Анархия Гарика Сукачева в Современнике

Александр Хлупин
       "Хороши
       Люди из пластика!
       Молодцы!
       Выглядят отлично!
       Вся их жизнь сказка,фантастика
       В волшебном пластиковом мире!"

       Песня группы ДИСФУНКЦИОНАЛЫ


      Введение. «My Way».   

      8 февраля 2012 года, в Москве, в театре «Современник», состоялся четвертый показ спектакля «Анархия», который был поставлен знаменитым российским рок-музыкантом, лидером группы НЕПРИКАСАЕМЫЕ Гариком Сукачевым по пьесе англичанина Майка Пэкера.
     Главные роли в этой постановке исполнили известные актеры театра и кино Михаил Ефремов, Дмитрий Певцов, Василий Мищенко, Мария Селянская и Ольга Дроздова. Автором песен для спектакля выступил бывший лидер группы НАИВ, ныне – группа RadioЧАЧА, Александр «Чача» Иванов.
     Все эти, а также другие факторы явились причиной того, что эта постановка стала самой громкой театральной премьерой начала этого  года.
      Я перед тем, как пойти на спектакль, прочитал все доступные материалы о нем в Интернете, а также посмотрел выпуски новостей по этому поводу. И был весьма обескуражен реакцией журналистов и некоторых театральных критиков. Если сократить все их пустое словоблудие, можно сделать вывод о том, что в этой постановке, нет ничего примечательного, кроме того, что актеры на всем его протяжении ругаются матом. Как человек, обладающий немалым культурологическим опытом, я сразу понял, что тут кроется какой-то подвох. Тем более, что сейчас в журналисты, как и в критики люди, зачастую попадают не по призванию, а по блату. Реальные профессионалы в этих профессиях, либо уже на пенсии, либо умерли, либо сменили место работы, часто не по своей воле. И таких примеров мы за последние годы знаем немало! К сожалению, это касается и других профессий тоже.
      Но я, зная музыкальное творчество Игоря Ивановича не первый год, зная его режиссерские работы в кино – «Кризис среднего возраста» и «Дом Солнца», не мог допустить мысли о том, что он стал бы браться за неинтересное произведение и делать из него безвкусный однодневный продукт.
       Так и случилось. Это именно тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

        Где собака порылась. 

       Вкратце сюжет постановки следующий. Лидер некогда весьма популярной панк-группы ДИСФУНКЦИОНАЛЫ Билли «Выкидыш», роль которого блестяще исполнил М.Ефремов, спустя 30 лет после своего триумфа работает кладовщиком в супермаркете и ведет обывательский образ жизни. Неожиданно к нему на работу приходит его бывший коллега по группе, гитарист Марк Фэсиз, роль которого не менее блестяще исполнил Д.Певцов. Марк сообщает Билли о том, что корпорация «Свободная карта», желает использовать в рекламном ролике своих новых пластиковых карт старый хит их группы «Люди из пластика», а также провести их помпезную презентацию, на которой предлагает им выступить живьем. И все это за внушительный гонорар.
     Билли отказывается, поскольку закал старого панка запрещает ему продаться, несмотря на явную нуждаемость Билли в деньгах. Выйдя с работы, он встречает бывшего барабанщика его группы Джона Смита, роль которого исполнил В.Мищенко, который также уговаривает его подписать выгодный контракт и тряхнуть стариной. Он снова отказывается. Придя домой и, напившись в стельку, Билли раздирает себя внутренними противоречиями. Именно в этот момент к нему в гости пришла бывшая бас-гитаристка его группы и по совместительству его же бывшая любовница Лу, роль которой исполнила М.Селянская. Именно после душераздирающего разговора с ней, Билли решается на возрождение группы и участие в рекламной компании.
      ДИСФУНКЦИОНАЛЫ возрождаются и приступают к репетициям. По ходу спектакля звучат две песни в их исполнении – «Люди из пластика» и «Суицидальные тенденции». Необходимо отметить тот факт, что ни один из актеров, участвующих в постановке, не играл до этого не то что в рок-группе, а вообще на музыкальных инструментах. Кроме Певцова, который имеет опыт игры на акустической гитаре. Поэтому, кроме работы над драматургией, Сукачеву пришлось еще учить Мищенко и Селянскую играть на инструментах. А Чача, кроме написания песен для спектакля, вынужден был читать актерам лекции об истории панк-рока. Кроме указанных, в ходе спектакля звучат легендарная песня Фрэнка Синатры – «My Way», кавер-версию которой в свое время записала легенда панк-рока группа SEX PISTOLS, а также знаменитый хит Глории Гейнор.
      Конечно, неподготовленному, далекому от мира музыки человеку, будут непонятны многие исторические ситуации, слэнговые словечки и имена, которые актеры упоминают в ходе спектакля. К примеру, ведь далеко не все знают кто такие Джонни Кэш и Сид Вишез. Наверняка в зале были люди, которые слыхом не слыхивали о  тех же SEX PISTOLS. Единственная радость в этой ситуации, что теперь этим людям может быть захочется узнать, кто же эти исторические персонажи и какова их роль для мировой культуры.
      По ходу репетиций и совместного досуга, среди участников возрожденной группы ДИСФУНКЦИОНАЛЫ, происходят беспрерывные выяснения отношений, всплывают старые обиды и комплексы. Но все это не мешает им выступить на той самой презентации и устроить на ней дебош в лучших традициях панк-рока. Именно из-за этой их выходки лишится работы топ-менеджер корпорации «Свободная карта» Джина, роль которой исполняет Ольга Дроздова.
      Необходимо отметить ультрасовременные декорации, дополнительный видеоряд на специальных экранах в глубине сцены и талантливый свет во время спектакля. Актеры естественным образом вжились в образы панк-рокеров, в том числе благодаря костюмам и соответствующим прическам.
       На мой взгляд, суть данного произведения не в панк-роке даже. Ибо что такое панк-рок, как идея, как стиль? Это музыка, зародившаяся в середине 70-х годов прошлого века и призванная разрушать старые политические и моральные устои, не утратила своей актуальности и по сей день. Музыка свободы от любых ограничений, от глупости, от ханжества, от злобы и снобизма. Это сочетание безудержного рок-н-ролльного драйва с грязным гитарным звуком и вокалом-резаком.  Понятие «панк» в итоге также включило в себя определенный стиль одежды, мэйк-ап и даже определенный образ жизни.
       Мне думается, что основная суть пьесы в конфликте между свободой личности и мировой глобализацией. Реклама зомбирует и принуждает людей потреблять то, что им, по сути, абсолютно не нужно. «Папа, купи мне Хэппи-Мил! Ну, купи мне Хэппи-Мил!!!!». Корпорации захватили власть на планете и заставляют всех играть по своим правилам. Все продается и все покупается! Старые ценности и убеждения осмеяны, растоптаны и не стоят ломаного гроша! А им взамен создан культ бабла и условного процветания с тупой улыбкой на жирном лице! Личность сопротивляется этому повальному погружению в розовую жижу с вонючим нутром, но ничего не может поделать. Ее вынуждают играть по общим правилам. Будь таким, как все или умри под забором! Вот мораль нового времени! И личность главного героя спектакля, бывшего духовного бунтаря, осознавая все это, пытаясь бороться с этим, все равно погружается в глобальную жижу шоу-бизнеса.
       Эта история более драматична, чем комедийна. И было бы, по меньшей мере, странно, если бы главные герои подобного действа говорили академическим высоким штилем.

        Мат-перемат.
 
         Вы знаете, меня безмерно удивляет отношение наших СМИ к вопросам употребления так называемой ненормативной лексики. Ни за что не поверю, что люди, которые больше всего возмущаются и пишут по поводу мата, сами никогда этих слов не употребляли! Господа, это просто смешно!
          Ни для кого не секрет, что мы с этими словами начинаем сталкиваться еще в детстве. Эти слова употребляет в разговоре каждый второй гражданин, независимо от его социального положения и взглядов. Эти слова написаны на заборах всей страны. Они звучат во многих песнях, фильмах и написаны во многих книгах. От них невозможно скрыться!
          Я много думал о том, как обстоит дело с матом в других странах мира. Неужели только в России есть мат?  Разумеется, нет. Почитав определенную литературу, я выяснил, что, к примеру, в английском и французском языках, слова, относящиеся к так называемой ненормативной лексике, давно уже стали неотъемлемой частью словарного запаса, используемого людьми в каждодневном обиходе. То есть, проще говоря, люди в цивилизованных странах Европы перестали акцентировать внимание на этих словах. Как невозможно выкинуть слова из песни, так невозможно искусственно лишить родной язык его исконных слов. Это просто нереально!
          Как так получилось, что эти слова стали вдруг вне закона? По этому поводу мнения ученых расходятся. Есть теория, к которой склоняюсь, в том числе и я, что эти слова когда-то имели магическое значение и использовались в языческих ритуалах.  Но после принятия христианства, эти слова в частности, как и язычество в целом, оказались вне закона, а значит под строгим запретом. Но, как известно из истории, нет ничего более привлекательного для людей, чем запретное. Чего только не запрещали на Руси в разное время! И что в итоге? А в итоге то, что сейчас мы имеем более чем комичную социальную ситуацию. Официально мат под запретом, но фактически все его употребляют. Запрет на мат придал ему в глазах общественности особый ореол некоторой элитарности даже!
         Я убежден в том, что нам нужен не запрет на мат, а воспитание культуры его употребления. Нужно четко разграничить – где его можно произносить, а где нельзя. К примеру, парламентские дебаты, все-таки не должны его содержать. А что касается искусства – то, смотря, в каком именно произведении. Как ни крути, эти слова несут в себе ярко выраженный экспрессивный оттенок. Поэтому, если ситуация требует определенной словесной подпитки, то почему нет? А когда эти слова употребляются просто для связки или в связи с общей необразованностью индивида, то это скорее плохо и требует коррекции.
        Если честно, когда я смотрел «Анархию», я даже не замечал моментов использования актерами этих слов. Они являются неотъемлемой частью текста и если специально не акцентировать на них внимание, то их как будто и нет. Тем более, что не эти слова являются сутью произведения, а вещи куда более глубокие, о чем я уже писал выше.
        К слову, в зале присутствовали люди самых разных возрастов и социальных слоев. Были ухоженные мужчины в костюмах и галстуках. Была более свободно одетая молодежь. Были очень пожилые театралы. Из известных людей в этот вечер в «Современнике», была замечена знаменитая поэтесса Лариса Рубальская. Уж она-то точно знает толк в русском языке и его традициях!

          Подводя итоги.

         Подводя итоги своей статье, а не истории спектакля «Анархия», которая только началась и надеюсь, что продлится еще долго, хочется сказать вот о чем.
         Безусловно, спектакль «Анархия» является событием для театральной жизни России. И даже не потому, что его поставил знаменитый человек и в нем играют знаменитые актеры. И даже не потому, что он поставлен по последнему слову театральной техники. У нас в России пока фактически нет театральных постановок, в которых речь бы шла об истории музыкальных групп (пусть даже вымышленных), в которых звучит действительно живая музыка. И «Анархия» в данном случае является одним из немногих исключений. А этот факт, наряду с другими, является весьма существенным для того, чтобы этот спектакль обязательно посмотреть.

        По вопросам возможной публикации данной статьи или ее отдельных частей в печатных изданиях и на интернет-порталах, просьба обращаться к ее автору в личку!