Глава 4. Знакомство с братом

Владилен Николаев
На фото: мой брат курсант Высшего военно-морского училища Леонид и мой друг и однокурсник Владлен Пашин. Внутренний двор студенческого общежития МГУ на Стромынке,32. 1951 год.

Осенью 1951 года я встретился и познакомился с моим сводным братом Леонидом. Встреча   состоялась благодаря активному посредничеству нашей тётки Марии Ивановны. Леонид, курсант Рижского Высшего военно-морского артиллерийского училища береговой обороны, находился в то время в отпуске и жил у своей мамы в Волоколамске. Он приехал ко мне на Стромынку и мы оба были по настоящему рады этой встрече.

 До окончания им Рижского училища и отъезда на  службу на остров Кильдин в Баренцевом море мы встречались ещё дважды или трижды - в Волоколамске и в Москве. Я познакомился с его матерью Полиной Петровной. Запомнился мне лыжный поход с Леонидом из Волоколамска в деревню Ханево, на конный завод.

 Без проблем прошли мы тогда 22 километра до намеченной цели. Побывали в конюшнях, посмотрели на лошадок, которые, откровенно говоря, не произвели на меня большого впечатления. И отправились обратно - в Волоколамск. К тому времени мороз покрепчал, обнаружился встречный ветер. А вышли мы в поход по спортивному налегке. Стало холодно и неуютно. Прошли километров восемь или десять.

 И тут к счастью удалось остановить догнавший нас пустой грузовик. В кабине свободного места не было. Забрались в кузов и за оставшиеся 12 - 14 км пути промёрзли, казалось, до костей. У Полины Петровны нашлась для нас бутылка малиновой настойки.

 После настойки свалились в постели и спали не просыпаясь больше двадцати часов подряд. До сих пор это мой личный рекорд продолжительности сна. Но очень удачно то, что проснувшись, мы не заметили ни малейших признаков простуды. 

  Служить Леониду после окончания училища довелось в довольно суровом, мягко говоря, месте - на батарее береговой обороны, расположенной на острове Кильдин в Баренцевом море. В один из первых месяцев службы Леонид прислал мне из своего лейтенантского жалованья приличную сумму денег, которых хватило на покупку очень хорошего костюма (из бостона!).

 Через много лет мне довелось «полюбоваться» видом на Кильдин с борта нис «Акад. Иоффе», стоявшего на якоре в проливе с «жизнерадостным» названием Могильный. Очень тоскливо на душе стало от одного вида этого острова.