Запахи яблок

Анна Малык Маг
       Вспоминая о своей юности, Иван Петрович время от времени вспоминает пограничное училище, которое окончил в 1957 году в Алма-Ата:
       - О, этот город - МЕЧТА! - чистый, зеленый, много частных домов. Вдоль тротуаров - пирамидальные тополя, а ветки яблонь, свисая за ограду, на тротуар, приглашают, зовут - не устоять от соблазна. Так и хочется сорвать или уловить тонкий медовый запах, прикоснувшись к ветке.  Головной Арык с прохладной водой ведет прямо к нашему училищу, в котором я проучился три года, став пограничником. Город Алма-Ата, пожалуй, самый красивый и цветущий в Казахстане. Он славен всемирно известным спортивным комплексом "МЕДЕО" в горах Алатау.  Там проходили тааакие соревнования!  - на весь Советский Союз. А каток - ему нет  равных. И, пожалуй, нигде в мире нет таких яблок, как там: один только плод весит до пятисот граммов и больше. А вкус, аромат, сладость с особенной кислинкой... сочность,кроваво-красный цвет... Апорт - это что-то особенное, удивительное: в каждый свой отпуск я вез их домой, как гостинец, своим племянникам. И чтобы они в дороге не побились, я каждое яблоко заворачивал в бумагу, складывая их прямо в чемодан на свои вещи. Яблоки дома расходились сразу, так как приходили племянники, знакомые и друзья. А вот запахи в чемодане и все содержимое из вещей, особенно гимнастерка,оставляли этот удивительно свежий, неповторимый аромат яблоневого сада.

       - Ванечка, а я пробовала эти яблоки, еще тогда, в раннем послевоенном детстве и запомнила вкус и этот сорт.  Мой двоюродный брат Саша (настоящее ему имя  Исай дали в Православной церкви, и так его называла бабушка), возвращаясь после долгой службы из Порт-Артура, а служил он не менее семи лет... так вот: самолет сделал посадку в Алма-Ате. До следующего рейса оставалось много времени и он решил познакомиться с городом. Его там поразила своей красотой цветущая Площадь Победы, добрые люди и аромат яблок. Вот тогда он привез их. Я тоже, до сих пор помню этот вкус и запах. Тогда мама разрезала всего два яблока на много частей и каждому доставалось по дольке. Нас было много за обеденным столом: одних детей - семеро. Все оценили не только красоту этих плодов, но и насладились сочностью, сладостью, необычным ароматом, - как в унисон своему мужу, произнесла я.
Потом я продолжила:
       - А, знаешь, мне больше всего хотелось смотреть на каждое яблоко в отдельности и не только смотреть, а держать в руке, любоваться, рассматривать его атласную кожицу, так плавно переходящего цвета в разные оттенки. Оно увлекало меня своей формой, необычной красотой... Мне жаль было его есть  -  в нем присутствовало таинственное желание жить, радовать своим волшебным появлением и присутствием, как утреннее солнце.
 
Выбрав самое красивое яблоко, я попросила не трогать его, сказав:
       - Я очень хочу нарисовать это яблоко. Сейчас возьму краски и тут же постараюсь его запечатлеть, как память. И, знаешь, мне дали такую возможность. Это яблоко я рисовала акварелью несколько дней в разных ракурсах, во дворе дома, под лучами осеннего солнца. Одно за другим появлялись яблоки на бархатной подушке, а блики солнца расцвечивали их в разные тона. Потом я сделала перерыв и принесла яблоко в дом. Отлучившись на несколько минут, при возвращении я обнаружила яблоко надкушенным. Кого винить в этом? Только себя.  Надкушенное яблоко вошло в натюрморт, и моя картина так и была названа "Надкушенное яблоко", хотя Саша сказал, что лучше всего назвать бы ее "Искушение" или "Соблазн". Но я оставила свое название. Долго хранила я этот натюрморт.  Со временем он исчез, как исчезли многие мои рисунки. А я ведь мечтала стать художником. - Все это в прошлом.

       Запахи детства!.. Они - навсегда - со мной, как сама жизнь. Хотя для детей войны  не было ничего вкуснее и ароматнее запаха свежего "военного" хлеба, заварного хлеба. ОН  - ЕДИНСТВЕННЫЙ - спасал наши жизни. А яблоко - лишь воспоминание счастливой минуты военного детства.


                2012г. М.А.Г.