Синеглазое солнышко

Лидия Копасова
СИНЕГЛАЗОЕ СОЛНЫШКО
С БЕЛОЗУБОЙ УЛЫБКОЙ.

     У Райханы было шесть сыновей и шесть дочерей, когда она ждала тринадцатого ребёнка.
     Её большая татарская семья отличалась спокойствием и миролюбием. Соседи уважали и Райхану и её мужа Казбека, высокого красавца с чёрно-жгучими глазами.
     Все дети были чёрные, как смоль, с тонкими чертами лица и стройными фигурами в отца и мать…
     И вот родился я, долгожданный, тринадцатый.
Райхана от неожиданной встречи со мной замерла. Она не стала меня кормить, объясняя врачам, что это не её ребёнок.
     Её семью знали все в округе. И поэтому знакомые врачи удивлённо разводили руками. Родившийся мальчик не был похож ни на кого: ярко рыжий пушок на головке, жёлтенькое личико и синие глазки-васильки.
     Солнечный ребёнок не вызвал у Райханы никакого солнечного настроения.
     Новость молниеносно долетела до Казбека, и он не пришёл ни за женой, ни за ребёнком. Меня – такого «позора» – не ожидал никто.
     И началась для Райханы вместе с «синеглазым солнышком» чёрная полоса.
     Казбек считал, что жена ему изменила, и прощения ей не будет. Он бил худенькую женщину, родившую ему тринадцать детей, за каждую мелочь, а ребёнка заставлял не попадаться на глаза…
     Так и рос я диким зверёнышем, прячась от злого отца и нелюбезных ко мне братьев и сестёр.
     Мама, Райхана, жалела меня и, когда не было отца, старалась подкормить чем-нибудь вкусненьким, а сама чернела и сохла день ото дня, от ежедневных побоев своего, некогда ласкового, мужа.

     Так и рос я в собачьей будке вместе с большим чёрным псом. Только он играл со мной, согревал своей лаской и понимал меня.
     И я старался не высовываться, когда появлялся чёрный, как туча, отец.
     Но всему приходит конец: и хорошему, и плохому.
     Отцовские шаги мы с мамой слышали «за версту» и старались сразу спрятаться. Но в этот раз шаги были какие-то чужие, тяжёлые. В калитку постучали громко и жёстко. Пёс залаял, и мама пошла открывать.

     Я выглянул из-за собачьей будки и увидел огромную чёрную старуху с клюкой. Она прямо шла на маму и проговаривала что-то несколько раз.
     Потом, внимательно осмотрев маму, стала расспрашивать о детях, о сыне. И тут мама, не выдержав, расплакалась.
     Это была моя родная бабушка – папина мама.
     Она грозно выслушала рассказ Райханы, обняла её и попросила познакомить с младшим внуком.
     Я вылез из собачьей будки. Мои рыжие, не стриженые волосы, золотились на солнце, синие глаза излучали такой неповторимый свет, а белозубая улыбка, впервые заигравшая на моём лице, произвела на бабушку странное впечатление.
     Она вдруг заплакала и засмеялась одновременно, обнимая и целуя мою бедную, избитую её сыном, маму.
     Я подошёл ближе и с любопытством разглядывал бабушкину клюшку. Бабушка погладила меня по вихрастой рыжей голове и прижала к себе крепко-крепко.

     Услышав отцовские шаги, мы с мамой, как испуганные зверушки, пытались спрятаться, но бабушка властно остановила нас, выпрямилась и со своей необычной клюкой пошла
встречать любимого сына.
     Казбек не ожидал увидеть свою властную мать в своём доме, но, нахмурившись, приветственно улыбнулся.

  И тут произошло такое, что осталось у нашей всей большой семьи на всю жизнь.
      Резвая клюка ходила по папиному телу так ловко, не давая передышки никому. Бабушка отдавала своему сыну все болячки, которые он причинил моей маме и мне, заставляя его, такого большого гордого мужчину, просить прощения у беззащитной жены и маленького солнечного ребёнка, так похожего на её бывшего, дорогого её сердцу, ушедшего рано, мужа – отца Казбека.

     Оказывается, бабушка Роза всю жизнь ждала ребёнка от своих детей, который, хоть чем-то напомнил бы ей потерянную рано любовь.

     Так в нашу большую татарскую семью вместе со мной влилось солнечное счастье
 любви моих предков.

     И я с гордостью ношу свои рыжие волосы, веснушки, смотрю на мир своими ярко синими глазами и встречаю людей белозубой улыбкой, ведь я так похож на деда – большую бабушкину любовь.

08.02.2012