Вопросы к творческому самосознанию 2

Виктор Бармин
Вопросы к творческому самосознанию 2.
Историософские арабески.

                «Что же случилось с нами?
                Что случилось с нами?
                Этот вопрос мне покой не дает.
                Малыш, ты меня волнуешь…»
                В.Р. Цой.
                «Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне?»
                В.Р. Цой.
                «Расскажи мне историю этого мира.
                Удивись количеству прожитых лет.
                Расскажи, каково быть мишенью в тире?
                У меня есть вопрос, на который ты не дашь мне ответ»
                В.Р. Цой.
1.
О последних Событиях в мире.

                «В этом мотиве есть какая-то фальшь,
                Но где найти тех, кто услышат ее?
                Подросший ребенок, воспитанный жизнью
                за шкафом,
                Теперь ты видишь солнце.
                Возьми: это твое…
                Как непрочны стены наших квартир.
                Но кто-то один не подставит за всех плечо.
                Я вижу дом, я беру в руки мел.
                Нет замка, но я владею ключом…
                Я объявляю свой дом безъядерной зоной…»
                В.Р. Цой.
                «Но кто-то должен стать Дверью,
                А кто-то замком, а кто-то Ключом от замка…
                Но кто-то станет стеной,
                А кто-то плечом, под которым дрогнет стена…
                И где бы ты ни был,
                Чтоб ты ни делал, –
                Между землей и Небом – Война…»
                В.Р. Цой.
                «А еще я хотел бы знать, почему
                Так легко променяли вы море на таз?...
                Это дети минут ломают дверь,
                Не заметив, что на ней нет замка…
                Улицы ждут ваших слез,
                Улицы ждут ваших слез…»
                В.Р. Цой.
                «Я не вижу их, я смотрю вокруг.
                Я хотел бы услышать стук их сердец,
                Я хотел бы проверить крепость их рук,
                Что они смогут сделать с первым концом?
                Если стена будет падать, кто подставит ладонь?
                Кто заменит тех, кто смертельно устал?
                У кого хватит сил поддерживать этот огонь?
                Кто сможет встать на место тех, кто упал?
                Кто они? Может быть, он, может быть, ты.
                В ком проснется то, что нужно нам?...
                Я иду с ними, где они? Я готов.
                Как перейти реку, не зная, где брод?

                Те, кто могли бы петь, стоят у станков,
                Не смея порвать свой заклеенный рот.
                Открывать дверь и не спрашивать: «Кто?»
                Лететь, зная – не сможет сесть самолет»
                В.Р. Цой.
                «Эй! Если Ты есть, ответь со Своей высоты,
                Посмотри, что Ты сделал своим подставленьем щеки?
                Ты медлишь с ответом, но нет времени ждать,
                Если я в этом мире гость, то хозяин не Ты…

                Эй! А кто будет петь, если все будут спать?
                Смерть стоит того, чтобы жить,
                А любовь стоит того, чтобы ждать…»
                В.Р. Цой.

Разве не «все под Небом» и разве все люди живы не под единым ли Небом?
Разве не одно ли Солнце для всех людей и разве не одно ли Солнце вос-принимают все таковые разные люди?
Разве не каждому светит Солнце? И разве люди могли бы воспринимать Солнце, если бы они не были подобны Ему?
Кто мне скажет: почему в современном мире творится духовная Война, что поражает Сердце человеческое?
Кто в современном мире сеет пожар и семена ненависти, Лжи и злобы в сердца человеческие и кому это выгодно?
И разве не сказано русскими творцами?:
«И нет истины, где нет любви» А.С. Пушкин.
«Где нет творчества, там нарастает ненависть» С.Л. Франк.
«Где нет любви, там искажены все черты образа Божия»
                Б.П. Вышеславцев.
Эй, «демократы», разве есть в современном мире Демократия и разве вы исповедуете подлинную Демократию, не нужна ли вам только Власть? И для чего вам Власть над людьми?
Эй, российские «демократы», разве в США есть демократия и разве американцы не подобны послушному и безмолвному стаду, которым заткну-ли рты?
Эй, «демократы», разве сегодня возможны в США те события, что происходят в России?
Разве не в том ли суть современной «демократии», чтобы лишь жить одним хлебом и развлечениями и далеко ли современные европейцы ушли от времен римской империи? Не повторяется ли сегодня то, что было прежде?
И что нового может сказать Россия в современном мире? Неужели в России не было и нет Поэта, способного сказать новое Слово в мире?
Эй, творческая молодежь, Вам есть, что сказать современному миру?

2.
О кризисе национального самосознания.
               
                «Я мзду не беру… за Державу обидно…»
                фраза из художественного фильма
                «Белое солнце пустыни».
               
                «Расскажи мне о тех, кто устал
                От безжалостных уличных драм,
                И о Храме из разбитых сердец,
                И о тех, кто идет в этот Храм…
                А мне приснилось: миром правит любовь,
                А мне приснилось: миром правит мечта.
                И над этим прекрасно горит звезда,
                Я проснулся и понял – беда…»
                В.Р. Цой.
                «Гой ты, Русь, моя родная,
                Хаты – в ризах образа…
                Не видать конца и края –
                Только синь сосет глаза…
                Если крикнет рать святая:
                «Кинь ты Русь, живи в раю!»
                Я скажу: «Не надо рая,
                Дайте Родину мою»
                С. Есенин.
Разве могу я сегодня молчать, когда Дом, по имени Россия, в пламени пожара ненависти, что и есть признак отсутствия творческого самосознания в сердце народном? А кому выгоден пожар в своем Доме?
Разве не в том кризис национального самосознания, что сегодня на улицы городов вышли в один ряд под разные знамена: и националисты-нацисты, и «коммунисты», что разъезжают на последних немецких иномарках, и жири-новцы, что выставляют лицо России на посмешище всему миру, и «демокра-ты», что способны продать родную мать, Россию, за мзду? Вам смешно, гос-пода митингующие, а мне грустно, глядя на Вас?
Разве Ф.М. Достоевский и В.М. Шукшин – националисты-нацисты? Разве как Достоевскому, так и Шукшину не чужды ли знамена нацистов?
Разве обвинять Ф.М. Достоевского в национализме, который произнес в 1880-м году «Речь» о Пушкине, не то же самое, что и обвинить Иисуса Христа в национализме во время триумфального въезда в Иерусалим? Зелоты были рады Триумфу Иисуса, но не зелоты ли и первосвященники и предали Иисуса в руки Пилата для распятия?
И разве А. Солженицын не говорил ли еще в 90-х о кризисе национально-го самосознания?
Разве Возрождение творческого национального самосознания не стало бы обличением нацистов с их лозунгами? Разве Русская Идея совпадает с лжеидеями нацистов и «коммунистов», а вместе с ними и жириновцев, и «демократов»?
Кто сегодня способен не только удержать единство общего Дома, как единство российской Нации и российской государственности, но и способст-вовать развитию и Возрождению творческого национального самосознания?
И разве лозунги на улицах наших городов не говорят о вырождении и о крисизе творческого национального самосознания?
Разве сегодня не повторяется история, не повторяются ли События 1917-го и 1990-91 годов и кому выгодны перевороты и революции?
Разве Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и Б.П. Вышеславцев не говорили ли о творческой революции-откровении Духа, что и совершило Евангелие в мире? Разве не о творческом откровении Духа го-ворили лучшие творцы русской мысли, которым были чужды всяческие со-циально-политические революции? Разве Поэтам России, как А.С. Пушкину, С. Есенину, В.С. Высоцкому, В.Р. Цою и И. Талькову, не чужды были социа-но-политические революции?  Поэты России взывают не к той ли Свободе, что возвестило всему миру Евангелие? И не о том ли Герое печаль Поэта, о котором же и говорит Иисус в Евангелии, что должен возвестить Слово миру, как «в Духе и Истине»?
                «Я ждал это время, и вот это время пришло.
                Те, кто молчал, перестали молчать.
                Те, кому нечего ждать, садятся в седло.
                Их не догнать, их уже не догнать.
                А тем, кто ложится спать, –
                Спокойного сна.
                Спокойная ночь…»
                В.Р. Цой.
Разве не смешны националисты, когда пытаются национализировать имя А.С. Пушкина и В.Р. Цоя, которые всегда вне национальностей, всегда в творческой свободе выходят за любые пределы ограниченного и провинци-ального сознания? Поэтов любят одинаково, как таджик, так и француз, ибо у подлинной Любви нет национальности, разве не так? И разве не подлинную ли Любовь возвестил Иисус в Евангелии, что вне всякой национальности?
Какому сердцу сегодня так не хватает живого слова Поэта? Кому сегодня катастрофически так не хватает преображающего слова Поэта?
Разве Поэты России не являются для нас свидетельством феномена подлинной Личности, которые подлинно независимы и свободны от всячес-кого идолопоклонства?
                «Родина моя
                Скорбна и нема…
                Родина моя,
                Ты сошла с ума.
                Родина моя –
                Нищая сума.
                Родина моя,
                Ты сошла с ума»
                И.В. Тальков.

                «Поэты не рождаются случайно,
                Они летят на землю с высоты,
                Их жизнь окружена глубокой тайной,
                Хотя они открыты и просты…»
                И.В. Тальков.

3.
О духовном кризисе в современном мире.

                «Разрушенный мир.
                Разбитые лбы.
                Разломанный надвое хлеб.
                И вот кто-то плачет, а кто-то молчит,
                А кто-то так рад,
                Кто-то так рад…
                Мама, мы все тяжело больны.
                Мама, я знаю, мы все сошли с ума…»
                В.Р. Цой.
                «Соседи приходят: им слышится стук копыт,
                Мешает уснуть, тревожит их сон.
                Те, кому нечего ждать, отправляются в Путь.
                Те, кто спасен.
                Те, кто спасен.
                А тем, кто ложится спать, –
                Спокойного сна.
                Спокойная ночь…»
                В.Р. Цой.
Кто сегодня в народах по всему миру разжигает пожар ненависти? И кому выгодно, чтобы народы расшибали себе лбы о злобу ненависти в отсутствии творческой любви и любящего творчества? Кто в сердца сеет ненависть и злобу, дабы поработить человека и превратить его в раба духовного? Кому выгодно, чтобы человек забыл себя, забыл, что значит быть достойным назы-ваться Личностью?
Не тот ли лукавый немой, о котором говорит Поэт?

              «Я выхожу на порог, я слышу стук копыт.
                Растопите снег, мне нельзя ждать.
                Он убьет меня, он мой враг навек.
                Помогите, помогите мне уйти!
                Мама, я узнал свое утро…»
                В.Р. Цой.
Не о том ли лукавом говорит Виктор Цой, как лукавом, который привел Христа к распятию и искушал Его у креста?
Разве современная «демократия» не основана ли на догмах атеистической европейской науки и разве европейская демократия совпадает с заповедями христианства, что возвещены в Евангелии?
Разве Ф.М. Достоевский не достаточно ли обличил Ложь буржуазного мира и социализма и показал изнанку современного великого Инквизитора?
Разве русская религиозная философия не есть ли камень преткновения для современной европейской «демократии»? И не потому ли европейские «демократы» так бесятся, когда слышат слово «Русская Идея»? Не обличил ли «бесов» Ф.М. Достоевский?
Разве С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и другие мыслители не предвосхитили сквозь время духовное Возрождение России и не уж-то мы подведем видение русских Поэтов?

                «Я мечтаю вернуться с войны,
                На которой родился и рос,
                На руинах нищей страны
                Под дождями из слез.
                Но не предан земле тиран,
                Объявивший войну стране,
                И не видно конца и края
                Этой войне.
                Я пророчить не берусь,
                Но точно знаю, что вернусь,
                Пусть даже через сто веков,
                В страну не дураков, а гениев,
                И, поверженный в бою,
                Я воскресну и спою
                На первом дне рождения страны,
                вернувшейся с войны»  И.В. Тальков.
                «Мне показалось, что я все написал,
                Что волновало меня в этом мире.
                Но внезапно скатилась слеза
                И неожиданно все изменила.
                Слеза – омовенье души,
                Слеза – это путь к раскаянью,
                К просветленью, к спасенью от лжи.
                Слеза – символ призвания.
                Преступления во имя любви
                Бог простит тем,
                Кто искренне верит в потери
                И в то, что для лжи
                В мир любви закрыты все двери.
                Слеза, их спасает слеза»
                И.В. Тальков.
                «Мне осталась одна забава:
                Пальцы в рот и веселый свист.
                Прокатилась дурная слава,
                Что похабник я и скандалист.
                Ах! какая смешная потеря!
                Много в жизни смешных потерь.
                Стыдно мне, что я в Бога верил.
                Горько мне, что не верю теперь.
                Золотые, далекие дали!
                Все сжигает житейская мреть.
                И похабничал я и скандалил
                Для того, чтобы ярче гореть.
                Дар поэта – ласкать и карябать,
                Роковая на нем печать.
                Розу белую с черною жабой
                Я хотел на земле повенчать.
                Пусть не сладились, пусть не сбылись
                Эти помыслы розовых дней.
                Но коль черти в душе гнездились –
                Значит, ангелы жили в ней.
                Вот за это веселие мути,
                Отправляясь с ней в край иной,
                Я хочу при последней минуте
                Попросить тех, кто будет со мной –
                Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
                За неверие в благодать
                Положили меня в русской рубашке
                Под иконами умирать» 
                С. Есенин.
                «Чую радуницу Божью –
                Не напрасно я живу,
                Поклоняюсь придорожью,
                Припадаю на траву…
                Голубиный дух от Бога,
                Словно огненный язык,
                Завладел моей дорогой,
                Заглушил мой слабый крик.
                Льется пламя в бездну зренья,
                В сердце радость детских снов.
                Я поверил от рожденья
                В Богородицын покров»
                С. Есенин.
                «А вокруг – благодать: ни черта не видать.
                А вокруг – красота: не видать ни черта.
                И все кричат: «Ура!»
                И все бегут вперед.
                И над этим всем новый день встает.
                Дом стоит, свет горит,
                Из окна видна даль.
                Так откуда взялась печаль?
                И вроде жив и здоров,
                И вроде жить – не тужить.
                Так откуда взялась печаль?»
                В.Р. Цой.
                «А без музыки и на миру смерть не красна.
                А без музыки не хочется пропадать»
                В.Р. Цой.
               «Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне?
                Нарисуй мне портреты погибших на этом Пути?
                Покажи мне того, кто выжил один из полка?
                Но кто-то должен стать Дверью,
                А кто-то замком, а кто-то ключом от замка…
                Земля… Небо…
                Между землей и Небом – Война»
                В.Р. Цой.
Разве не совершается в современном мире еще более ожесточенно духов-ная война и разве эта Война прекращалась ли когда-либо, как Война за образ Божий в человеке, а поле битвы в этой войне разве не сердца людей?
Разве Н.А. Бердяев и Э. Фромм не достаточно ли обличили современную «демократию», которая, как чума, расползается по всему миру и принцип которой в догме «человек человеку – волк»?
И разве в 90-е мы все не пережили этот волчий принцип стадного инстин-кта – «выжить лишь бы самому, даже пусть весь мир погибнет»? Разве не эту «духовную» прививку прилепляют нам «западные демократы»? Кто хочет жить по-волчьи? И есть ли еще те, кто хочет жить по заповедям Божиим, что значит жить в творческой любви и излучать любящее творчество?
Разве сегодня весь мир не живет по волчьим законам и если случись беда, то выживут ли люди придерживающиеся звериному закону, как каждый сам за себя? Не погибнет ли весь мир, если каждый будет топить каждого?
Разве не в единстве Любви, что возвещено в Евангелии, спасение для всех? Кто скажет мне: кто сможет сказать «миру Лжи» слово «Нет!» так, как сказали Поэты, то есть со властию и в силе Духа?
Кто способен сказать «Нет!», как нет насилию и войне, нет ненависти и озлоблению?
Кто способен созидать, творить Божественную любовь в сердце человеческом, кто сможет и кто хочет?

Сегодня, закрывая глаза, я чувствую тоже, что и чувствовал Поэт:

                «Песня без слов, ночь без сна,
                Все в свое время – зима и весна…
                Каждой собаке – палку и кость,
                И каждому волку – зубы и злость…
                Если есть стадо, есть Пастух.
                Если есть тело, должен быть Дух.
                Если есть шаг, должен быть след.
                И если есть тьма, должен быть Свет.
                Хочешь ли ты изменить этот мир,
                Сможешь ли ты принять, как есть:
                Встать и выйти из ряда вон,
                Сесть на электрический стул или трон?..
                Я чувствую, закрывая глаза, –
                Весь мир идет на меня Войной»
                В.Р. Цой.
                «Кто пойдет по следу одинокому?
                Сильные да смелые
                Головы сложили в поле, в бою.
                Мало кто остался в светлой памяти,
                В трезвом уме да с твердой рукой в строю,
                В строю…
                Где же ты теперь, воля вольная?
                С кем же ты сейчас
                Ласковый рассвет встречаешь? Ответь.
                Хорошо с тобой, да плохо без тебя,
                Голову да плечи терпеливые под плеть,
                Под плеть…
                Солнце мое – взгляни на меня?..»
                В.Р. Цой.
                «Я жду ответа.
                Больше надежд нету.
                Скоро кончится лето… Это…»
                В.Р. Цой.

«Божественный зов есть не закон, а благодать. И она обращена к изна-чальному свободному акту человека… Только божественный зов любви, только благодать Духа Святого может преобразить, сублимировать свободу произвола и свободу творчества… «Я научу вас Истине, и Истина сделает вас свободными». Такая свобода творит жизнь, животворит, и она невозможна без благодати, полученной от Того, кто есть «жизни податель».
Свободное творчество человека всегда есть сотворчество, мы только «со-работники» у Бога и без Его творчества ничего творить не можем. Мы всегда строим и не строить не можем, но лишь при помощи даром данных даров, строим из ценностей, данных Хозяином…
Когда Апостол говорит, что мы «призваны ко свободе», – это значит: «призваны» к творчеству, к делу, к соборному, «общему делу» (Федоров), ко всей полноте исторического творчества, к домостроительству таин Божиих…
Любовь есть свободное изволение, избрание, лицеприятие, а потому если благодать есть внушение любви, то она может обращаться только к свободе…» (Б.П. Вышеславцев, «Вечное в русской философии», с. 190, 1994).

                8.02.2012, г. Барнаул.