кэгэбэшница Глава 4

Гульчатай
Первый день в управлении

- Все формальности соблюдены. Идемте, я покажу ваше рабочее место  - сказал кадровик, вставая со стула...
    Под словом "формальности" кадровик имел в виду написание заявления и заполнения анкеты.   С ней была проведена беседа о всей серьезности предстоящей работы и отобрана  подписка о неразглашении государственной тайны. Там же ее сфотографировали на пропуск. 
Они прошли по коридору в левое крыло. Кадровик открыл дверь с табличкой "Секретариат". Прямо было помещение, огороженное  решеткой с окошечком для  выдачи документов, слева машбюро. Кадровик предупредил Линку, что они принимают ее на работу в качестве машинистки с испытательным сроком три месяца. Директор училища, которое Линка успешно и даже экстерном, закончила, любил повторять "если будете плохо учиться, будете работать в каком-нибудь машбюро". Но это было не какое-нибудь...здесь все было пронизано секретами. И Лине было все равно с какой должности начинать.

 
- Здравствуйте! - показавшись из-за решетки, миловидная, очень приятная женщина лет тридцати радушно улыбалась Линке
- Это ваша новая сотрудница, прошу любить и жаловать - представил кадровик
- Татьяна - продолжала улыбаться женщина
- Линара...очень приятно!
Кадровик открыл двери машбюро. Это был довольно просторный кабинет с белыми в мелкую дырочку стенами, четырьмя столами с пишущими электромашинками "Оптима" и "Роботрон". Два огромных несгораемых шкафа угрюмо выстроились вдоль стены. Возле каждого стола был индивидуальный сейф для каждого сотрудника. Из-за одного стола поднялась женщина с глубоко посаженными черными глазками и как-то застенчиво произнесла:
- Как хорошо, теперь нас будет двое....Люда, - протянула она руку
- Линара, очень приятно - пожала протянутую руку
- Людмила Васильевна, введите Линару в курс дела, пусть выберет себе машинку...все покажите и все расскажите, а завтра с утра она приступит к работе...- и повернувшись к Лине сказал - ну, удачи!
- Спасибо!


    Как-только за кадровиком закрылась дверь, Люда со словами "сейчас попьем чайку", включила электрочайник, который стоял на маленьком столике возле окна.
- Работать нам вместе, работы очень много, - она открыла один из сейфов и показала кипы рукописных документов, - я пока одна здесь и не успеваю, будем надеятся, что эти два стола тоже не долго пустовать будут...а ты через кого устроилась?
- Не через кого, сама пришла...
- Ладно не хочешь говорить, не говори....в нашу контору с улицы никого не берут...только через знакомых и то не факт... еще надо немного походить в кандидатах на работу, пока тебя проверят со всех сторон...
- Но я действительно пришла с улицы, со мной побеседовал Геннадий Петрович и вот я здесь...я даже не знаю, кто он...
- Он? Он сейчас временно исполняет обязанности начальника секретариата, но вообще он юрисконсульт. Странно. Значит, ты ему приглянулась...Говоришь, полное имя Линара? Татарочка?
- Да. Но все меня Линой зовут....
- Теперь понятно. Петрович положил на тебя глаз, однозначно.....у него была первая любовь татарочка Гульнара...он уже лет пятнадцать женат на другой, а ее все забыть не может...наверное, ты ему напомнила его первую пассию...


    В этот момент в кабинет вошла не то женщина не то девушка...опредилить было сложно...вроде бы и не молодая, но в то же время длинная толстая коса придавала ей какой-то юношеский вид...красная помада на губах и длинные ногти, покрытые красным лаком оттеняли и без того бледную кожу. Бесформенная фигура была облачена в платье, непонятной длинны...
- Вы уже знакомы? - спросила Люда
- Нет - сказала особа 
- Это Лина. А это Лена  - секретарь нашего главного, начальника управления
- Очень приятно - все еще разглядывая и гадая, сколько же ей лет, представилась Линка
- И мне. Но у меня сразу вопрос. Кто проводил проверку на твою профпригодность?
- В смысле?
- Все поступающие на работу в Секретариат проходят проверку на профпригодность...через меня...
- Я не знала...
- Так что тебя вообще никто не проверял?
- Нет, но если вы хотите, я могу вам показать, как я печатаю...
- Уже нет надобности. Ты уже в приказе, так что пусть Петрович сам отвечает, если что...- Лена обиженно поджала красные губы и удалилась.


- Так он тебя даже ей не дал на растерзание. Ай, какой молодец! Она бы тебя точно запорола, нашла бы за что зацепиться...старая дева, не терпит молоденьких, хорошеньких сотрудниц...- довольно улыбаясь сказала Люда и немного подумав, добавила - у тебя уже есть один недруг...поздравляю!
- Чему ты радуешься? Она меня съест чуть позже...А сколько ей лет?
- Тридцатник, никто замуж не берет. У нас еще одна есть старая дева, ей вообще 35... в основном, здесь работают матери-одиночки и старые девы...
- А ты?
- Я одна при муже. Мы с ним вернулись из загранкомандировки, в Монголии работали пять лет...муж строитель...дочь двенадцати лет, а мне ...как ты думаешь, сколько мне?
Линка не любила такие вопросы, скажешь правду - обидeтся, солжешь - самой неприятно.
- Лет 35
- Угадала. Ну да ладно, давай пить чай, пока еще кто-нибудь не забрел. Народ любопытный. Узнают, что новенькая симпатичная сотрудница, косяком пойдут...
И точно! Только они допили чай, как сотрудники один за другим начали заходить в кабинет со словами "ну теперь работа пойдет", "кто же тебя такую хорошенькую не побоялся взять сюда"...и так далее. У Линки аж голова кругом пошла. Она устала представляться.

 
    Очередным посетителем оказался Геннадий Петрович.
- Ну, здравствуй, племя молодое....Довольна, что принята на работу? - начал с порога
- Да, спасибо вам огромное...
- Ну, ну...что ты...еще успеешь поблагодарить. Людмила, ты уже ввела ее в курс дела?
- Да, так пока вкратце. Начнет работать, сама все увидeт и поймет. Тут Ленуся шефа заходила. Не понравилось ей, что ты без нее все решил.
- А мне на....... Она мне подчиняется, а не я ей. Разберемся. Не пугайся, в обиду тебя не дадим.
- Я не боюсь. Просто немного неприятно, первый день и сразу...
- Не бери в голову, недруг первый, но возможно не последний...Такова наша работа, для всех хорошим не будешь...всегда недовольные найдутся... Ты мне во что скажи. Как ты будешь добираться каждое утро до работы? Из твоего военного городка до Иркутска не ближний путь. Может тебе комнату в хорошем общежитии выделить?
- Не беспокойтесь. Доберусь. А общежитии я не люблю.
- Ну, смотри...если надумаешь, скажешь - и напевая какую-то мелодию, удалился


- Петрович в хорошем настроении. С ним легко работать. Было бы здорово, если бы он остался нашим начальником. А то назначат какого-нибудь старого хрена, будет всем мозги полоскать. Ну, да ладно. Мне надо напечатать один срочный документ. А ты можешь пока достать из сейфа документы, почитать. Почерки у всех разные и это главная сложность при печатании.
- Может, я что-то напечатаю...есть что-то первоочередное?
- Хорошо. Возьми вот этот документ и попробуй разобраться в почерке. Это самый сложный почерк во всем управлении и принадлежит он начальнику второго отдела. Ты попробуй, а я потом подкорректирую, если что....
- Договорились.
Лина выбрала себе место возле окна. Включила машинку...напечала несколько слов...
- Да ты слепым методом печатаешь! - воскликнула Люда, наблюдавшая со стороны
- Да, у меня был хороший преподаватель в училище.
- А я самоучка. Все время на клавиатуру  смотрю, от этого скорость теряется...А ты молодец!
Линка смутилась:
- Зато у тебя практика...
- Вот, если ты осилишь этот почерк, остальные тебе будут не по чем...пыль...
Лина смотрела на завитки и ничего не могла разобрать:
- Люда, я ничего не понимаю, какая-то китайская грамота…
- Прочитай несколько раз и, когда ты поймешь о чем речь, будет легче - хитро улыбаясь сказала Люда


    Линка смотрела на лист с рукописным текстом. “Как баран на новые ворота”, подумала про себя Линка. Крупные  завитки переходили в частые мелкие и в конце слова сходили на нет, превращаясь в длинную прямую полоску. Как же здесь можно что-то прочитать! Стенография значительно легче. Люда тем временем строчила на машинке, как Анка-пулеметчица. Надо же! Даже не останавливается... а говорит, что скорость теряется...”Так, возьми себя в руки”, приказала сама себе. “Успокойся и спокойно разбирайся с текстом”. Лина не знает, сколько прошло времени, пока она разобрала несколько слов. Но уверенности в правильной расшифровке не было. В кабинете стало тихо, это Люда закончила печатать:
- Ну как успехи?
- ?????? - Лина округлила глаза...
- Не переживай....во первых, надо знать, что ты печатаешь....в нашей конторе своя специфика,  а в каждом отделе конторы своя....вкратце...второй отдел работает по иностранцам....как бы тебе объяснить, чтобы понятно было...я бы в твоем возрасте точно не поняла...так вот, этот отдел противостоит иностранной разведке...знаешь, что такое разведка?
- да, по фильмам...
- когда в нашу страну прибывает очередной иностранец, наша служба плотно работает над ним...отслеживает его местонахождение, с кем он встречается, о чем он говорит, какие места посещает...
- за всеми следят?
- ну, по необходимости...а практически, за всеми, так как не всегда знают, кто скрывается под этой личиной...а вдруг шпион...поэтому бдительность терять нельзя....об этом обо всем ты постепенно будешь узнавать из занятий...кстати, у нас в понедельник политинформация, во вторник и четверг физо, то есть физподготовка, в среду чекучеба, чекистская учеба ...вот на этих занятиях нам и рассказывают специфику работы наших органов, конечно, только в той степени, в которой нам дозволено знать...так вот, в пятницу у нас стрельба...учимся владеть оружием...и все это с утра, один час за счет рабочего времени. Так что завтра не забудь спортивную форму. Ну, не будем отклоняться от маршрута...тебе надо знать такие слова, как контрразведка, иностранные граждане, агентурное проникновение...я сейчас найду, у меня были записи, контрразведывательный словарь...и потом, когда ты уже будешь знать о чем речь, ты с легкостью справишься ...хотя... я здесь почти год, но до сих пор не всегда могу разобрать филькину грамоту нашего красавца-начальника...благо, что он понимает сложность своего подчерка и спокойно относится к ошибкам... Есть и такие, которые сами понаписывают хрен знает что, а потом еще и возбухают, если я напечатала не то слово...так что будь готова, люди разные и реакция у них бывает разная... Ладненько, на сегодня с тебя хватит. Давай собирайся, едь домой, отдохни хорошо...а завтра с полными силами за работу. Дам тебе полегче почерк, но этот продолжай расшифровывать...этот документ не к спеху, поэтому день за днем, по-тихонечку все разберешь...


- Спасибо. Я, действительно, немного устала. Даже не устала...просто в голове мешанина...
- Догадываюсь. У самой было также первые пару недель. Потом все систематизировалось в моей голове и пошла работа. Давай, давай...чтобы через минуту тебя в кабинете не было. До завтра.
- До свидания - как-то обессиленно промямлила Линка.
Она вышла из здания. Небольший приятный ветерок немного взбодрил ее. Осень была красивой и теплой. Она прошла через сквер  и остановилась на автобусной остановке.


    Стоя на остановке, она любовалась осенним пейзажем. Осень - ее любимая пора. Навевает грусть об ушедшем лете, заставляет задуматься о том, что все в жизни приходящее и уходящее, как времена года. Она была романтической натурой, иногда сочиняла стихи. Порою нескладные, примерно, как этот:
Желтым ковром расстилаясь
медленно осень идет
багрянным листом укрываясь
от всех невзгод
Деревья, словно оголяясь
Стоят бесстыжи и наги
Хвоя лишь только зеленеет
неудержима от хвалы.

Вдруг где-то над ней прозвучало:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса
    Линка повернулась. Рядом стоял молодой человек, нескладный из-за своего двухметрового роста. Про таких говорят "два метра никому ненужной красоты". Она его тут же вспомнила. Это сотрудник из управления и, кажется, секретарь комсомольской организации:
- Здорово! Обожаю Пушкина! - восхищенно сказала Лина
- Я тоже. Увидел, как задумчиво ты стоишь и сразу вспомнил эти строки...Меня зовут Владимир. Просто напоминаю, так как у тебя наверное голова кругом от первого дня знакомства с новой работой.
- Да, немного. А я Лина.
- Помню Лина, Линара. Красивое имя. Что ждем?
- Жду автобус в Шелехов...
- Ты там живешь?
- Нет. Я живу в Чистых Ключах, в военном городке. Мне надо доехать до Шелехова, а там пересесть на другой автобус до городка. А вы?
- Не выкай. Давай сразу на ты. Лихо у тебя все закручено. Устанешь до дому добираться. А я живу недалеко, с мамой. Но сейчас иду в университет по работе. Поговорим еще. А сейчас удаляюсь..
И он смешно надвинув кепку на глаза,  стал удаляться спиной. Линка рассмеялась.
- Вот так-то лучше. Улыбайся чаще, у тебя красивая улыбка - крикнул он ей и повернувшись зашагал в сторону сквера Кирова.


     Наконец-то добравшись до Чистых Ключей, Лина открыла дверь своим ключом и почувствовала ароматы готовой пищи. Она вспомнила, что ничего не ела сегодня. Нина выглянула из кухни:
- Переодевайся, мой руки и к столу...
- А Володя?
- Он задерживается на работе...когда вернется, сам поест.
Нина разложила по тарелкам тушенной картошечки с говядиной. Какой аромат!  На столе был венегретик и соленая капусточка. Да, и еще - знаменитый Вовкин хрен. Ну... то есть не Вовкин вовсе, он в огородах растет и покупается на рынке. Но в то же время Вовкин, так как он его делает. Процесс приготовления хрена не очень приятен. Вовка надевает противогаз, чистит хрен, а потом трет его на терке. В этот момент на кухню лучше не заходить, так как едкий запах хрена лезет в глаза, рот и уши. Поэтому Вовка, закрывшись на кухне, в одиночестве проводит эту экзекуцию. Натертый хрен заливает девяти процентной уксусной эсенцией, добавляет немного сахара и соли. Получается обалденно вкусная приправка к мясу. Линка его ест просто с хлебом и даже сок выпивает. Любит она все остренькое, вся в отца. Отец любит перчить все до такой степени, что любое блюдо приобретает черный оттенок.
Нина достала бутылочку вина:
- Ну давай, за твой первый рабочий день. Чтобы не было разочарований.
- Давай! - они чекнулись фужерами и выпили.
- Как коллектив? Как начальник? - начала расспрашивать Нина
- Начальником оказался тот мужчина, который проводил со мной беседу. Хороший человек. Но он пока временно исполняет эти обязанности. Предложил мне выделить комнату в общаге.
Нина сразу напряглась:
- А ты? Согласилась? Не думаю, что это хорошая идея. Молодая девушка одна в общежитии, опасно.
- Нет. Я сказала, что не люблю общежитий. Ты же знаешь, я вообще не люблю казенщины. Я домашняя. Но ты то жила в общежитии...
- Да, но нас в комнате было четверо подруг . И это были студенческие годы. Весело было. А жить одной...не знаю, я бы не рискнула...
- А женщины там не простые. Машинистка, которая со мной в кабинете, вроде неплохая. Разговорчивая такая. Сказала, что там, в основном, работают старые девы или матери-одиночки. - продолжила Лина рассказывать. - В общем, мне все понравилось.
- Ну, я рада. Будем надеяться, ты не разочаруешься.


    Поужинав, Линка приготовила спортивную форму на завтра и ушла спать. Спортивный костюм Нина привезла сестре из Монголии. В магазинах были только хлобчатобумажные трико, которые при первой носке вытягивались на коленях. Уродство полное. Надо встать в пять тридцать, чтобы успеть на первый автобус до Шелехова. Главное, не опоздать на работу. На крайний случай, есть такси. Всего пять рублей до Иркутска. В денежном вопросе Лина была защищена. Ведь у нее был самый лучший папка на свете. У отца была своя политика на счет финансов. Он не хотел, чтобы его дочь была зависима от кого бы то ни было. Он с детских лет приучил ее к карманным деньгам. Поэтому поездка на такси для Лины не была проблемой.