Сон Гераклита

Виктор Морозов
     Почему людям хочется заблуждаться и считать, что я их презираю? Неужели им так трудно понять, что мы ничем не отличаемся друг от друга? Ведь любой из нас создает и стремится разглядеть среди многообразия других миров - свой собственный. Общий мир мы создаем сообща. Однако, возможно только в далеком будущем общий мир станет для всех более справедливым и привлекательным, чем сейчас. К сожалению, сейчас в нем неразличимо то, что может почувствовать каждый только в своем собственном мире – Логос. Меня часто спрашивают о том, что я понимаю под этим загадочным Логосом. В ответ на этот вопрос я обычно молчу, потому что не знаю, как объяснить так, чтобы люди поняли. И действительно, как рассказать о том, чьё постоянное невидимое присутствие ты только чувствуешь. Да, я чувствую присутствие Логоса! Он всюду вокруг, но главное - во мне и его невероятно трудно выразить в привычных образах, взятых из общего мира. Пока я не знаю, какими словами его высказать. Люди даже прозвали меня «темный Гераклит», намекая на то, что мои мысли о Логосе совсем непонятны им. Люди ленятся думать самостоятельно и потому становятся навязчивыми со своими расспросами о Логосе. Они требуют ответить, почему я всё время молчу. И тогда я мысленно и грубо начинаю кричать этим лентяям: « Я молчу, чтобы вы болтали!».

     Иногда ко мне приходят люди, которые не отвлекают меня своими требованиями узнать, рассказать, объяснить все за них. Я всегда рад, когда такие люди появляются у порога моего убогого жилища. Когда приходят ко мне такие скромные странники, я обычно греюсь у очага и приветствую их одной фразой: «Входите, и здесь тоже обитают боги!». Они уже привыкли к этому странному приветствию. Их не смущает и не раздражает, как многих, странный быт, который меня окружает, пища, которой я питаюсь. Прошло уже много лет, как я отказался от всех царских привилегий и стал жить в горах. Людям известно, что я представитель знатного рода Кодридов – основателей Эфеса и в свое время обладал жреческим саном при храме Артемиды Эфесской. Конечно, горы, где я теперь живу, очень похожи на храм и даже превосходят его величием и красотой. Но главное - в другом. Эти горы – прорицалище, где во сне я постоянно слышу голос неизвестного мне оракула. Я не презираю людей, а жалею их. Я уверен, что этот голос слышен только в этих горах и во сне, потому что у бодрствующих единый общий мир, во сне же каждый уходит в свой  собственный. Я хочу, но не могу вернуться к людям, вниз, потому что всё, о чем мне сообщает оракул, завораживает меня, а его прорицалище не отпускает меня. Мои скромные посетители знают многое о моей прошлой царской жизни, но приходят ко мне совсем не для того, чтобы поглазеть на затворника и чудака. Этих людей, как и меня, влекут в горы мои сны о Логосе, которые я рассказываю им. Уже много лет каждый новый сон начинается с одних и тех же слов:

«В начале был Логос, и Логос был у Бога, и Логос был Бог.
Он был в начале у Бога.
Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть,
что начало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков;
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его…».