К 170-летию со дня рождения А. И. Никитского

Александр Одиноков 2
 А.Одиноков - историк-краевед               

                К 170 –ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
                (25 января 1842 г. – 25 января 2012 г.)

      Ничего нет необычного в том, что мы вовсе не вспоминаем о тех, кто вышел из нашей земли и своим упорством, умом, трудами прославил наш край. Я не оговорился, «необычно» - это потому так представляется, что даже в среде специалистов и коллег по цеху, потерялись в бездне времени выдающиеся умы. Одним из них был Александр Иванович Никитский (1842–1886), выдающийся историк, профессор кафедры новой русской истории Варшавского университета, заслуженно пользовавшийся уважением и авторитетом среди известнейших историков России середины XIX столетия.
      «Александр Иванович и двое старших его братьев воспитывались в новгородской гимназии, которую он, в 1860 г., и окончил первым, награждённым золотой медалью при выпуске…» «Уже на школьной скамье А. Никитский обнаруживал непреодолимое влечение к истории отечественной: в то время, когда другие его товарищи находили себе удовольствия другого рода, обыкновенно вне всяких занятий, Никитский свободное время предавался чтению исторических книг, доставлявшие ему большое удовольствие. Чем он и выработал себе как некоторую самостоятельность взглядов, так и обширную начитанность…» С самых ранних занятий юным Никитским изучением истории, рядом оказался  опытного наставник, учитель в лице известного педагога, краеведа и археолога Ивана Куприяновича Куприянова. «…Благодаря его, несомненно, руководящему влиянию, молодой Никитский, обратившийся к изучению новгородской старины, в своих статьях, написанных им ещё в бытность в гимназии и напечатанных в «Новгородских губернских ведомостях», мог уже высказать некоторую самостоятельность взглядов». Без сомнения и другое, что именно И.К. Куприянов способствовал пристальному изучению Никитским летописного материала, как главного источника исторических исследований, так как сам Куприянов строго придерживался этого принципа.
      «Окончив блистательно курс в 1860 г., в новгородской гимназии, Никитский поступил на историко-филологический факультет С.-Петербургского университета». Однако университет переживал не лучшие времена: «увлечённая гибельными идеями Запада, молодёжь волновалась и производила беспорядки… …тем не менее Александр Иванович сумел ревностно продолжать свои любимые занятия по отечественной истории…». После закрытия, в 1861 г. университета Никитскому пришлось самостоятельно готовиться к кандидатскому диплому и защищаться в 1866 г., в университете св. Владимира. «В таких молодых летах Никитский уже поражает своею замечательною силою воли и твёрдостью духа, которые он обнаружил так явно, несмотря на окружавшую его суматоху».
      Направленностью исследовательской деятельности Никитский избрал историю Новгорода и Пскова. Начиная с 1870 г. в столичных журналах «Вестник Европы», «Русская Старина», «Журнал Министерства народного просвещения» публикуются очерки и статьи, исторические исследования А.И. Никитского по темам: «Теория родового быта в древней Руси», «Очерки из жизни Великого Новгорода», «Военный быт в Великом Новгороде», «Очерк внутренней истории церкви в Великом Новгороде», Очерк внутренней истории церкви в Пскове», «Очерк внутренней истории Пскова».
      В 1873 году отдельной книжкой выходит: «Очерк внутренней истории Пскова». «Труд этот пополнил пробел в русской исторической науке, который издавна уже ощущался, причём как по самостоятельности взглядов, так и по оценке материала и источников является образцовым. Благодаря этому труду, С.-Петербургский университет признал Никитского магистром русской истории, Императорская академия наук удостоила его Уваровской премии. Вскоре после этого предложил Никитскому вакантную кафедру по русской истории Варшавский университет».
      Подвергая рецензированию исследование Александра Ивановича «Очерк внутренней истории церкви в Великом Новгороде видный русский историк Е. Замысловский констатировал: «Новый труд его раскрывает перед нами ту многообъемлющую и исполненную живого интереса сферу деятельности Великого Новгорода, в которой так заметно выражались его самобытные стремления, близко знакомит с главными моментами развития тех отношений, которые держались религиозно-нравственным авторитетом, рождались и видоизменялись под влиянием более постоянных, лучших стремлений, а не под влиянием случайных интересов, мелких, корыстных расчётов, увлечений толпы, так часто колебавших весь строй новгородской жизни. Это высоко поучительная, религиозно-нравственная сторона жизни Великого Новгорода, давшая ему известную устойчивость и спокойствие, столь необходимое ему, по достоинству оценена г. Никитским и в сочинении его выступает в ярких образах. Талантливый и много потрудившийся автор его один из лучших в настоящее время учёных знатоков новгородской и псковской старины, нередко вполне овладевает вниманием читателя и переносит его в ту эпоху независимого существования Великого Новгорода, когда окрепла его самобытность и определилась власть владыки. Всё его многосложные отношения и к вечу, и к князю, и ко всему населению Новгородской земли, и к соседним государствам, вообще значение его обширной власти ни в одном сочинении по истории Новгорода не были так верно определены, так живо и с такою полнотой обрисованы, как в новом труде г. Никитского».
       «Этот труд доставил Никитскому диплом доктора русской истории от Санкт-Петербургского университета.
      «Никитский пользовался замечательной симпатией, и как человек у хорошо его знавших: он был, прежде всего, человек убеждений, правдивый, будучи требовательным к самому себе, он и по отношению к другим мог казаться строгим, но справедливым».
      Прожив недолгую жизнь (44 года), Александр Иванович Никитский своим талантом и упорством сумел внести достойный вклад в российскую историческую науку.