырно призывавших в девяностые годы к выходу из России. Переговоры тех лет некоторых казачьих авторитетов с Конфедерацией Горских Народов не о мандаринах были. И это в нашей общей биографии было, да и сейчас, иногда, такие настроения проскальзывают.
Были ли казаки при царях «сословием», или были просто передовым, более рентабельным для Москвы, иррегулярным отрядом колониального захвата территорий сопредельных Московии, потом Империи, окраин Евразии - не могу сформулировать. Если честно. Хотя эти мысли отличаются от более «почётной» версии «несения прогресса и грамотности» диким племенам Сибири и Кавказа.
Что сейчас делать? Наверное дать дорогу молодым. Так всегда было. Если по уму и без подмен понятий, обыденных сегодня. Только надо ли это молодым?

Один земляк пишет о требованиях в реестровых структурах к казакам реестровым, расходящимся с традиционными представлениями о казачестве как о народе, а не о сословии, которого по закону об их отмене и быть не может.

Я против только одного, пишет он, против переписывания истории, обычаев, и традиций в угоду чему-либо и кому либо. (Такие попытки имеют место быть в некоторых Казачьих Организациях.)

 Что тут возразить? Согласен. Действительно, живя природной, обыденной казачьей жизнью нет нужды что либо менять в угоду кому либо. Тоже так думаю. Но поступая на работу в госучреждения работающим по своему уставу за деньги, морщиться на эти требования не уместно. Не нравится - проходи мимо. Работа по найму, согласно штатного расписания и оклада. Только тут казачий народ, как явление этносоциальное  не при чём. Это простое исполнение законодательства о труде российских граждан. Не более того.

Вот мнение другого казака:

Какой путь ещё вам надо? Правительство изложило программу «Стратегия 2020» для казачьих обществ. Вот и руководствуйтесь.

И тут же другой казак, проанализировавший эту правительственную программу пишет:

В целом, документ требует более тщательной доработки. К тому же:
1. От него попахивает Нью-Васюками.
2. Такие обещания уже были при Ельцине, при чем сейчас формулировки обещаний еще более расплывчаты, чем было раньше, или эти меры и мероприятия планируются в далеком будущем (условия для предоставления казакам земель-2015-2018 г.г., ЧОПы и т.д.). Ну сильно похоже на построенный коммунизм к 1980 году. Только вместо коммунизма во всей стране была устроена олимпиада для Москвы и москвичей.
3. В нынешней ситуации, когда население РФ, в т.ч. российское казачество, и особенно общественное, как наиболее саморегулируемое и сплоченное, ощущающее на себе падение доходов и дальнейшее размывание социальной перспективы, в любой момент может от пассивного недовольства перейти к активным действиям, власть действует согласно принципа: "если процесс нельзя остановить, то его нужно возглавить".
4. Цели "Стратегии" - "развитие российского казачества в рамках повышения эффективного участия российского казачества в решении государственных задач", - определены слишком размыто, должны быть указаны конкретные направления развития российского казачества. А сама "Стратегия" должна представлять собой план достижения этих целей, где должны быть отражены финансовые ресурсы, возможности российского казачества.
5. Нет анализа существующего положения российского казачества (2500 казачьих обществ???? Каких??? Более 600 000 человек??? К каким обществам принадлежащих??? А где остальные - 7 000 000 казаков???) Не разработан образ будущего российского казачества, программы перехода от текущего состояния к будущему.
6. В чем преимущество всероссийского казачьего общества перед уже существующими??? Почему нас туда затягивают??? Может, необходим референдум??? И спросить эти 7 млн. казаков «Что они хотят?».
7. Не разработан сценарный прогноз развития российского казачества. Да, будут проведены три Круга Всероссийского казачьего общества . Выборы Атамана. Для чего? Кого? Цесаревича нет.
8. Планируется создание "советов по делам казачества" при органах исполнительной власти из числа некомпетентных в этих вопросах ЧИНОВНИКОВ. Кому эти советчики нужны?
9. В 2012 г. должны быть введены в строй 24 казачьих кадетских корпуса. За счет каких средств они будут введены? В перечне целевых статей зарезервированных в целях внесения изменений в Приказ Министра Финансов РФ № 81н (26.10.2011 г.), как и в самом Бюджете РФ на 2012 -2014 г.г. таких средств не предусмотрено.
Как нет и финансовой оценки стратегической альтернативы развития будущего российского казачества на период до 2020 г.
10. Участие в укреплении обороноспособности и безопасности РФ путем охраны общественного порядка (так сформулировано в документах) не осуществляется в здравом государстве. Для этого есть армия и спецслужбы. Охраной общественного порядка занимается полиция. Казаки могут только помогать этим структурам.
11. Возникает вопрос, а понимают ли вообще, написавшие это, положение дел, ГОВОРЯ:
- об отделении категории российского казачества от остального мужского населения РФ при включении в моб.ресурс (2018-2020г.г.);
- о создании эффективной системы воинского учета членов казачьих обществ. в т.ч. путем выдачи новых удостоверений; организации вневойсковой подготовки, ликвидации дефицита квалифицированных кадров (2015-2018 г.г.);
- не раскрыт последующий после 2020 г. период (см. заглавие).
12. На наш взгляд, этот документ не более чем пустое декларирование, лозунги ничем не подкрепленные. И цель всего этого одна, которая, маскируясь за красивыми лозунгами "Стратегии 2020", проходит через весь документ - объединение БОЛЬШИНСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ КАЗАЧЬИХ ОРГАНИЗАЦИЙ во Всероссийское казачье общество, а значит установление внешней монополии на истину в последней инстанции в казачьей среде.

Вот такой анализ правительственного документа. Вопросов больше чем ответов...

Не знаю по какому поводу написаны стихи, которые пришли на память:

Следы исчезают империй…

Мы – микрочастицы Вселенной,
Несемся в каких-то галактиках
И знаем, что всё в мире тленно,
А вся философия - практика.

О хлебе мечтаем насущном,
Оставили споры о вечности,
Живем прозаически, скучно,
С большим дефицитом сердечности.

Пока, слава Богу, не клоны,
И, вроде, забыли о Брежневе,
Но вновь маршируем колонной,
Где нами командуют прежние.

Погрязли в болоте неверий,
А искренность - больше неведома.
Следы исчезают империй,
Как будто, их вовсе и не было...

А.Марков

Мой друг, кубанский казак написал так:

Тяжелая тема….
Если честно писать надо, то слушайте.
Самоидентификация меня как казака стала проявляться непосредственно в годы перестройки после службы в армии. Именно тогда, в результате Горбачевских преобразований, стали возрождаться массовые национальные движения разных народов… До этого, даже находясь на Кубани во время летних каникул, (я тогда с отцом и мамой жил в Оренбурге … отец осваивал газовое месторождение) и ранее проживая и родясь там же, я ни когда не разделял людей, тем более ровесников, по национальному типу. Я знал, что деды мои были козаками и отец был козак и мама из такой же семьи… Но то, что в других семьях национальность отличалась с нашей, мне было не ведомо да и не нужно….

Так вот…. Живя в Новом Уренгое (после армии), в конце 1988-89 годов я стал кумекать, а куда мне податься…. Попробовал прибиться к диаспоре украинцев, не прокатило. Не хватило хитрости и склочности, хотя язык балачки и мовы имеет схожесть. В то время я активно работал в комсомоле и был комсомольским вожаком (последнего поколения) на производстве в газпроме. Был вхож во власть … отличался радикальными взглядами и носил кубанку….

Постепенно стал якшаться с ребятами типа шоферов–камазистов, которые на своих «КАМАЗах» собирали буквы в слово «КАЗАК». Пошил и им кубанки… В молодежном общежитии познакомился с земляками с Кубани и организовал своего рода комсомольско-молодежную казачью дружину «Станичник»…

Удивляюсь и до сего дня… но нас тогда на "Ура" приняли и в горкоме комсомола и в горкоме партии…. Мы начали беспощадную борьбу с зарождающимся рэкетом и бандитизмом… В 89-90 годах начались казачьи движения и на Юге России. Приезжая из отпусков мы в захлеб рассказывали друг другу о том что происходило на «Родине»… Наше движение росло уже преобразовавшись в землячество…. Были там и кубанцы, и донцы, и уральцы и оренбуржцы, терцы и сибирцы с забайкальцами… Мы поняли, что мы КАЗАКИ… Нам было до задницы кто мы «сословие» или «народ»… Об этом даже небыло помыслов…

Национальные меньшинства тоже гуртовались, активничали как и теперь кавказцы… Нерабочая молодь их и наша начали устраивать потасовки с поножовщиной, обозначились и первые жертвы. Активно стали подбираться к дерьмократическим властям бандюки… Появились «бригады» и «крыши». К нам покатил лавиной простой, напуганный «братками» люд. К коррумпированным ментам они боялись обращаться… К тому времени казачья община составляла уже около 700 человек по спискам… Бандюки с нами считались а мы, бравируя своей честностью и неподкупностью, решали любые криминальные проблемы в городе… Честные «менты» ( а тогда такие еще были) вливались в наши ряды… И в конце концов настал момент, когда глава горисполкома (МЭР по новому) призвал всех наших лидеров к взаимодействию… Прошел «августовский путч»… Ушел в небытие комсомол… но осталась казачья община, которая росла и подкреплялась вновь приписанными казаками из иногородних, которых мы тогда без зазрения совести принимали и заключали в свои объятия…

Сейчас я анализируя ту ситуацию понимаю, что мы в то время были просто-напросто такой же «бригадой», только законопослушной… самосозданной в противовес «криминальным бригадам» и «рэкетирам»… Мы тогда нуждались в этом, чтоб не задохнуться в собственном страхе и не захлебнуться в собственной крови и крови наших близких и родных.

Они ходили в спортивных костюмах, а мы с гордостью одевали штаны с лампасами… Они носили ножи и стволы, мы нагайки и газовое оружие с шашкой и кинжалом… МЫ ВЫЖИВАЛИ В КРУТЫЕ 90-е. И тогда же мы поняли что такое братство… Поэтому я до сих пор неприемлю, когда мы начинаем себя делить на «чистопородных», «полукровок» и «безродных»… Мы тогда стояли плечом к плечу и бились, не сдавая друг-друга… Мне было наплевать, что мой брат-кум родом с Урала не родовой казак, а вновь повёрстанный, да и слов тогда таких мы не употребляли… Главное он носил такие же штаны , лампасы, шашку… и мочил наравне со мной негодяев и криминал…

Это потом мы вспомнили о патриотизме и воспитании подрастающего поколения и о воинской подготовке будущего «пушечного мяса» для ЧЕЧНИ… Это потом мы кинулись изучать историю государства российского и казаков…. Это потом мы начали пытаться зарабатывать бабло на стоянках и рынках, гоняя автолюбителей и бабок-семечниц нагайкой, набивая мошну своим более предприимчивым побратимам-атаманам… Это потом мы начали тяготеть к медалям и погонам, лебезя перед «генералами», погоны которым сами и цепляли…. И как то незаметно ушло в небытие и уважение людей и совесть с честью… Государство своей коммерциализацией общественной жизни "нежно" брало нас всех за глотку и "ласково" задавливало….Кто то продался за бабло, но большинство просто ушло в неизвестность, зарекшись когда либо еще «казаковать».

Мне повезло… Я начал заниматься с кадетами (многие из которых затем действительно прошли Чечню), попутно начал изучать из всех попадающихся источников историю казаков, прошел шестимесячные вечерние курсы казачьего начсостава, которые нам преподавали выездные бригады преподавателей из университета. Проникся душой к Вере Православной, получил первый офицерский чин хорунжего и, помимо работы на газовом промысле, участвовал в безвозмездных нарядах казачьей дружины, помогая дружкам из честных ментов, которым к тому времени запретили состоять в каких либо казачьих структурах…

Потом была война в Чечне, что и как и где делал и был я писать не буду… скажу одно … помогал как мог…Потом возник "реестр"… и очередные чины и награды … неизменное кадетское воспитание… затем начальник штаба и штабная рутинная работа… дослужился до прозвища «уставная срака»…Построил себе дом и людям Храм Божий, вышел на пенсию.

Так вот я о чем…. Когда утверждают, что возрождение казачества началось с патриотических порывов я говорю - «Брешете»… Изначально было чувство самосохранения в общинах и объединениях, чувство спасения себя и своих близких от оголтелого разгула «братков» и «бандюков» … Чувство ненависти к самоорганизованым и гортаннокачающим права иноверцам, чувство стыда за то, что мы славяне, не можем так сплотиться, как кавказцы. И все это повлияло на то, что мы вспомнили о своих корнях, о том что мы казаки, и нашли себе тот идеал, вокруг которого не стыдно объединится… Для кого то это ДОН и КУБАНЬ, ТЕРЕК и ИРТЫШ, ОБЬ, и АМУР и т.д.

Все это возникло стихийно в буре тех преобразований… Мы сами того не ожидали, что государство пойдет нам на уступки, но оно тогда нас и вправду боялось, и льстиво издавало указы за указами, засирая нам мозги, оттягивая момент взрыва казачьего самосознания…. Многие спрашивают, почему мол к казакам обратило взор государство, а не к татарам или чувашам с башкирами…. Все просто - государство помнит и Стеньку и Пугача и нашу тоску до зуда в ладонях по шашке и нашу бесшабашность по отношению к московской плахе с топором…. Они это помнили и знали, что казаки и их стихия смогут поднять на дыбы всю Россию… Правильно пишет тут казак - власти не справившись со стихией казаков, решили возглавить хаотичное движение, разделив нас и разбавив «приблудами» последующей "реестровой" волны… Не путайте тех парней, которые вместе с нами бились за место под небом бок о бок с записывающимся сегодня в казаки… За тех парней я глотки рвать буду и не предам никогда….

Да браты, нас, в своё время, попросту испугались… и устыдившись своего страха решили нас прикормить… что и получилось…. Жрём-с с руки-с и не давимся…

И не надо тут трепаться о своей родовитости и бить себя в грудь, что вместо пионерского галстука вы мечтали о донском или кубанском триколоре…. Все мы возродились душой в начале 90-х… Мы и есть порождение лихих 90-х… Брошенные государством как ненужный балласт, ушедшие сегодня со своими заморочками и честью в небытие, потому как на смену нам пришли новодельные казаки-роботы, за бабло плодящие себе таких же кадетов-роботов с полным казачьим пакетом документов и брэндовыми стягами…

Есть еще правда настоящие ребята и в реестре и вне его и просто вольные… но все они как правило и есть из того прошлого времени, которое уже не вернуть… ИЗ НАШЕЙ МОЛОДОСТИ

Ему вторит другой наш собрат:

Прав ты, брат!
Оно и везде алгоритм был примерно такой же.
Тут давеча был вопрос (сейчас я его, почему-то, не нашёл): "какие цели вас двадцать лет назад привели, и достигли ли вы их?" (примерно так он звучал).
Так вот. НЕ ХРЕНА никаких целей особых не было, кроме непреодолимой тяги стоять в одном строю с такими же как и ты. Вот и всё. Сердце туда рвалось, и понималось одно - ЭТО ТВОЁ РОДНОЕ!
А политические и прочие "цели" - это уж потом обрушились на нас. Я, например, ранее к ним, не то, что не стремился, но даже ни о чём таком и не задумывался.
Тут ты брат всё правильно описал в отношении к нам государства тех времён, но один момент, всё же упустил. Готовили нас к противостоянию с коммунистами, ох как готовили... Уж очень мы огромная силища были, да ещё с изначально антисовдеповской идеологией.
И если бы мирно (относительно) всё это не разрешилось, то...
Но разрешилось, и Слава Богу!
Правда после этого, мы стали для государства не сильно то и нужны.
Дальнейшее - вы все знаете.
Так что (возвращаюсь к изначальному вопросу) - не достигли мы за двадцать лет ни каких СОБСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ, потому как мы их и НЕ СТАВИЛИ.
Впрочем, возможность двадцать лет прожить казачьей жизнью - это уже само по себе достижение. Ради одного этого, стОило двадцать лет назад сделать тот выбор, который мы сделали.
И я о нём - не жалею.

Ещё один односум добавил:

Среди многих казаков скорее принято считать, что казачьей жизни за 20 последних лет как бы и не было. А была ее имитация и дискредитация. Реестр ведь в силу своей интернациональной сущности и новодельским правилам такую возможность казакам не дает. Да и какая казачья жизнь может быть в общественных организациях, неведомых нашим казачьим предкам? Они ведь были не "членами" КО, а гражданами казачьих станиц. Между этими понятиями - дистанция огромного размера. Скорее стоит сожалеть о потерянных возможностях, о профуканных шансах на возрождение (не мнимое, а настоящее) казачьего народа и задуматься о своей собственной ответственности за это и тех избраных нами казаков, кто самым активным образом все профукал.
Законы РФ казачью жизнь на казачьей земле НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ, и даже малейшие попытки ее возродить хотя бы в виде казачьей автономии сурово подавляются.

Вот такие мысли . Вот такие ассоциации. Прежде, чем написать свой первый пост в этой теме, я долго размышлял о том, что не хватает нам, тут на майдане появляющимся, в реальной жизни? Почему нас тянет сюда? Ведь многие и не пишут тут о своих мыслях, но судя по меткам "присутствия на сайте" с маниакальной настойчивостью приходят и просматривают сайт. Что влечёт сюда нас всех? Думается, что не праздное любопытство.
К концу 80х годов всё население страны находилось так или иначе под информационным биполярным давлением. Общество идеологически было разделено на две состаляющие части. На тех, которые "ЗА" и которые "ПРОТИВ". Причём, если говорить о истинной вере в свои идеалы "ЗА" и "ПРОТИВ" большинства людей, приходится констатировать, что веры то и не было по сути. Была внешняя мимикрия, приспособление, вызванные назидательными уроками выживания в условиях многолетнего прямого террора со стороны государства. Это и сыграло со всеми нами злую шутку, когда советско-коммунистическая идеология рухнула. Что бы сейчас не говорили, а за советскую власть воевать никто не кинулся, за сохранение СССР никто воевать не стал. Началась вакханалия выживания, единственной идеологией которого был лозунг "Каждый за себя". Вспомните...ведь это была самая настоящая психическая пандемия страха. Это был армагедон человейника, которому приходит жуткий конец. Терялись самые, казалось, простые ориентиры в жизни. Миллионы не знали, что будет завтра. Миллионы не знали, как накормить детей и как выжить самим. Все крутили головами в поисках информации, которой можно было верить. Все искали лидеров, которые расскажут куда идти и как выжить. Именно тогда сработал инстинкт природный, естественный пожалуй для всего живого в условиях сложных для выживания индивида. Инстинкт стаеобразования. Вспомните сколько таких стай тогда образовалось. Они росли как грибы. На глазах образовывались клубы по интересам, клубы по политическим предпочтениям. Именно тогда возникли первые партийно-комсомольско-бандитские ассоциации, ставшие сегодня средним и крупным бизнесом. Именно тогда появились и наиболее сильные националистические объединения, которые одних привели к образованию независимых стран, других к относительной национальной автономии, некоторых к крушению надежд. Именно тогда, такие как я, нашли некоторое успокоение и ясность в дремавшем в подсознании стремлении к природному братству, единению, чувству локтя, чувству надёжного тыла. Только потом пришло понимание, что эту надёжность мне давало именно и только - казачье братство. Наверно так рождается и фронтовое братство, которое не объяснить, в рамки не поместить. Это как любовь. Она просто есть.
Посему и возникла моя тема. Посему и мои вопросы сегодня. В наше новое смутное время.