Нет больше той любви... Ин. 15 13

Капир
 «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – так учил нас любить Господь. Как же правильно понимать это наставление Спасителя?

     Для начала, разберемся в смысле словосочетания «положить душу». Под словом «душа» Иисус, вероятней всего, имел в виду дух, то есть жизнь. Положить же свою душу за друга – значит спасти его жизнь, отдав свою.
     Таким образом, на более понятном  нам языке это евангельское учение выглядит так: «Нет больше той любви, как если кто отдаст за друга своего жизнь свою». Но это не значит, что для высшего проявления любви надо обязательно умирать. Спаситель говорит о готовности, в случае угрозы смерти другому, отдать, если это понадобиться, свою жизнь за его спасение. Это и есть высшая любовь и не составляет труда найти проявление её в современном мире.

   Нравоучение Спасителя распространяется на все сферы жизни. Мы должны уметь жертвовать чем-либо ценным для себя, для помощи окружающим. Главное, при этом не задумываться о выгоде, а делать это от чистого сердца. Наставление учит нас любить других людей и ничего для них не жалеть. Ведь часто нелегко отдать что-то дорогое для себя, так сказать, оторвать от души. Здесь и скрыт еще один смысл слов «положить душу».  Для понимания его достаточно нередкого примера из жизни, когда вещи, служившие нам многие годы, становятся родными, как бы частью души, и очень трудно с ними расставаться: отдать нуждающемуся. А вот отдать что-то очень ценное для души и есть одно из проявлений той любви, о которой говорил Спаситель.

     Примеров проявлений высшей любви масса. Общество, построенное на этом принципе, несокрушимо. Одним из примеров такого общества является товарищество. Именно то товарищество, о котором говорил Тарас Бульба в одноименном произведении, обращаясь к казакам: «…. Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать; но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя! но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также Божий человек, и разговоришься с ним, как со своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет! умные люди, да не те; такие же люди, да не те! нет, братцы; так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе.…Нет, так любить никто не может…». Мы можем очень тепло общаться со своим другом, но как дойдет до того, чтобы раскрыть душу…нет, никак. Когда же человек перед другим готов  раскрыть все тайное, все сокровенное, это также та любовь и то проявление товарищества, о котором говорил Тарас Бульба. Отсюда вытекает еще одно значение слов «положить душу»: открыть,  будто положить душу перед ближним. Это и имел ввиду казак .

     Примеры прямой интерпретации нравоучения о любви часто встречаются на войне. Каждый готов умереть за каждого. И умирают, часто прикрывая товарища. Если вспомнить Великую Отечественную Войну, то вся страна, не смотря на атеизм, сплотилась в одно большое товарищество, построенное на той высшей любви, как и учил Господь. Каждый отдавал все, что есть за каждого. И только так эту войну можно было победить.


     Однако для победы солдатам приходилось убивать других людей, хоть и врагов. Считается ли это нарушением заповеди «Не убий!»? Разберемся, что же значит эта заповедь? Убийство – это акт насилия над человеком из ненависти, личной выгоды, гнева, заблуждения, ошибки…, это уничтожение Божьего творения, или его части. Мы убиваем в какой-либо степени, оскорбляя другого, ибо мы провоцируем его на злые мысли, то есть, очерняем душу. Вот один из законов об убийстве: Числа 35:30 «Если кто убьет человека, то убийцу должно убить, по словам свидетелей, но одного свидетеля не достаточно». Спаситель говорил, проповедуя: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду... Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, не имеет жизни вечной, в нем пребывающей». Если же убийство происходит без злых намерений, например, для защиты Отечества, то оно не так осуждается, ибо это убийство против зла, против нелюбви. Если человек не получает от убийства удовольствия, а убивает потому, что защищает от убийства своих ближних, то грех не в такой мере ложиться на него. Больший грех несет на себе воин, когда его нападет на более слабую страну с целью отобрать земли, ресурсы. Это уже убийство с целью выгоды, и наибольшая тяжесть греха ложится на руководство. Убийство, в общем, без цели защиты себя, или ближнего греховно. Также греховно и обеим сторонам убивать безоружных, сдавшихся. Однако, стоит отметить, что солдаты подчиняются приказу. Поэтому на них ложиться только часть греха, а основной груз на приказавшего. В этом и есть тяжесть ноши командира.
 
     Нередко для защиты людям приходится убивать. Если это сделано без злости, без злорадства, а только по вынужденным обстоятельствам, то это не осуждается столь строго, в других случаях грех ложиться на человека в той, или иной степени.

     Итак, Спаситель учит нас любить ближних, любить по-настоящему. Настоящая любовь к ближнему – это готовность отдать за него все самое ценное, вплоть до своей жизни, это готовность раскрыть перед ним свою душу, открыть самые сокровенные тайны. Общество, построенное на настоящей любви, несокрушимо, ведь кто делает добро другому, тому оно и вернется.

03.2010