Золотой ключик к живому знанию

Вячеслав Абрамов
Загадочная штука таится под обычным термином «переживание». Тянет «подёргать» этот термин с точки зрения психологии и примерить его к эзотерике и религии.

Начнём с того, какие энергоинформационные структуры в нас встроены. Кроме переработки информации (информационного метаболизма), ещё есть реакции, которые срабатывают от внешнего сигнала. Срабатывают сразу, и мы не можем ими управлять, даже почти никогда не можем их контролировать. Всё, что мы можем – это иногда их скрыть, если они не слишком сильные.

Их физиологическое, нейрофизиологическое, биохимическое описание занимает большие тома. Хотя то, что они есть, известно и без этих описаний.

Первый тип таких реакций – эмоции. Опираясь на работы Павла Васильевича Симонова, уточню: эмоции рождаются от «информационных столкновений». У нас есть прогнозируемая информация (прогноз желаемого будущего) и реальная информация (ответ на прогноз).

Вот пример: человек идет по пустыне, имея информацию, что через километр будет колодец с водой. Если реальная информация превышает прогноз и колодец оказался через семьсот метров, то он получает положительную эмоцию. Если он прошёл этот километр, а колодца еще нет, – получает отрицательную.

Следующий тип информационных реакций – установка. Смотрю «Психологию установки» Дмитрия Николаевича Узнадзе. Установка – «комплексная функциональная система по расходу ресурса». У нас есть установка, которую мы чаще не осознаём, и есть ситуация. Столкновение установки и ситуации дает или плюс-ресурс или минус-ресурс.

Установки играют большую роль в жизни – именно по ним мы делаем вывод, что мы можем, а что не можем. Мы не решаем, а мы уже заранее «знаем»: вот этого я не смогу никогда, а вот это я могу всегда.

Максимум усилий зависит не от того, что подумал и решил, а от того, как сработала установка. От этого ощущаешь или прибавку энергии, или, наоборот, нехватку энергии: ну все, устал, больше не могу... (я же установил себе, что больше этого не могу). А вот ради славы, ради денег... Сильный стимул может преодолеть установку, и тогда вдруг случается, что способен на большее.

В жизни важно понимать и помнить, что мы не знаем своих возможностей, потому что не осознаём своих установок. И придумываем объяснения: «Мне это не было важно», «Да на фига мне это», «А наплевать» – или наоборот: «Да это же очень важно», – а по существу, это происходит подсознательно, автоматически!

Двигаясь далее, беру «Психологию переживания» Фёдора Ефимовича Василюка. Переживание – это тоже информационная реакция, которую Василюк предложил описывать через столкновение внутреннего и внешнего. Внутреннего мира человека и внешнего мира. Вот варианты столкновений по Василюку:
•  сложный внутренний мир сталкивается с простым внешним – возникает переживание, которое мы называем скукой;
•  простой внутренний мир сталкивается со сложным внешним – возникает переживание, которое называем «страх жизни». Он рождает либо пассивно-оборонительную, либо активно-приспособительную позицию в зависимости от адаптационного ресурса в данной ситуации;
•  сложный внутренний мир сталкивается со сложным внешним, и это рождает творчество в активном варианте, а в пассивном – депрессию вплоть до суицидальных намерений;
•   простой внутренний мир сталкивается с простым внешним – порождает удовлетворение. Говоря языком эзотерическим, небытие или сон.

И опять же, это не зависит от того, что мы в это время думаем, чувствуем. Потому что то, что мы называем чувствами, вообще к этому никакого отношения не имеет! Чувства – это биохимическая реакция плюс стойкий очаг возбуждения в мозгу. Как ни странно, это самое биологическое, что есть в человеке.

А переживания – это реакции информационной природы. Познание через переживание – это всё то, что в древних и не древних эзотерических текстах называется «живым знанием».

Каким образом переживание связано с работой с информацией? Для того, чтобы это выяснить, надобно припомнить один факт: человек для человека является сверхраздражителем. Так закрепилось с первобытных времен.

Младенец усваивает информацию в огромных объёмах, первые три года жизни равны по информационной насыщенности тридцати годам жизни взрослого. За отсутствием навыка речи он не может применять количественные способы обработки информации и использует как раз то, что мы называем качественной стороной сознания: он работает с переживанием.

След этой работы, неосознанный навык к ней остаётся в каждом на всю жизнь. И взрослый человек, увидев впервые другого человека, мгновенно получает определённое знание о нём. А вот когда мы потом начинаем анализировать этого человека, то теряем очень многое. Непосредственное столкновение внутреннего человека с внешним другим через переживание часто  даёт неискажённую информацию.

Если мы используем только сознание как инструмент обработки информации, то не можем заниматься анализом, потому что анализ – это последовательность, а у нас симультанность, одновременность.

Но если можем воспользоваться переживанием, тогда сознание извлечёт из переживания и структурирует информацию. Это и будет то, что называется непосредственным знанием. Это знание как бы возникает. Мы ничего не читали, не изучали по этому поводу, а знание возникло. Оно возникло за счёт переживания, а переживание – это использование качественной стороны сознания – самой первоначальной, если брать человека в его развитии. И когда Христом говорится: «будьте, как дети» – имеется в виду не инфантильная психология, а – «используйте переживание как источник знаний».

Возникает вопрос: как «включить» переживание? Что для этого надо?

Для этого надо активировать свой внутренний мир. И затем ввести его в состояние столкновения с внешним миром, тоже воспринимаемым во всей сложности.

Данное состояние в можно назвать «включенность». Состояние включенности – это активация тотального переживания, то есть переживания себя как целого и того, что мы хотим познать как целого, и столкновение двух целых – внутреннего и внешнего. Столкновение даст информации в тысячи раз больше и быстрее, чем обычные установки. Понятно, что для обычного человека это очень редкое состояние, оно может с ним случиться только в какой-то экстремальной ситуации.

Значит, задача состоит в том, чтобы сформировать новую установку: научиться радоваться проблемам и препятствиям! Это не изощрённый мазохизм, «радоваться» в данном случае и означает – включиться. Включиться – включить механизм переживания. Не эмоций, потому что эмоции неуправляемы! Эмоции – это простая реакция на соответствие или несоответствие реальности по отношению к прогнозу. Речь идёт о сознательной включенности, то есть: «будьте, как дети, но не будьте детьми».

Другими словами, переживание – это воспоминание того состояния, в котором находился, когда был младенцем, но только с высоты уже взрослого человека, с интеллектуальным осмыслением. Это не «назад в детство», это – «вперед, к переживанию». Как золотой ключик к дверце в каморке папы Карло.

Переживание – это столкновение двух миров: внутреннего мира человека и внешнего мира. Эмоции никакого отношения к переживанию не имеют. Поэтому при переживании человек может выглядеть очень бесстрастно.

Возможности человека ограничиваются не его желаниями, и не его выбором, а неосознаваемыми установками, что мы можем, а что не можем. Переживание даёт возможность получать и обрабатывать огромное количество информации в единицу времени. Часто звучит, что по результатам эмпирических исследований – в пределе десять тысяч раз по отношению к т.н. нормальному состоянию.

И все призывы в эзотерических текстах прозреть, проснуться относятся к использованию возможностей качественной стороны сознания – к способу восприятия и обработки информации через с переживание.

Любовь в понятии духовном (в отличие от влечения, сидящего в основе обычной человеческой любви) – это взаимоотношения, возникшие в результате того, что люди восприняли друг друга через переживание. Любовь – это совершенно другой, это высший уровень взаимоотношений внутреннего человека с другим человеком, и со всем мирозданием.

А не тому ли, как включить переживание как способ познания, в точности учит нас христианство (да и многие иные вероисповедания)? Сама по себе вера в Бога – это не интеллектуальная конструкция. Вера – это переживание!

«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14), – пишет апостол Павел. Любовь невозможна без смирения, а смирение вытекает из взаимоотношений, выстроенных на любви.

«Любовь уступает всем, а повелевает лишь теми, кто уступает. Любовь – это самоотречение. Бог – самоотречение», – это слова Симоны Вейль, загадочного таланта прошлого века.