Утка по-пекински. Часть 6. Еда

Ирина Фетисова-Мюллерсон
ЕДА

Вот уж где фантазии нет границ! Представьте себе супницу размером на 10 человек: красивую, с синим по белому писаными узорами — птицы, рыбы, деревья... Так вот, перед вами ставят этакое чудо с почти кипящим куриным бульоном. На двадцати крошечных блюдечках, умело сложенных так, что их зараз приносит официант на одной руке, разложены: грибы, пророщенный горох, сырая прозрачная на вид курятина и ещё несколько сортов мяса, петрушка, сельдерей, лук, клубни лотоса, салат, что-то ещё проросшее и разбитое свежее перепелиное яйцо! И все это буйство завершает глубокая пиала тончайшей прозрачной рисовой вермишели. Секрет этой еды заключается в том, чтобы быстро-быстро смахнуть все ингредиенты в бульон так, чтобы курица мгновенно «свернулась» и превратилась в съедобную, яйцо — тоже скукожилось, а все остальное — запарилось и распарилось. Теперь берутся в руки палочки и — приятного аппетита! Аромат витает такой, что даже не умеющий кушать палочками быстро-быстро научится, а мы уже почти «эксперты» и достать с блюдечка одну рисинку ничего не стоит даже Рейну, который осваивал эту науку всего за день до приезда в Китай!

Как говорят сами китайцы — в Китае едят всё! То есть для всего того, что движется, у них есть рецепт, главное, чтобы хребет не смотрел вверх (имеется в виду человек).

Иногда просто поверить невозможно в то, какие комбинации сооружаются из простой курицы, муки или бобов! И сладости, и соленья, и печенья — вкусовое разнообразие утешит даже самого въедливого, искушённого и избалованного гурмана. Так вот, это великолепие поедается всё вместе — и рыба, и мясо, и яйца, и пельмени, и арбузы с дынями, орехами и грибами, десертом и опять супом. На Западе давно учат не смешивать протеины, не кушать мясо с углеводами, дыню есть отдельно — какое там! Китайцы смешивают всё, запивая вином, пивом или очень популярными здесь молоком или йогуртом — и ничего, все худые и бегают довольно быстро.
По традиции ужинают не поздно, то есть спать нужно на голодный желудок, так тут говорят...

Деликатесами являются довольно распространенный по миру суп из акульих плавников и такой вот своеобразный напиток, о котором я никогда не слышала раньше. В зал, где сидят гости (наверное, очень высокопоставленные, поскольку мы на себе этого, слава Всевышнему, не испытали), приносят живую чёрную королевскую кобру. Затем её быстро разрезают и желчный пузырь бросают в стакан самого почётного гостя — от этого, говорят, отказаться нельзя ни при каких условиях, даже если вы «трезвенник и язвенник». Дальше в списке значатся: отварные медвежьи лапы, воробьи, скорпионы, морские улитки и верблюжьи копыта (брр, не могу представить вообще). Особое место в перечне деликатесов занимают… щенки собаки Жоу....  К экзотическим блюдам также относят мягко-панцирных черепах, которых готовят на пару с травами и пряностями прямо в собственном панцире (как я поняла, это сногсшибательный рецепт от зимних простуд и некоторых «мужских» проблем).
Говорят в Манчжурии зимы студёные (верим). Местные лягушки все лето и осень нагуливают жирок, чтобы продержаться зиму, так вот – люди варят из них супы для тех же целей, представьте себе!

Что ещё интересно: в Китае считается, что после еды нужно выпить бульон из того, что вы кушали, например: воду из-под вареных пельменей или макарон — говорят очень полезно для пищеварения, не знаю.

Ещё нужно бы добавить, что каждый регион славится своими способами приготовления традиционной пищи и своими собственными рецептами. Я — поклонница кантонской, сладко-соленой пищи, (Cantonese cuisine), благо Сиань ею и гордится. Меня вполне радовали жареная лапша, жареные овощи с мясом, свинина под кисло-сладким соусом и грибы с нарезанным на ломтики цыпленком, а вот местные деликатесы, типа "Битва Дракона с Тигром (жаркое из змеи и кошки)", возможно, я бы и съела, если бы в противном случае мне грозила неминуемая смерть.

Китайцы восхитительно готовят треску, причём повсеместно. Могу сказать, что её филе в обжаренной корочке это не рыба, а что-то уму непостижимое и вкусноты невероятной — ах, если бы только у меня было два желудка!

Надо отдать должное сервировке блюд — посуда в ресторанах разнообразна и сама по себе является средством выработки желудочного сока! Подача блюд на стол — это восхитительное и ароматное действо, это целое искусство, своего рода икебана, тоже являющаяся гордостью работников ресторана.

Единственное, с чем я не пришла к согласию, так это с приготовлением пищи для нескольких человек сразу в общем чугунке, который при вас ставят на вмонтированную в стол газовую горелку. Точнее сказать это один чугунок, поделенный пополам – в одной половине кипит Просто бульон, а в другом – Очень Острый бульон. Называются такие рестораны «Горячий Горшок». Итак, при входе нам выдали подносы, с которым мы обошли нескончаемые прилавки, где были выложены длинные тонкие деревянные палочки, на которые были насажены... то есть было насажено всё, что едят – кусочки мяса всех сортов, рыбы, грибов, корешков, овощей – просто выбирай, что нравится.
Я выбрала вегетарианские палочки, не обратив внимания на своих спутников. А зря, потому что на их подносах я увидела то, что на мой взгляд было несъедобно. Но что было толку заранее говорить об этом, не зная, как это все готовится – к тому же мы были голодные-преголодные, а на улице лил проливной дождь, который явно призывал нас остаться в «Горячем Горшке». Оказалось, что свою еду с этих шпажек нужно скинуть в общий бульон, а потом оттуда доставать палочками. Как только мои спутники покидали туда то, что они насобирали, я поняла, что мой путь в этой еде отрезан – я мирно опустила свои помидорчики, морковки и картошечку в это варево и... достала из сумочки заранее припасённый на всякий случай пирожок.(см.фото).
Кончилось всё это походом в новый ресторан, то есть, несмотря на все мои заверения в том, что я сыта и довольна, мужчины посчитали нужным накормить меня тем, чем я хотела – это было делом их чести. Ну и пожалуйста, в другом ресторане я выбрала изумительное блюдо, типа лагмана. Мужчины присоединились к моему выбору… то есть в этот раз мы все получили огромное удовольствие не только от еды, но и от ресторанного уюта, поскольку уличная сырость забиралась за воротники, и гулять в такой промозглый вечер не хотелось никому. Второй ужин в этом случае всегда предпочтительнее!

Китайские обычаи на званых обедах мне нравятся – обычно люди наслаждаются едой спокойно и долго, много разговаривают за столом, смеются, и поэтому ото всего этого создается хорошее настроение. А вот интересно то, что как только прозвучит прощальный тост, который заканчивается словом «Ганбэй» (Пей до дна), означающим, что обед закончился, то все разом встают и тут же уходят!

Мне также нравятся и студенческие столовые. Учитывая, что в обеденный перерыв сюда приходят тысячи людей, для расплаты введены специальные карточки, на которые заранее кладутся деньги. Этим сильно сокращаются потрясающие очереди за не менее потрясающим выбором блюд! Столовые обычно расположены на нескольких этажах с эскалаторами, сотрудники работают супер-быстро – то есть, вне зависимости от свободного времени, пообедать удаётся всем. Как я уже упоминала, китайцы едят Очень быстро, в отличии от меня, и поэтому все друзья всегда вежливо ждали меня, копушу.

продолжение следует

фото автора