На краю

Анна Бова
- Ты не возражаешь, если я окно открою? – спросила Саша.
Ее напарница невинно пожала плечами, на что Саша подошла к окну, немного постояла, посмотрев на людей, шедших по улице, проезжающих вдалеке машин, после чего она перевела взгляд на небо:
- Вечер уже.
- А что, Игорь допоздна работает?
- Нет, у них сегодня какой-то корпоратив, – произнесла Саша.
- А ты почему не пошла? Насколько я помню, вы раньше на все мероприятия ходили вместе.
- Знаешь, сестренка, многое изменилось. Так было до брака: мы всегда ходили вместе. Честно, желание было. Потом… потом все изменилось. У него работа, и у меня… Сама понимаешь, хочется отдохнуть… Ты приехала погостить, и я очень рада – иногда мне кажется, что скоро с ума сойду. Как говорит мой любимый супруг, это по тому, что работа напрягает, но в августе он планирует взять отпуск и поехать отдохнуть.
- А ты?
- А что я? Говорит, раздельный отдых полезен. Ну, раз так… Что ж… Я не настаиваю. Не хочу навязывать ему свое мнение.
- Неужели не звал с собой?
Саша открыла окно:
- Чувствуешь, как свежо!..
Она облокотилась головой о стекло и крепко сжала в руке оконную раму.
- Что с тобой? – произнесла сестра. – Вызвать врача?
Саша ничего не ответила: глаза закрылись, лицо и губы стали белыми.
- Нет, Ксюша, не надо, – произнесла она, набираясь сил.
- Будет лучше, если все же тебя осмотрит врач, – возразила девушка.
Она вышла из комнаты за телефоном. Вызвав скорую помощь, Ксения подошла к Саше, положив одну руку на ее спину, а другой взяла ее холодную ладонь:
- Почему у тебя ледяные ладони?
Саша была без сил – она не смогла ничего ответить.
Попытки помочь дойти сестре до кровати были тщетны – на что Ксения могла лишь стоять рядом с сестрой и не дать ей упасть на пол.
Скорую помощь пришлось ждать не долго. Не прошло и получаса, как она прибыла в квартиру.
Ксения и медсестра помогли дойти Саше до кровати, после чего врач приступил к осмотру.
Пощупав ее пульс, измерив давление, он пришел к выводу о необходимости госпитализировать девушку:
- Да, только мы ее не будем выносить, – сказал врач. – Это не входит в наши обязанности.
- А как же? – удивленно спросила Ксения.
- Больная не при смерти, сможет спуститься сама, – возразил врач.
- Вы в своем уме? Она еле на ногах держится!
- Вот так и спустится – тихонечко. А мы внизу подождем, – сказал доктор, выходя из квартиры. – Пойдем, – сказал он медсестре.
Ксения вышла в коридор и позвонила в ближайшую квартиру:
- Извините, вы не могли бы помочь…
- Нет, – грубо ответили ей, не дав договорить до конца.
- Что же это такое, – произнесла девушка, шагая к соседней квартире, жители которой после уяснения случившегося согласились помочь спуститься Саше.
Ксения поехала в больницу вместе с сестрой. Приехав, Сашу положили на носилки и понесли в здание. Переложив ее на больничную койку, врач (уже другой) повторно исследовал состояние девушки. Затем ей сделали несколько уколов.
Ксения все это время сидела на стуле в палате и наблюдала за происходящим.
- Думаю, будет лучшим, если на недельку, другую, барышня останется в больнице, – заключил врач. – Вы кем ей приходитесь?
- Сестрой… – ответила Ксения.
- Двоюродной?
- Нет, сводной сестрой, – смутилась девушка.
- Значит, вы за ней будете присматривать?
Она положительно кивнула головой.
- Замечательно. Вам сколько полных лет?
- Двадцать пять.
- Значит, Вам можно доверить сестру. Тогда и шансов быстрее поправиться больше, – ответил врач. – Если что, на ночь в больнице остается всегда дежурный врач и медсестра. При каких-либо трудностях, осложнениях, можете обратиться к ним… Хотя на ночь оставаться нельзя. Можете еще часа два побыть, а дальше вам следует покинуть помещение. Завтра, думаю, напишете заявление, и вам разрешат остаться с сестрой. Мы вводим такую практику – больные очень скоро выздоравливают. Да, чуть не забыл, не давайте ей воды и пищи – препараты не подействуют.
- Скажите, а утром во сколько можно прийти?
- Утром она будет проходить обязательно осмотр, затем процедуры. Думаю, часам к десяти. Только в следующий раз будьте в бахилах или сменной обуви.
- Да, конечно. Просто все так неожиданно случилось, – ответила Ксения, с трудом сдерживая слезы.
- Все будет хорошо, – вздохнул врач и вышел из палаты.
Ксения села на стул рядом с сестрой, поглаживая ее по голове. Немного позже младшая сестра положила голову на край больничной койки от усталости и стала смотреть на старшую сестру, которая лежала с полуоткрытыми глазами:
- Пить… – тяжело шевеля пересохшими губами, сказала Саша.
- Дорогая моя, нельзя.
- Пить, – повторно произнесла Саша.
Ксения отрицательно покачала головой, и внутри нее что-то сжалось от того, что она ничем не может помочь больной сестре, которая когда-то заменила ей мать.
- Родная моя, ты поправишься. Потерпи, – прошептала девушка. – Организм молодой – тебе всего тридцать пять. Все будет хорошо.
В палате воцарилась тишина. На небе через незакрытые жалюзи виднелась луна и появляющиеся звезды. Ксения стала уходить в сон, как в палату постучали.
- Вам пора уходить, – сказала медсестра. – Утром придете. Можете фрукты принести, они ей будут полезными.
Девушка приподняла голову, посмотрела на часы и встала со стула.
- Я скоро приду, – сказала она Саше, держа ее за руку. – Не прощаюсь, – поцеловав сестру в руку, она вышла из палаты. – До свидания, – кивнула она медсестре.
Взяв такси, Ксения поехала в квартиру.
Она заварила себе чай. Сев у окна на кресло, возле которого недавно стояла ее сестра, сжав ноги в коленях, девушка медленно стала пить горячий напиток. Допив чай, посидев у открытого окна, с которого веяло летним легким ветром, Ксения пошла спать в комнату, предназначенную для гостей.
Проснувшись в десятом часу утра, Ксюша быстрым шагом направилась на кухню.
- О, доброе утро! – поприветствовал ее Игорь. – А куда Саша ушла?
- А она приходила? – спросила девушка.
- Я в середине ночи пришел, заглянул в комнату, думал, вдруг с тобой заснула – там спала только ты, Саши не видел. Она тоже ходила на какое-то мероприятие, ничего мне не сказав?.. Неужели она пошла на работу?! Сегодня же суббота! Я не знаю…  – выпалил Игорь.
Ксения налила себе кофе, села на стул.
- Чего не пьешь? Остынет, – сказал мужчина, поднося свою чашку ко рту. – Последний глоток чая и я побежал на работу. Сегодня до обеда работаю. Передашь Саше, что я ее люблю.
- А самому сказать?
- Времени нет, я побежал, – быстро проговорил он, закрывая за собой дверь. – Пока.
 «Даже не успела сказать о случившемся», – подумала Ксения.
Она допила завтрак и пошла в магазин за фруктами для сестры.
 К обеду девушка была уже рядом с сестрой.
- Вот, вазы нет, но, думаю, ее заменит банка, – сказала медсестра. – Ваша сестра ночью что-то говорила. Сейчас она словно в беспамятстве. Утром врач делал осмотр, сказал, что недельки будет мало.
- Какой у нее диагноз? – произнесла Ксения, ставя купленный для Саши букет цветов в банку с водой.
- Точно не могу сказать. Честно сказать, врач и сам в замешательстве. Как она поступила к нам, врач сразу сказал, что здесь допустимо только парентеральное питание. Думаю, она даже не сможет съесть принесенные вами фрукты, – сказала медсестра, указывая на них.
Ксюша застыла с банкой цветов в руках:
- К..как?
- Скоро ее повезут в реанимацию, там проведут интенсивную терапию.
- Скажите, а я могу остаться?
- Наверно, да. Доктор решает. А вон он идет. У него спросите?
- Так, все готово? – спросил врач. – У нас гости, добрый день! Врач Слепков, – обратился он к сестре Саши.
- Для меня день точно не добрый… Здравствуйте… Что с ней? – вопросительно посмотрела на врача Ксюша.
- Сейчас обследуем, узнаем. Можете в коридоре подождать, – сказал доктор. – Она ушла в сон. Это хорошо. Сил наберется.
Девушка подошла к сестре и взяла ее за руку. 
Через несколько минут в палату вошли два врача и медсестра.
- Все, можем перевозить. Пациентку везти надо? – спросил один из только что вошедших врачей.
- Да, какая-то аномалия проявляется. Должна была на поправку пойти…
- Девушка, отойдите в сторону, – сказал врач Ксюше, берясь за край кушетки.
- Мы на грузовом лифте, а вы пешком, – сказал Слепков медсестрам.
Ксению пошла за ними. Она несколько часов провела в коридоре в ожидании новостей от врачей. 
Через шесть часов вышел врач:
- Думаю, вам лучше поехать домой. Сегодня сестру уже не увидите – и до понедельника. Мы провели ряд мероприятий, поэтому она пойдет на поправку. Во вторник планируем перевести в обычную палату.
Ксюша пришла домой. Был уже поздний вечер.
- Ты одна? А где Саша? – спросил Игорь. – Ужинать будешь?
- Чай крепкий.
- Саша мне бойкот устроила? В чем дело?
- Саша в больнице,  – сказала девушка, пристально глядя в глаза Игоря. 
- Как? Ты шутишь? Скажи, что это шутка! Что случилось? – нервно стал говорить он.
- Я серьезно. Вечером вчера отвезли ее на скорой помощи.
- А что мне не позвонили?
- Сначала было не до этого, а потом… Утром ты быстро ушел…
- Поехали в больницу, – сказал Игорь, вставая со стула.
- Уже поздно. Нас не пустят.
- Да такого быть не может!
Мужчина лбом прижался к стене, ударяя кулаками по ней.
- А она поправится? Когда ее можно навестить? – произнес он, закрывая глаза, все также стоя лицом к стене.
- Не знаю. Врач говорит, что скоро.
- Врач… Все они так говорят…
- Завтра воскресенье. Неприёмный день.
- Ты шутишь? Это издевательство!
- Нет. Я останусь еще на недельку. Днем схожу сдам билет. На работу в понедельник позвоню, сообщу о том, что меня нет в городе. Побуду с Сашей.
- С Сашей что?
- Врач диагноз не говорит. Когда пришла к ней, ее самочувствие было хуже в сравнении с тем, какой привезли.
- Такого быть не может. Я не верю… А как же наши планы?
- А какие у вас были планы? У тебя были. А у нее?
- Ты права… В последнее время мы как-то отделились друг от друга. Но такого больше не повторится. Поехали в больницу. Надо увидеть Сашу.
- Игорь, я тебе еще раз говорю, нас не пустят.
Мужчина скатился на пол. Облокотившись о стену, он обхватил голову руками.
- Не сиди на полу, простынешь.
- Мне уже все равно, – глухо ответил Игорь.
Все воскресенье мужчина провел в своей спальне, не выходя из нее. Он просматривал фотографии с Сашей, достал листки бумаги и долго всматривался в ее почерк. Открыл шкаф, в котором лежали вещи жены, и смотрел на них. Затем Игорь вновь лег в кровать. От простыни слабо веяло уже испаряющимся запахом ее духов. Он провел рукой по месту, на котором обычно спала Саша.
- Игорь, иди поешь, – стуча в дверь комнаты, сказала Ксюша.
- Я не голоден.
- Не хватало, что б еще ты заболел.
- Я не голоден. Завтра во сколько можно ехать в больницу?
- Утром. Я пошла билет сдавать.
- Спасибо, что осталась.
- Саша моя сестра. Ближе нее у меня никого нет.
- И у меня…  – произнес Игорь в отчаянии.
На следующий день Игорь и Ксюша поехали в больницу.
- Красный свет. Слишком быстро едешь, – сказала девушка.
- Время дорого. Я с ума схожу.
- Думать надо было раньше.
- Да…

- А почему она без сознания? – спросил Игорь врача.
- Она спит. Держится на искусственном питании. Изредка приходит в сознанье. Как правило, ночью…
- Можно мне побыть с ней вдвоем?
- Конечно, – кивнул доктор, выходя из палаты.
Следом за ним вышла Ксюша.
Игорь взял холодную ладонь Саши в свою, и долго смотрел на ее исхудавшее бледное лицо. Но даже эта перемена не повлияла на ее загадочную красоту, которая в один день покорила его сердце. Он взял ее за плечи, изящество которых скрывало больничное одеяние.
- Никогда не думал, что такое может случиться, – произнес мужчина. – Прости меня… Саша…
Слеза скатилась по его щеке. Он не хотел думать, но мысли сами шли в его голове: «Она прекрасна, но эту красоту вижу последние часы… Скоро будет расставанье – разлука навсегда… А я ведь так и не сказал, как сильно ее люблю».
- Пить, – прошептала Саша.
- Саша… Саша, ты меня слышишь? – наклонился к ее лицу мужчина. – Саша, родная моя…
- Пить, – еще раз повторила Саша, пытаясь открыть глаза.
- Са-ша, – произнес вслух Игорь, не сдерживая слез. – Ты узнаешь меня?
- Да, – после недолгой паузы произнесла женщина. – Я думала, ты забыл обо мне…
- Как же я мог забыть о тебе?
- А где Ксюша? Позови ее. Хотя, нет, не надо… Я пошла…
- Куда? – произнес Игорь. – Саша! Саша!! – закричал он, теребя ее за плечи.
На шум вошла сестра. Она оттащила Игоря от кушетки и усадила на стул:
- Врач сказал, это на нее лекарства так действуют. Завтра ей будет лучше… Ее переведут на другие препараты…
- Господа товарищи, обед… У нашей пациентки обед. За дверью подождите. Сделаем ей несколько уколов, - входя в палату, сказал доктор.
- Я останусь, – произнес Игорь. – Я ее муж и буду присутствовать при всех процедурах.
- Не положено, – ответил врач. – В палате можно находиться одному человеку. Представляете, что будет, если в палате у каждого больного будет несколько человек. И вас я вижу впервые. А вот ее сестра помогла даже привезти больную… И цветы ей купила.
Эти слова задели Игоря. Он вышел из палаты в коридор. Врач, закончив введение лекарств, ушел, оставив с Сашей медсестру и Ксению.
- Пить, – вновь произнесла Саша.
- Что такое? – удивилась сестра.
- Жажда…  – ответила работница больницы. – Такое часто бывает. Скоро ей станет лучше. Сейчас усиленно дают витамины, что б она восстановила силы. Ведь смотрите, какая бледная и… Даже не знаю, как описать… Несколько дней назад выписали девушку. У нее что-то похожее было… Муж за ней ухаживал и родители… Я пойду к другим пациентам. Если что-то потребуется, позовите.
- Хорошо. Спасибо, – ответила Ксюша, на которую последние слова произвели успокаивающее воздействие.

- Почему? Почему Вы не разрешаете остаться на ночь? Я же ничего не сделаю! – возмущался Игорь.
- Понимаете, нельзя. Ну, нельзя, – говорил врач.
- А вдруг хуже станет? Я быстро медсестру позову… Врача… дежурного… Вы же видите, в каком состоянии больная…
Врач долго думал, после чего дал утвердительный ответ:
- Только ведите себя тихо…
Ксюша поехала домой, а Игорь с разрешения доктора остался в больнице. Он пододвинул стул к больничной койке и сел рядом с Сашей. Он снял с ее головы косынку, которую завязали врачи:
- Так лучше… Выздоравливай, – произнес он, целуя ее в лоб.
- Дайте воды, – произнесла женщина.
- Саша… Саша, – прошептал Игорь.
- Здравствуй… Игорь…
- Лежи… Не шевелись… Тебе надо набираться сил…
- Зачем они мне? Я сюда редко прихожу. Мне там нравится.
- Саша… Сашка, ты о чем?
- Меня там любят… Там тепло…
- Где «там»? Я тебя тоже люблю, – удивился мужчина.
- Если бы ты знал… Мне там больше нравится. Я скоро туда насовсем уйду. Вот только попрощаюсь с Ксюшей и тобой…
- Сашка… Родная моя… – произнес Игорь, беря жену за руку.
- Не говори так… Не держи меня здесь. Я все равно уйду.
- Нет! Слышишь, Саша, нет! – он стал теребить ее за плечи. – Ты что? Саша!
- Я пошла… Может, еще приду сюда напоследок.
Озноб охватил Игоря. Он подбежал к окну и посмотрел на улицу – горят фонари, под окном летают сороки, наводя мрачную атмосферу.
- Что же делать? – отвернувшись от окна, пролепетал Игорь.
Он приложил руки к голове, затем согнул в локтях на груди. Походив по палате, мужчина подошел к стулу. Всматриваясь в лицо Саши, пытался разглядеть ее мимику – на нем застыла едва уловимая улыбка, будто говорила: «Даже не надейся. Все равно уйду».
Игорь сел на стул, держа в своей руке ладонь Саши, и не заметил, как стал уходить в сон.
Он проснулся от того, что женщина дрогнула пальцами ладони.
- Попрощаемся? – произнесла она.
- Ты о чем? – удивился Игорь. – Это сон?
- Нет. Я не хотела тебя будить… Ты так сладко спал… Но надо попрощаться. Больше не хочу разрываться между двумя жизнями, находясь постоянно... на краю.
- Сашка, очнись! – вскричал Игорь. – Ты выздоровеешь, и все будет отлично! Я тебя не отпущу!
- Это мы еще посмотрим, – кокетливо произнесла Саша, словно не была больна.
Такое оживление испугало Игоря, он хотел встать и включить свет, но женщина сжала его руку:
- Пусть будет такая… не дневная обстановка. Игорь, прощай…
После этих слов она разжала свою ладонь. Мужчина вскочил со стула и выбежал в коридор. Прибежавшие врач и медсестра стали оказывать помощь по восстановлению дыхания Саши.
- Внизу… Там, – кричал с коридора чей-то запыхавшийся голос.
- Что такое? – возмущенно сказал врач, направившийся в коридор на голос незнакомца.
- Нет! – закричал Игорь, подбегая к койке Саши. – Постойте!.. Доктор!
Медсестра стояла в растерянности.
Игорь взял Сашу за руку, после чего судорожно стал теребить ее за плечи. Он нагнулся к ее голове и стал целовать ей лицо… Саша никак не реагировала на происходящее.
- Вы же говорили, что… будет жить…
Монитор-дефибриллятор свидетельствовал об остановке сердца.

07,08февраля 2012 г.