кэгэбэшница Глава 2

Гульчатай
Поездка к отцу

    Легкий самолетик Ан-24 приземлился в Бодайбо точно по расписанию. Такое бывает редко. По погодным условиям рейс частенько задерживается, иногда на сутки и больше. В аэропорту скапливается большое количество людей. Бедолаги спят сидя и на чемоданах. Кушают прямо там же, где спят. Так как боятся потерять "спальное" место. Оставляют свои места только по нужде, прося рядом сидящего покараулить их багаж и место. Не уходят в гостиницу по той прицине, что посадку могут объявить в любой момент. Сплошные мыторства. Но Линке повезло. Был солнечный августовский день. Самолет буквально пробороздил по раздолбанной посадочной полосе и остановился. Лина вскочила с места, ей не терпелось выйти первой, так как еще надо попасть на автобус, который ее доставит до прийска. Добравшись до автовокзала, Лина увидела переполненный автобус "Бодайбо-Балахнинск". Кое-как втиснулась. Какие-то 30 километров проехать стоя, не страшно. Ее переполняли эмоции от мысли, что через час она увидит отца. Вот уже проехали деревню по названию Кяхта. Вспомнила, как шутили в детстве "ахтун, ахтун говорит Кяхта". Уже показался Балахнинск. Красивый, весь в зелени поселок расположился в низине. Посередине протекает мутная река Бодайбинка. Мутная оттого, что уже перерыта вдоль и поперек в поисках песчинок золотых.  А вокруг, ее величество тайга. Дух захватывает. Лина обожает сибирскую природу, дремучую и таинственную. Здесь она дома и без страха может одна пойти в лес. Побродить между густо растущими осинками. Посидеть на висячем через Бодайбинку, мосту, раскачиваясь, зажмурив глаза от яркого солнца. В Сибири очень много солнечных дней в году. Даже зимой снег искрится на солнце,  словноалмазные россыпи.


    Автовокзал прямо на въезде,  надо пройти через весь прийск, чтобы дойти до родного дома. Вот уже центр поселка и рядом улица Садовая. Третий дом от центра Линкин, а напротив школа, где она училась. Уроки в школе начинались полдевятого. Линка вылетала из ворот своего дома в восемь двадцать девять и успевала за минуту оказаться в классе. 
Лина поднялась по ступенькам, открыла дверь. Надо сказать, что двери у них всегда были открыты и никто никогда не занимался мородерством. Видимо оттого, что у людей на прийсках были высокие заработки и все жили в достатке. Не было надобности в чужом добре. К тому же прийск был маленький и все друг друга знали. Все, как на ладони. Ничего нельзя было укрыть. Все и все знали друг про друга.

 
    В коридоре Линка остановилась, сердце учащенно билось....потом тихонько приоткрыла двери квартиры...и также тихонечко вошла. Отец лежал на диване, как всегда в очках и с газетой в руках, работал телевизор. Наверное, уснул, подумала Лина...не напугать бы....она скинула обувь и прошла в комнату. Присела на корточки перед диваном. Отец открыл глаза, секунду смотрел на Линку, потом встрепенулся, резко сел ...Линка уткнулась лицом в папкину грудь, обняла за шею..у нее навернулись слезы.
- Кызым Линара - отец крепко обнял ее...что в переводе с татарского "доченька Линара" - почему не позвонила? я бы встретил тебя. - Глаза отца заблестели от слез.
- Я хотела сделать тебе сюрприз, папулечка. Как ты?
- Все хорошо. Пришел с ночной смены и решил отдохнуть...
- А тут я нарисовалась...
- Ну, что ты, моя маленькая, я так рад тебя видеть. Сейчас я накрою на стол и мы с тобой обо всем поговорим - произнес отец, все еще не отпуская Линку из своих объятий.  Словно боялся что это всего лишь сон и его дочь сейчас исчезнет.
Они быстренько накрыли на стол. Отец пожарил мясо, как он говорил, по-грузински. Линка нарезала помидоры и огурцы. Разложила на тарелке, сверху положила зеленый лук. И конечно же отварили картошечку...без нее никак...Из холодильника достали соленые грузди и квашенную капусточку приправили репчатым лучком и подсолнечным маслицем. Нарезали черного душистого хлеба. Все по-простому, но очень вкусно.

 
    Сибирь! Здесь нет изобилий. Из овощей  капуста, свекла, морковь и картошка. Огурцы и помидоры привозные. Из зелени - только лук и укроп. По осени привозят  фрукты, за которыми убийственные очереди. Все хотят хоть чуть-чуть побаловать детей, накормить их витаминами. Но все ограниченно, два килограмма винограда или один арбуз в одни руки. Поэтому вся семья выстраивается в очередь. Зато природа-матушка щедра. В лесу морошка, голубика, брусника, жимолость, черника, смородина....грузди, подберезовики, подосиновики, волнушки, белый гриб, лисички...и конечно же шишки...мелкие стланиковые и крупные кедровые. В тайге есть все, чтобы заблудший странник не умер от жажды и голода, но это изобилие только осенью.
- Давай, моя хорошая, кушай. Ты с дороги, проголодалась.
Из шкафчика отец достал графинчик с водкой. В Сибири без водки нельзя. Зимой лютый холод под минус пятьдесят. Как и полагается для согрева соточку надо опрокинуть. К тому же времена, как в народе говорят, не застойные, а застольные. Без водки только разве что завтракают. И главное, не спивается народ. Наверное, потому что меру знает. Соточку для здоровья и для души... и баста!
Отец разлил по рюмкам, горячительную жидкость
- За твой приезд, папка очень скучал по тебе
- Я тоже, папа...очень - Линка отпила половину...смачно закусила соленым хрустящин груздем...- папуля, обалдеть, как вкусно!


    Линка знала, отец мечтает, чтобы его три дочери имели высшее образование. Пока институт осилила только Нина. Старшая сестра Сара закончила  педагогическое училише и продолжать образование не собиралась, так как уже стала мамой чудесного малыша. У Линки тоже на сегодняшний день только училище.  В силу того, что он сам не имел возможности выучиться, у него выработался какой-то страх, что его дети останутся без образования.
Как начать разговор Линка не знала. Отец тоже ни о чем не спрашивал. Ждал, когда она сама начнет говорить. Линка собрала всю силу воли в кулак:
- Папуля, ты только не огорчайся, - начала Линка - твоя бестолковая дочь снова не поступила.
- Очень жаль дочь, - отец сделал паузу -  можно сказать ты меня режешь без ножа....Я предлагал тебе поступление в Красноярский институт цветных металлов. Ректор мой друг и проблем бы не было. Чем не образование для женщины "маркшедерское дело", выучилась бы и сидела в управлении, в теплом кабинете. Также я тебе сказал, если будут проблемы с поступлением на юрфак, я решу и эту проблему. Возьму пару-тройку соболей и познакомлюсь, с кем надо. Но ты не захотела. В школе вас учили жить впроголодь и кричать "ура", так не бывает. Возможно, как истинный комммунист, я не должен был тебе это говорить. Но, как отец, просто обязан. Ты теряешь еще один год. Жизнь не резиновая, всему свое время.
- Я знаю, папа. Но я хочу сама. Понимаешь? Я должна сама чего-то добиться в этой жизни. Иначе, я не буду себя уважать. Извини меня, папулечка, я знаю, что сделала тебе больно. Я даю тебе слово, что обязательно получу высшее образование и сделаю карьеру. Как бы сложно мне не было, но я это сделаю сама. Я знаю, что ты всегда готов прийти ко мне на помошь и осознание этого дает мне силы идти вперед. Верь в меня, папа. У меня все получится.
- Я верю в тебя, дочь. Если ты хочешь остаться здесь, я буду рад. К тому же, на твое место в Бодайбинском горисполкоме еще никого не приняли. Ждут тебя.


    После  окончания училища  Линка вернулась домой. До поступления оставалось три месяца и она решила поработать где-нибудь в правоохранительных органах, чтобы получить направление на юрфак. Она даже чуть не устроилась в тюрьму контролером. Но прежде чем написать заявление, решила позвонить отцу. Отец тогда кричал ей в трубке телефона "немедленно домой, они же (он имел в виду заключенных) тебя одним шелчком убьют". Линка быстро положила трубку и еще быстрее попращалась с начальником тюрьмы. Она знала крутой нрав своего отца. После этого отец сказал, я сам тебя устрою. И устроил. Секретарем приемной горисполкома города Бодайбо. Ей нравилось там работать. Она раскатывала на Волге председателя гописполкома, снимала бронь на авиабилеты...короче пользовалась привелегиями. Начальник общего отдела , пышная цветущая женщина, говорила "это место специально для тебя, это твое". Но при всем положительном, Линка думала иначе.
- Спасибо, папа. Но мне надо уехать. Я должна тебе еще кое-что рассказать. Ты знаешь что-нибудь о Комитете государственной безопасности?
- Это серьезный вопрос, дочь, и я хочу знать в связи с чем ты его задаешь.
- Я хочу там работать. Но я ничего не знаю об этой структуре.
- Как же ты можешь хотеть, не зная...
- Я там была, папа,  со мной побеседовали, записали все мои данные и сказали, сообщат мне результат. - Линка со всеми подробностями рассказала отцу, как это было. - Я чувствую, что хочу там работать.  И я очень переживаю, что мне откажут.
- Вот здесь, дочь, я бессилен. Я не могу тебе ничем помочь. Разве что только своим безупречным послужным списком.
Отец работал бригадиром экипажа шагающего эксковатора. Был передовиком производства, депутатом областного совета...его фотографии красовались на ВДНХ в Москве, на доске почета, в районной газете "Летский шахтер" постоянно печатались статьи о нем и его экипаже. В общем был известным в районе, да и за пределами, человеком.
- Я не прошу, папа, ни о чем. Я хочу услышать твое мнение.
- За все годы в Сибири, конечно, я сталкивался и не раз с сотрудниками органов госбезопасности. Особенно в начале шестидесятых, когда я только приехал в Сибирь. Я работал на прийске Серго, где ты родилась. Этого прийска уже давно нет. Рядом находился карьер Смольный, там жили и работали ссыльные. По этой причине, к этому региону было особое внимание со стороны органов. Возникали конфликты. Ты же знаешь, я не люблю лентяев. Мне приходилось заставлять их работать. Ели они не работали, я урезал им зарплату. Некоторым это не нравилось. Они угрожали мне и моей семье, писали анонимные записки "уезжай, иначе мы тебя убьем"...примерно такого содержания. Было сложное время. К тому же, они укрывали добычу золота. Воровали у государства. Золотые россыпи тогда можно было найти чуть-ли не на поверхности земли. Даже дети играли кусочками золота. Когда карьер закрыли, мы переехали на прийск Кропоткино. Каждую разработку месторождения золота надо было согласовывать с органамии госбезопасности.
- Я помню к нам домой приходили какие-то люди, всегда при костюмах и галстуках. Вы закрывались в комнате и обсуждали какие-то схемы и чертежи. Это были они?
- Да. Там всегда работали и работают грамотные и интеллигентные люди. И, если тебя возьмут туда на  на работу, считай, что тебе крупно повезло. Человека делает его окружение. А мне останется только гордиться за свою дочь.
- Спасибо, папа. Это я и хотела услышать от тебя. Я разговаривала с Ниной, она была против. Но ее муж поддержал меня. Для меня его мнение также важно, он же офицер.
- Если ты ничего плохого не делаешь против советского конституционного строя, тебе не о чем переживать. Работай добросовестно. И главное живи в ладу со своей совестью. У нас в стране бывают жуткие перегибы и надо в каждой ситуации оставаться человеком, не терять своего лица. Это сложно, но ты должна постараться.
Линка обняла отца:
- Как же я тебя люблю, папулечка.