О дальних-дальних предках. Часть IX

Ольга Косарева
   





   


                Русские.

  Пришла пора поговорить о нас, о русских. Как башкиры неразрывно связаны с тюркскими предками, так русские неразрывно связаны со славянами, выросли их них как росток из зерна. Зыбкое марево прошлых времен размывает очертания, колеблется, струится, свивается  обманными миражами. Трудно сквозь него разглядеть ясную картинку: где там живут славяне? а где там среди них русские?

  Давай, внучок, откроем карту Евразии, найдем на ней 50-ю широту и сначала уткнем палец в Алтайские горы – «колыбель» тюркских народов. Это – Азия. Потом, по 50-й широте, поползет наш палец на запад – по Великому степному поясу – той широкой дороге, по которой тюркские кочевники век за веком скакали в Европу, оставляя за собой тысячи километров, оседая по пути, создавая новые народы и страны. Доползет наш палец до Украины. Это – Европа. Там Великая степь заканчивается. Но мы с тобой «ползем» дальше и утыкаемся в Карпатские горы – «колыбель» славян.

   Почему люди так любили селиться в горах? Рассудим так: хороши горы тем, что спрятаться в них легко – недоступны они для незнакомцев; места для жилья сама мать-природа приготовила: пещеры да гроты глубокие; пища – бери- не хочу: и зверье, и дичь всякая в лесах, и рыба в быстрых реках; природа – чудо! – тут тебе и леса густые и луга высокогорные. А на 50-ой широте и климат самый мягкий. Людей-то и сейчас все в горы тянет – романтика, красота небывалая, да зов предков душу бередит.

   О тех карпатских людях мы ничего не знаем. Знаем только, что стали они постепенно спускаться с гор на равнину, заселять ее, домишки убогонькие строить, скот разводить, землю пахать. Жили большими семьями, потом объединяться решили: народу-то много расплодилось на благодатной земле, раздоры пошли, для защиты от недругов больно хорошо большим племенем, а не одинокой семьей выступать. Берега рек полноводных древние народы заселили. Первые сведения о тех племенах к нам из IV века до новой эры дошли: греческий философ Аристотель сильно ругался на афинян за то, что они могли целыми днями слушать рассказы путешественников о варварах, живущих на реке Борисфене. Греки тогда много городов по берегам Черного моря понастроили, торговать начали с теми варварами – хлеб у них покупать, мед, шкуры звериные. А греческий историк Геродот сам побывал в тех городах и все, что узнал, добросовестно записал.

    Только ученые свое мнение хотят иметь, до всего своим разумом дойти. Они и в земле копаются, и язык изучают, и в сказках ищут отголоски прошлого. В сказках? А вот берут, к примеру, сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке, превратившемся в козленочка. Стоит козленочек над омутом, плачет горько, зовет сестрицу Аленушку, просит о помощи:

«Костры горят горючие,
Котлы кипят кипучие –
Хотят меня зарезати»

   Это, говорят ученые, отголоски обряда жертвоприношения. На высоких холмах, поближе к богам небесным, расчищали наши предки широкие поляны, устраивали там капища (места для жертвоприношения) с высокими заборами, с длинными домами, чтобы спрятаться от непогоды, с рядами угрюмых идолов, смотревших вдаль слепыми глазами. В углу у забора костер пылал, котел над ним большой исходил паром. Жертву приносили богам кровожадным – резали козла, варили в котле, песни пели, прося богов о благах земных. Горы с такими безлесыми верхушками Лысыми народ называл, а потом заселил их всякой нечистью, что на шабаш слеталась, да у костров бесилась. Во многих местах на тех капищах христиане церкви поставили, чтобы забыло население своих языческих богов, новому Богу поклоняться стало.

   Интересно рассказывают ученые о секретах игр и сказок, да не могут найти ответы на вопросы о названиях народов, о путях их расселения. Откуда появилось название «русские»? Об этом народе греки писали еще в IV- V веках новой эры, говорили, что жил он в среднем течение Днепра (Борисфена по-гречески). У Днепра есть приток Рос – может оттуда название? Но и в стране Пруссии есть местность Порусье, от которого и произошло слово Пруссия – не оттуда ли? А в IX веке пришли править славянами три брата-варяга, что жили на острове Рос-лаген у Балтийского моря из племени рос – может они принесли с собой термин «русские люди»? Вот и гадай теперь, когда  и откуда  появилось название «русские».

     В наши дни появилась еще одна теория, совсем отличная от всех остальных. Мол, те гипербореи, о которых рассказывал Геродот, самые северные жители Европы, из земли которых прилетел в Грецию на колеснице, запряженной лебедями, сам великий Аполлон,  – это и есть русские, легендарные арийцы. Жили они на территории от Кольского полуострова до Новой Земли, потом раскололись: часть осталась на родине, а самая воинственная часть пошла на юг вдоль Уральских гор, поселилась на время в Аркаиме. Археологи, кстати, говорят, что кроме Аркаима на Южном Урале существовал целый ряд городищ, целая «страна городов», но Аркаим отличался от всех и размерами и очень сильными фортификационными (защитными) сооружениями и, похоже, играл роль столицы этой «страны городов». Из Аркаима часть арийцев пошла на восток, заселив Иран (название страны происходит от слова «арии») и Индию, а другая часть пошла на запад, заселив среднее течение Днепра (Борисфена), и от них-то и пошли славянские племена.

   Но мы с тобой обопремся на известный факт: в IX веке новой эры начал править землей новгородской варяг Рюрик и земля та стала называться русской. А когда варяги Аскольд и Дир, плывя с дружиной по Днепру, захватили Киев и стали его властителями, то и их страна назвалась русской, которую мы сейчас называем Киевская Русь, считая ее первым русским государством.   

  А «славяне»? Всю Европу от Балтийского моря до Черного заполонили родственные племена, которых называли то по местам обитания (поляне, древляне, северяне), то по вождям их (от братьев Радима и Вятко, сказывают, пошли радимичи и вятичи, от Крива – кривичи), то по названиям рек (на реке Полота – полочане, на реке Буг – бужане, на реке Морава – моравы). «Славяне»  – от «славы» что ли? Мол, славные, храбрые люди? Собственно «славянами» называли тех, кто севернее расположился, позже в том месте, где жили, на Ильмень-озере, город Новгород выстроили.

  Геродот из V века до новой эры нам первые подробные сведения о тех племенах послал. Так он их всех поголовно скифами называет. Западные скифы-земледельцы – сколоты, восточные скифы-кочевники – номады. Греки, жители солнечного юга, много всяких сказок о народах тех порассказали, дивясь их климату холодному, их одеждам необычайным. Мол, когда холодно, то по воздуху там белые перья летают, и от холода вода в Азовском море так густеет, что по ней ходят, ездят и даже на этой воде сражаются. Одни народы на полгода в спячку впадают (это они имели в виду те местности северные, где полгода день и полгода ночь), с собачьими головами народы есть (они ведь сами-то шапки-ушанки не носили), а некоторые на полгода в волков обращаются (шубы из волчьих шкур для них в новинку были).

    И рассказывает Геродот, что границей между сколотами и номадами служило Царское кладбище. Вот с этой-то легенды о Царском кладбище мы и начнем сказание о славянах.

                ***

   У Таргитая, сына Зевса и дочери Борисфена было три сына: Липоксай, Арпоксай и самый младший сын – Колоксай. Во время их царствования упали на скифскую землю с неба золотые предметы: плуг с ярмом, обоюдоострая секира и чаша. Старший Липоксай подошел, чтобы взять те предметы, но загорелись они жарким пламенем и не дались в руки Липоксаю. Тогда средний брат Арпоксай попытался дотронуться до золота. Вспыхнуло золото, облилось огнем, не далось в руки Арпоксаю. Тогда попытал счастья младший брат Колоксай. Золото не загорелось, лежало себе спокойно. Братья и порешили: пусть хранителем золота небесного станет Колоксай и нарекли его главным правителем. Город большой выстроили, валами, рвами, крепостными стенами его окружили, спрятали там глубоко священное золото. Веками правители берегли то золото пуще глазу. Ежегодные праздники в честь него устраивали с богатыми жертвоприношениями. В день праздника назначали охранника Клада небесного. А чтобы он верно службу нес и не уснул ненароком, давали ему большой участок земли, который он за день объезжал на коне – охранял бдительно и уснуть не мог.

    Ученые перевели с греческого имена трех братьев. Липо-ксай – Горы-царь, значит правил он в горных местах, с которых стекают притоки Днепра. Арпо-ксай – Водных глубин царь, решили, что его царство между реками Тисой и Днестром находилось. Коло-ксай – Солнце-царь и государство его – «Золотое царство». Вспомнили тут – а ведь верно, называли правителей русских «ясным солнышком», «красным солнышком». А еще нашли в излучине Днепра развалины огромного городища длиной три с половиной километра – таких больше нигде не видели, да подивились сложной системе укреплений вокруг него. Вот она – столица Золотого царства, вот оно – Царское кладбище, место, с которого и начиналась история славянских народов.

   Следы славянских племен находят с X века до новой эры. Жили себе сколоты мирно, были трудолюбивы – землю пахали, хлеб грекам продавали, скотину разводили. Только-только достигли к VI- IV векам до н.э. своего расцвета, как набежали с востока сарматы, опустошили земли, поработили людей. Побежали сколоты на север, попрятались в густых лесах, дошли до Балтийского моря. Их многие века венедами называли, а Балтийское море южане прозвали Венедским морем (скандинавские же народы его называли Варяжским). Сарматы  расселились на новых землях, поутихомирили воинственный пыл, даже браков смешанных появилось множество – в общем, слились потихоньку с местным населением. Ну, с могучей Римской империей время от времени «цапались», а так – поуспокоилось все относительно, начало расцветать хозяйство, наплодилось людишек много. Ко второму веку новой эры новый расцвет начался. То время в сказаниях называют «золотым траяновым веком». Римский император Траян и грозным воином был – расширил до предела границы своей империи, и мудро правил: строительством занимался, первый постоянный мост длиной в километр через Дунай построил, да зрелищами пышными людей ублажал. Полюбил его за это народ. Спокойно стал своими делами заниматься. На Черном море разоренные греческие города вновь ожили и зашумели, торговля со славянами возобновилась.

   К тому времени крупные славянские племена заявили о себе: у Черного моря – анты, в среднем течении Днепра – поляне, севернее, в лесах – древляне да северяне, у Балтийского моря – венеды. Множество разных племен появилось. Говорят, что был период, когда самым сильным племенем были дулебы, «покрывшие» своим именем все остальные племена. А уж поляне, древляне, северяне и другие отделились позже. Сказывают, что анты, разоренные кочевниками, ушли на Днепр и создали племя полян. Чувствуешь, какая путаница? Кто от кого образовался, кто куда перебрался? Мы поступим просто: назовем всех, кто говорил на славянском языке славянами, а как они сами себя называли, как их другие называли, да как племена соединялись или разъединялись – пусть специалисты в этом разбираются.

    Ясно одно: кто земледелием занимался, с греками торговал, тот покультурнее жил. Дома большие научились строить, в которых вся семья помещалась. Семьи были большие – до 60 человек, бывало, в тех домах теснилось. Духов домашних – пенатов – почитали. Главный пенат – это очаг домашний. Молодоженам избы впритирку к основному дому выстраивали. Но те дома без очага были, холодные – «клетями» назывались. А на зиму все перебирались в главный дом, где очаг горит, где тепло, где пищу на всех готовят. Как дом строить, так в первую очередь место для очага выбирали, жертву приносили: резали петуха (символ огня и солнца), и его голову в этом месте зарывали. На старое место хлеб-соль носили, чтобы домовой – еще один главный пенат – согласился в новый дом перейти. Да в новый дом кошку для лохматенького домового приносили, приговаривали: «Вот тебе, хозяин, лохматый зверь – на богатый двор». Супружеские пары верность друг другу хранили – это у полян. У древлян, лесных дикарей, браков не признавали – жили с кем хотели, много жен имели, на совместных игрищах себе невест умыкали.

  В IV веке новая беда навалилась – гунны напали на славянские земли, покатились по ней, смерть кругом сея. Анты и венеды подчинились гуннам, дань им платили. А поляне сопротивлялись как могли, отказались в рабство идти.

   Через два века – новая напасть, пострашней гуннов – авары (их еще обрами называли). Авары мужчин убивали, женщин вместо волов в повозки запрягали. Худо совсем стало! Славяне бороться уже научились, недолго терпели ужасных захватчиков. Недолго – это для нас недолго – сто лет всего. В VII веке выгнали их со своих земель.

   И стали возмужавшие славяне, набравшиеся силы и боевого опыта, сами воевать, новые пространства захватывать, добычей богатой тешиться. Представь себе, внучок, такую картину: идут в бой римские легионы – сверкают кольчугами, копьями, щитами, ровными шеренгами выступают, с конницей, закованной в латы, с колесницами боевыми; а против них – голые по пояс славяне, в одних портах (штанах), в руках – дротики да луки с отравленными стрелами. Римляне строго приказы полководца исполняли, а славяне носились себе толпами без главного начальника. Но силой, храбростью, смекалкой, увертливостью те славяне верх брали, разбивали стройные ряды легионеров на голову. Правда потом, вечером, непременно праздник в честь победы устраивали, римляне их в этот момент, бывало, и побеждали.

    А петь и играть на гуслях, дудках, волынках они страсть как любили. В ту пору, когда авары землю славянскую полонили, византийцы писали: «Взяли в плен трех чужеземцев, имевших вместо оружия кифары или гусли. Император спросил, кто они? Мы славяне, ответствовали чужеземцы, а живем на отдаленнейшем конце Западного океана (моря Балтийского). Хан аварский прислал дары к нашим старшинам, требовал войска, чтобы действовать против греков. Старейшины взяли дары, но отправили нас к Хану с извинениями, что не могут за великою отдаленностью дать ему помощи. Мы сами были 15 месяцев в дороге. Хан, не взирая на святость посольского звания, не отпускал нас в отечество. Слыша о богатстве и дружелюбии греков, мы воспользовались случаем уйти во Фракию. С оружием обходиться не умеем и только играем на гуслях. Нет железа в стране нашей: не зная войны и любя музыку, мы ведем жизнь мирную и спокойную. Император дивился тихому нраву сих людей, великому росту и крепости их; угостил послов и доставил им способ возвратиться в отечество». Читаю я рассказ трех послов и улыбаюсь про себя – ох, и хитрые эти венеды! Оружия не знают, железа не имеют! А ведь рядом с морскими  разбойниками живут. И не просто живут, а в обиду себя не дают, коли народ венедский сохранился, никуда не сбежал. Ишь ты – подарки припрятали, назад не отослали, а войска решили не давать. Да сладкоголосых гусляров подослали. Великие ростом, крепкие – ну чем тебе не воины! Видно так сладко пели и искусно играли, что всем головы задурили.

    Славян стали бояться, почище азиатских кочевников. Они были очень высокие, статные, загорелые, силы немеряной, в горы взлетали птицами, болотных трясин угрюмых не боялись ни капельки, в воде могли долго отсиживаться, дыша через тростниковые палочки (ну, чего скрывать – и грязными были невероятно).

     Ох, и погуляли они по Европе! Образовали новые области: Кроацию, Славонию, Сербию, Боснию, Далмацию. Пошли на греков – весь греческий Пелопоннес захватили. Историк Карамзин со вздохом говорит: «Они воспользовались ужасами моровой язвы, которая свирепствовала в Греции, и завоевали древнее отечество Наук и славы». Потом и в Малую Азию вторглись, в Сирии поселились. В тот период двигались народы беспрестанно, гонимые разными захватчиками. Строительство в упадок пришло: зачем большие дома строить, коли вот-вот бежать придется. Жили в полуземлянках, землепашество в упадок пришло. Долго потом, после этих воинственных «игрищ», восстанавливалась славянская культура.

   Предзнаменование одно было, давно было – в первом веке новой эры. Святой апостол Андрей пришел проповедовать имя Спасителя, ходил по разным местам, до Ильмень-озера дошел, со славянами ильменьскими познакомился, назад пошел, дошел до Днепра и на высоких горах, тогда незаселенных, поставил крест. Прошли века… Появились на тех горах, повествует летописец Нестор, братья Кий, Щек и Хорив с сестрой Лыбедью. Поселились они на трех горах, одну прозвали Щековицею, другую – Хоривицею, реку Лыбедью величали, а на третьей горе, где когда-то крест стоял, город выстроили для старшего брата и назвали его именем: Киевым. Стал со временем город Киев столицей государства русского.

                ***

     А хочешь, внучок, я тебе немножко о праздниках наших древних расскажу? Тянется мое сердце к ним, к тем моментам, что освящали тяжкую жизнь радостным сияньем, душа усталая распрямлялась, на волю с песнями, танцами, играми вылетала.
      
  Земля кормила людей. Святой почиталась. И праздники приурочены были к земным делам. На масленицу, с приходом весны, шли на Красную горку, да не просто шли, а с песнями:


А мы Масленицу дожидаем, дожидаем.
Мы в окошечко поглядаем, поглядаем.
Сыр и масло в глаза увидаем, увидаем.
Наша Масленица годовая, годовая.
Она гостенька дорогая, дорогая.
Она пешею к нам не ходит, к нам не ходит.
Всё на команях разъезжает, разъезжает.
Уж ты, Масленица, кривошейка, кривошейка,
Ой, и встретим тебя хорошенько, хорошенько.
Мы блинами гору устилаем, устилаем.
Сверху маслицем поливаем, поливаем.
Как от сыра гора всё крутая, все крутая,
А от масла гора всё ястная, всё ястная.
Ой, ты, Масленица, протянися, протянися!
Ты за дуб, за колоду зацепися, зацепися!


     Наряжались в рубахи да сарафаны расписные, девицы венками, лентами себя украшали. Со всех окрестных сел народ валил на праздник встречи Весны-красны. Из соломы чучело зимы делали и с песнями да смехом сжигали его в  костре пылающем. Поджигали тележное колесо, катили его, толкая кто палками, кто, что поотчаянней, руками – Ярилу-солныщко призывали. Кругом ряженые плясали, озорничали, девушек щипали да пугали, пели, приплясывая:


Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горках катаемся,
Блинами объедаемся.

Эй, Масленица-куросейка,
Покатай нас хорошенько!
-Масленка, Масленка,
Не видала ли Горасенка?

-А Гораска в красной шапке
На вороненькой лошадке,
Плеточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.

Как на Масленой недели
Из печи блины летели,
И сыр, и творог -
Все летело за порог.
Весело было нам!
Достанется и вам!



    Парни, раззадорившись, кулачные бои устраивали. Девицы-красавицы хороводы водили, песнями весну закликали, на парней призывно поглядывали.

     И сейчас мы в масленицу блины-солнышки печем. И Красных горок полно в России осталось. 



   В июне радостный праздник Ивана Купалы. Березы украшали, в косы ветви свивали, хороводы вокруг них водили, песни пели. Девушки венки плели из шестнадцати трав да в воду кидали, гадали: куда пристанет, туда замуж идти:                Ой, на Ивана,
     Ой, на Купала
     Девушки гадали,
     В воду быструю
     Венки кидали.
     – Скажи, водица,
     Красной девице
     Про жизнь молодую,
     С кем век вековать?
     Кого, реченька,
     Любимым называть?
     Долго ли жить,
     По земле ходить?
     Неси, речка, венок
     На другой бережок.

 Раз Купала – то и непременно купались. Травы лекарственные собирали, да целебное зелье тут же варили. Игры в догонялки устраивали. Славили Купалу:

Разыдись темно,
     Разгорись добро,
     Засверкай светло,
     Яри ясное.
     Солнце красное,
     Стани-стань доли,
     Яко род вели.
     Стани-стань доли,
     С неба до земли.
     Зашуми моря светлопенныя,
     Шелести дубы вековечныя,
     Засверкай мечи разудалыя,
     Оротай землю плодородицу,
     Всполыми огню искрозарие,
     Да творите славу преогромную
     Самому Купале Сварожичу!
     Гой!

     Веники вязали на весь год. А ночью костры разводили да прыгали через них, взявшись за руки парами, кто пары не нашел, то и один прыгал – уж больно хотелось удаль показать.
     Эти игры до наших дней дошли – «в горелки», догонялки, но уже не в день Ивана Купала, а просто так, когда весело вместе.
    

    Январский праздник встречи нового года шибко любили. Длился он 12 дней – по числу месяцев. 12 старцев руководили праздником, 12 дней горел священный огонь. Начинали новогодний праздник памятью о прошлом: пели былины старинные.

   Детишкам радость была великая: измазать рожицы, надеть вывернутые мехом наружу  тулупики да бегать веселой оравой по дворам за подарками. Это колядованием называлось. По улице с песнями шли:

  Колядки, колядки
     Собрались ребятки
     По деревне пошли
     Бабку Коляду нашли.
    
     Наша бабка-Коляда
     По дорожке пошла
     Да топорик нашла
    
     А топорик не простой
     А топорик золотой.
    
     Села в снег Коляда
     Да задумалася
     Куда путь держать
     Куда топорик девать
    
     Мы сказали бабке - бабке-Колядке:
     Ты снеси его купцу,
     Емельяну-молодцу.
    
     Свой топорик Коляда
     Купцу продала
     За топорик непростой – гостинцев горой
     Наша бабка Коляда всех ребят созвала
     Все гостинцы раздала
     Спасибо тебе, бабка, бабка-Колядка!

   Подойдут к дому и давай измененными голосами пищать и рычать:

 С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле - копнами,
На столе - пирогами!
С Новым годом,
С новым счастьем, хозяин, хозяюшка!

  Хозяева выходят и бросают в протянутый мешок кто хлебушка, кто кусок пирога, кто сладости всякие. А уж если не «подадут», то услышат громкую озорную песенку:

     Не дашь пирога –
 Мы корову за рога.
 Не дашь кишку –
 Мы свинью за виску.
 Не дашь блинка –
 Мы хозяина в пинка.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло…


      Заканчивали гаданием о будущем. Для этого 12 снопов брали и гадали об урожае. Из 12 колодцев воду брали, чтобы судьбу девичью предсказать. Поэт Жуковский в XIX писал о том, что и в его время, как и много-много веков назад, девушки в Святки гадали:


Раз в крещенский вечерок
 Девушки гадали:
 За ворота башмачок,
 Сняв с ноги, бросали;
 Снег пололи; под окном
 Слушали; кормили
 Счетным курицу зерном,
 Ярый воск топили.


В чашу с чистою водой
 Клали перстень золотой,
 Серьги изумрудны;
 Расстилали белый плат
 И над чашей пели в лад
 Песенки подблюдны.

    «Подблюдные» песни – это песни около блюда с водой и опущенным туда колечком-солнышком.

       Вода, влага, волога – отсюда слово «волхвы»- облакогонители, колдуны. Волхвы жили при специальных домах-святилищах, круглых, с большой дырой в крыше для выхода дыма с жертвенника. Вокруг жертвенника («требища») стояли идолы всякие, четырехлицые – обереги от зла, нападающего и спереди, и сзади, и справа, и слева. Круглое здание – круг, коло, хоро – отсюда родилось слово «хоромы», а потом и сокращенное «храм».

      Праздники проводили между селами, называли «со-бытием». Событиями были и общие собрания под священным дубом: коли война – выбирали воеводу или боярина (от слова «бой»). Решения принимали «всем миром». Это такой тогда «мир» был маленький. Уж когда воевать и торговать с другими народами начали, то мир расширился необозримо. Священными были и березовые рощи (от слова «рощение»). Не могли христианские пастыри (священники) справиться с праздниками и обрядами языческими. Писали: «В самый четверток по пасце («семик») собираются жены и девицы и приносят яко жертвы: пироги и каши и яичницу и, поклонясь березам, учнут песни сатанинские, приплетая (хороводом), пети и длнами (дланями – руками) плескати и всяко бесится». До наших дней эти праздники дожили – такая сила в них притягательная, такая память древняя, могучая. Крестьянский труд – тяжелый труд, а праздники – солнышко ясное из-за тучек улыбнувшееся, будто сам Ярило на землю сошел да на гуслях заиграл. Все вместе на праздниках веселились: и русские, стриженные наголо с чубом на макушке, и славяне с волосами «под горшок», и стар, и млад. Кстати, «крестьянин» – от слова «крест», но не христианский, а древний, языческий, коим помечали хлеб, посуду. Крест обозначал солнце с четырьмя лучами-оберегами на все стороны от зла земного и от зла потустороннего.

    А потусторонний мир охранял огромный ящер, которого изображали и в вышивках, и в скульптурах, и в украшениях нательных. Пишут ученые, что в Европе до XVI века новой эры водились в водах гигантские ящеры, напоминавшие крокодилов. Вот они и попали в сказки, да в пантеон богов подземного и подводного миров. Им и святилища строили, и жертвы приносили: девушек в воду кидали. В той же сказке о сестрице Аленушке и братце Иванушке отвечает Аленушка братцу со дна омута глубокого:

Рада бы я выйти к тебе –
Да горюч камень ко дну тянет,
Желты пески сердце высосали…

                ***

Праздники праздниками, а в жизни славян войны не утихали. Пригласили славяне новгородские в союзе с народами чудь и меря на княжение варягов, чтобы раздоры прекратить, чтобы чужие люди справедливо споры рассудили. Прибыли с дружиной своей три брата-варяга Рюрик, Синеус и Трувор. Старший Рюрик сел князем в Новгороде. Варяги, умелые воины, и купцов в дальних странствиях охраняли, и земли себе «ненароком» захватывали. Поплыли два варяга Аскольд и Дир на поиски счастья по проторенному пути «из варяг в греки»: по реке Волхов, потом на Днепр переправились. Да захватили славный город Киев, что на Днепре стоял, править в той земле начали. Так и появилась Киевская Русь.