В Африку гулять... Глава 8

Алекс фон Джаго
       Благо, что в универе экономической географии уделял я больше внимания, чем истории. А может просто препод потолковей попался, что смог интерес пробудить? Но в подкорке сидело много знаний, которые все предыдущие мои жены называли хламом ненужным (с продолжениями. Порой весьма цветистыми!). Я помнил, что Намиб сравнительно неширок - если рельсы проложить, проскочить несложно. Но вот к Калахари без уважения подходить нельзя, да и название это с местного как "мучимый жаждой" переводится. Но только это не классическая пустыня, с ноября по апрель наступает сезон дождей (правда год на год не приходятся) и тогда кажется, что лучшего места на земле нет. Но вода там есть всегда, правда залегает глубоко. Хотя на то и нужна цивилизация, что бы благодать, а не смерть нести. У Ольги в Румынии уже разных типов буровые опробованы были. В том числе и легкие разборные от локомобиля работающие, для неглубоких пластов предусмотренные. Вот и пришлось набить суденышко на котором сам в Свакопмунг плыл этими чудесными машинами, а в пути с бригадой буровиков вплотную так пообщаться, и те под конец даже к себе работать пригласили. Хорошими заработками пытаясь соблазнить.

        Разумеется, по прибытии, эти ценные кадры разобрались что к чему, но приятельствовать мы все равно продолжили. И поволокли верблюды в пустыню арбы набитые всякими трубами и бочками с соляркой. Хотя до того, наш бушмен изыскал какого то странного дедка с сочным именем Куйчхуама из племени йен, а потом перевел смысл имени - тот, кто видит воду, и понятно стало все. Ведь для Калахари стандартный европейский лозоходец не годится - и найдется вода, да через неделю колодец высохнет. Тут почти ритуал, не хуже шаманского требуется. И занимал поиск места где бурить у специалиста порой до недели времени, это если не считать еще расходы не передвижение. В среднем на пласты водоупора натыкались на глубине полста метров, с плюсом-минусом в десяток.
Так что потянулась цепь артизианских скважин на восток по 22 параллели. А вслед и рабочие бригады - вокруг воды жизнь налаживать и под железку насыпь копать. Местные племена бечуанов сплошь скотоводы и на коровок своих мослатых чуть не молятся, так что у кого для рабочих мясо на стейки покупать вопрос не стоял. А хороший шашлык и без хлеба идет, так что работы велись почти автономно.

        Такую целенаправленность мог я себе позволить, потому что в той же подкорке забит был еще мой университетский реферат, по недавно открытой в ТОМ времени очень перспективной кимберлитовой трубке "Летлхакене", как раз на 22 широте располагавшейся в 100 км от самого большого в мире солончака. И в сравнительной близости от неё еще две трубки находились - "Орапа" и "Цваненга".
Так что геологоразведка изначально и была ориентирована на поиск этой троицы, и как только нашла что-то, сразу и стали мы туда путь прокладывать, хоть это практически и центр пустыни. Хотелось верить, что напряг весь наш не в пустую, но только из затихаренной пока "Кимберли" я точно помнил, что извлечено за пол века будет почти 3 тонны алмазов. Ради таких ставок можно было и рискнуть, тем более, что пустыня становилась моим главным союзником в соблюдении режимности на объекте - выход в мир ведь только "по шпалам".

         Почти по пути следования дороги (всего то два лаптя северней) располагалось очень своеобразное "болото", а выражаясь правильнее - дельта огромной реки Окаванго. Опять же название в переводе звучит - "река, которая никогда не находит моря" и этим тоже сказано все. Все ж точен язык у бечуанов, действительно воду съедает пустыня. Потому то, если хорошо поискать, хоть что-то у нее обратно отобрать и удается. Дельта кишит разнообразной жизнью - рыб 70 видов, птиц - солнце заслоняют, ну и прочие гиппопотамы и крокодилы. И маленькая муха, с веселеньким именем це-це! Опасны, разумеется, не все, но 1 из тысячи, все же вызывает "сонную болезнь" и если человеку от этой заразы отмахнуться все же руки даны, то скотине от всех хвостом не отбиться. Не боятся напасти только дикие животные, а местные пастухи своих коров на водопой и заливные пастбища туда не гоняют.
           Хотя не использовать воду в Африке грех. Надо будет за китайцами судно послать - пусть рис растят. А от мухи отбиться им Конфуций поможет. Кстати и буйволов ихних прихватить следует. У местных, черных уж очень нрав крутой. Взбредет невесть что дураку и сразу бодаться несется. Прям машина смерти, пострашней танка Тигр. Вот если б скрестить? Чтоб покладистость азиатского передалась и устойчивость к болезням африканского. НО НЕ ДАЙ БОГ НАОБОРОТ!
Помню в ТОЙ жизни читал, что лошадь с зеброй все скрещивали,  скрещивали, а потом, наконец, посмотрели, что у них Х-хромосомы разные. А жаль! Кавалерию бы можно было получить пострашней Чингиз-хановской, а если на всадников еще и тельняшки надеть ... !
      Но задания на работы распределены, надобно и в порт - первые рельсы от Круппа вот-вот подойти должны, а шпал из Виннипега уже с двух судов груз на бережку сушится.
 Очень приятно меня удивило то, что еще ожидала меня там и моя Мэри, с очередным грузом шпал приплывшая. Любимая посчитала, что не так уж много нам жить осталось, и чтобы бездарно время порознь проводить совсем надо дураком быть. А "хозяйство" она на команду наместников оставила, да и Александр уже большой мальчик - приглядит за родным домом, пока его же брату родители помогают. Когда бизнес налажен - постоянно у штурвала пребывать особой нужды нет - все должно самотеком катиться. А вот в Африке еще нам разруливать и разруливать. И неизвестно, хватит ли еще жизни, чтобы все в порядок привести.

        Это ведь в совковых сказках про Черный континент нам впаривали, что благоденствовали де здесь некогда аборигены, а потом набежали колонизаторы, стали грабить и сделали всем очень плохо.
      Вот ведь и теперь Африку колонии тонким ободочком пока по периметру огибают, да и то с перерывами, нося талассократический характер. Ведь    в дорогу большие бабки вкладывать можно только когда уверен, что бизнес окупится, пока же слишком тут стремно все. И режут негры негров пока с очень даже большим удовольствием. Вот ведь те же саны (бушмены), раньше полконтинента заселяли, все у них общее было, жевали себе мирно кузнечиков и обижать никого не хотели, но пришли шоны (машоны) и турнули юродивых коммунистов-пещерников по праву сильнейших, а вот отколовшееся от зулу племя матабелов уже давай за шонами гоняться, заявив, что те де "собаки поедающие землю", и очень даже в этих догонялочках преуспели.
      Изобретет какой вождь на охотничье копье наконечник пошире (чтоб рана побольше была) - хана соседям. А если какой до македонской фаланги с длинными копьями додумается - так и подавно Наполеон, полмира покоривший.

И не в жизнь сосед соседу не уступит (ну как пан москалю - не сгинела де, и мы мол Кремль грабили).
         "В своём отечестве пророка нет" - короче. А вот если дядька со стороны придет, да деткам слегка по попке настучав, по углам расставит - тут никому не обидно. Судьба такая! Мирно в империи жить, но скучно, да и "дядьке" чужие драчки разбирать когда-то надоесть может. И пошлет он всех на ... независимость. Вот тут то мочилово и начнется. Поскольку оружие то от "дядьки" современное останется, а мозгов у аборигенов пока только на гашетку жать нарастет. "Мы в ответе за тех, кого приучили" звучит очень гуманно, но если, что приручились только видимость сделана была? И ухвачен любой предлог для подлости будет. Африку - неграм, Латвию - латышам, Антарктиду - пингвинам! А все только для того, чтобы самым хитрым и беспринципным до кормушки добраться и пограбить всласть. Без разницы, или Зимбабвийским черным на развалинах Родезии попировать (последняя купюра тамошнего режима номиналом в бакс имела 14 нулей и называлась сто триллионов зимбабвийских долларов, а потом в стране бумага кончилась, даже туалетная, и государство послало всех на ... независимость). Да и в Латвии "после оккупации" та же история. Почти всем "освободившимся" дорога Зимбабве уготована.