О Высоцком. Посвящение в прозе

Августина Сёмина
            ГВОЗДИ В ДУШУ МОЮ ЗАБИВАЮТ ГОДА...

Эта строчка стихов Владимира Высоцкого звучит в оригинальном исполнении так: «Гвозди в душу мою забивают ветра». Скептически настроенный читатель может придраться и к ударению, и к окончанию. А у Высоцкого есть на этот счет всеобъясняющая песня:

        Мы говорим не штормы, а шторма,
Слова выходят коротки и смачны.
Ветра, не ветры сводят нас с ума,
Из палуб выкорчевывая мачты.

Конкретно, ясно, ощутимо Высоцкий пел и жил…

=======================================
«Искренность может
позволить себе
многословие».
            Жюль  РЕНАР.
=======================================

   В течение уже более 10-ти последних лет в преддверье 25 января и 25 июля газета «Сельская новь» вспоминает о Владимире Семеновиче Высоцком. Не только, чтобы возрадоваться, что он родился и жил… Не просто помянуть в день ухода, а потому, что есть всегда, что о нем сказать, об отношении к нему, о его роли в жизни моего поколения и предыдущих. Да, я уверена, что и будущих…
------------------
По стихам твоим внуки откроют
Нашу муку и нашу веру.
(Из стихов, написанных на смерть поэта друзьями).
------------------
    Я счастлива, что Высоцкий в моей жизни есть. Не будь его, было бы многое иначе. Он и любовь, и рана, и радость, и боль…  Дети мои бережны к его памяти. Для них он – дядя Володя Высоцкий. «Мамуля, я положила телефон на дядь Володин шкаф». Или: «Мам, скорее, про дядю Володю по телику». Дочь родилась 25 января, сын назван в его честь. Когда ему было года три, он подошел к портрету Высоцкого с вопросом:
- Как его зовут?
Я без посторонней мысли ответила:
- Как и тебя - дядя Вова.
    С тех пор, примерно около года, на вопрос: как тебя зовут? – мой сын отвечал: «Дядя Вова». И до сих пор для соседских ребятишек он по-прежнему дядя Вова: «Дядя Вова пришел!», «Дядя Вова, ты выйдешь?», «А дядя Вова дома?».
Печать памяти о Высоцком - с нами всегда.
И сегодня, как в детстве, когда я узнала о том, что Высоцкий умер, я пишу эти строки под слезную дробь. Наверно, потому, что самые большие и полезные уроки мне преподал Высоцкий своей невыдуманной жизнью и песнями, каждая из которых является гимном лучшим порывам души.
    Не одно поколение он научил внутренней свободе в эпоху тоталитарного режима. Всем своим существом он отрицал все напускное. И внутреннее бунтарство находило выражение в творчестве. Он был и есть совестью эпохи, которой нет конца! Ведь так важно не потерять себя. Как часто, а с годами все чаще… мы сталкиваемся с бесконечными дилеммами, порой, драматичными, граничащими с парадоксальностью выбора.
-----------------------------------
        Мне вчера дали свободу.
Что я с ней делать буду?
-----------------------------------
     Завтра – тридцать лет памяти Высоцкого. Он ушел, когда ему было только 42. Вот скоро и сравняемся с ним в возрастном измерении. В такие годы не время уходить, но надо уметь принимать решения.
-----------------------------------
   Я зароюсь в землю, сгину в одночасье,
   Кто бы заступился за мой возраст юный!
   Влезли ко мне в душу, рвут её на части,
   Только б не порвали серебряные струны.
-----------------------------------
     Все, кто воспитан на его песнях, оценивают любую ситуацию с ударением на Высоцкого (порой, даже не задумываясь об этом. Ведь пропитаны им с детства). В песнях его -  глубины подсознания человека, жившего непраздно - порой, вывернуты наизнанку. И это всё уроки. Бесконечные, добрые и воистину вечные!
-----------------------------------
   Чистоту, простоту мы у древних берем,
   Саги, сказки - из прошлого тащим,-
   Потому, что добро остается добром -
   В прошлом, будущем и настоящем!
-----------------------------------
   Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
   Если руки сложа, наблюдал свысока,
   А в борьбу не вступил с подлецом, с палачом,
   Значит, в жизни ты был не при чем. Не при чем!
-----------------------------------
     Я благодарна родителям. Папе, ныне покойному, который не препятствовал моим занятиям чем бы то ни было, и маме, которая всегда «караулила» и покупала в киосках «Союзпечати» все публикации о Высоцком. Она вместе со мной переписывала в общие тетради статьи из журналов и газет, взятых в библиотеке.
-----------------------------------
   Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
   Средь военных трофеев и мирных костров
   Жили книжные дети, не знавшие битв,
   Изнывая от мелких своих катастроф…
-----------------------------------
     Потом, спустя годы, я нашла способ приобрести в оригиналах все то, что хранилось в переписанном виде. Но это никак не было делом пустым. Важна память. Напоминание о том, как хорошо, что были и есть рядом единомышленники, готовые в любой момент прийти на помощь, в чем бы она не выражалась. И счастье, если это - твоя семья.
     ...Может, слишком высока планка – восприятие жизни с равнением на Высоцкого. Но зато так честно и без масок. Так не стыдно жить. Вот только не всегда получается. И оправданья находятся, если их искать. Но не надо искать. Надо быть всегда собственной совестью в оценке своих поступков, как бы тяжело это не было.
Две главные темы в моем скромном творчестве - это любовь и Высоцкий. Впитав еще в детстве его умение любить без оглядки  (он владел гениальной способностью сказать об этом неповторимо) я, еще не испытав этого чувства, была солидарна: а разве можно иначе!? А с течением лет, с обвалом событий и фейерверком страстей – все это обретало свою, особенную трактовку. Я так рада, что вовремя усвоила уроки Высоцкого!
-----------------------------------
   С тех пор заглохло мое творчество,
   Я стал скучающий субъект.
   Зачем же быть душою общества,
   Когда души в ём вовсе нет?
-----------------------------------
    Ведь именно безоглядная любовь и наличие совести делают человека человеком. Абсолютно точно, что это ключевые определения. И как же бывает обидно, когда не смеешь воспользоваться… или не в силах сохранить… Когда сама жизнь загоняет в тупик или ставит перед жестоким выбором…
-----------------------------------
   Вот главный ход. Но только вот, -
   Упрашивать? - Я лучше сдохну.
   Вхожу я через черный ход,
   А выходить стараюсь в окна…
-----------------------------------
    Но, что бы ни происходило, звучат в моем сердце его песни, а каждый год его памяти вбивает в душу по гвоздю. Нет, я не фанатею. Я горда своей любовью к Высоцкому. А, может, просто больше нечем гордиться… Чем дольше живешь, все больше причин, чтобы краснеть.
-----------------------------------
   Сыт я по горло, сыт я по глотку,
   Ох, надоело петь и играть!
   Лечь бы на дно, как подводная лодка,
   И позывных не передавать…
-----------------------------------
     Но главный урок, извлеченный из его жизни и творчества: как бы не испытывала судьба, по отношению к себе надо быть всегда саркастически достаточным, и относиться к происходящему с определенной долей иронии, хотя и серьезно. Понятно, что все это прописные истины. Но правда в том, что для многих они прописаны именно Высоцким. В этом его мощь и сила.

24.07.2010 г.