кэгэбэшница Глава 1

Гульчатай
Все начинается с неудач

    Лина быстро пробежала глазами списки, поступивших на юридической факультет Иркутского государственного университета. Своей фамилии она там не нашла. Это была вторая попытка. Первый раз она поступала сразу после школы. Провалилась на русском языке.  Русский язык она знала отлично, благодаря своей уважаемой учительнице. Потом она только поняла, что ее просто завалили вопросами, которых в школьной программе не было.  Сейчас, год спустя, она сдала все экзамены, но не прошла по конкурсу. Конкурс, надо сказать, был четыре человека на одно место. И все поговаривали, что надо иметь мешок денег или знать все на отлично. В эти годы поступали, как говорят, лица кавказской национальности. У них не было знаний, но у них были деньги. Эх, советское, застойное время, начало восьмидесятых! Лина отошла от стенда.

 
    “Надо что-то делать...искать работу” - подумала она. Возвращаться домой, на прийск не хотелось. Делать там абсолютно нечего. Север иркутской области, золотые прийски...она любила свой край, но свое будущее она там не видела. Все ее школьные подруги  учились в Иркутске.  Лина подошла к объявлениям и прочитала "Управлению внутренних дел по Иркутской области требуется делопроизводитель". За этот год она закончила училище и имела диплом стенографистки-делопроизводителя. Записала адрес и вышла из здания университета с мыслью, что вернется сюда через год.
Лина доехала до центра города.
   Улица Урицкого. В народе ее называют Бродвеем. По ней не ходит транспорт и только люди снуют туда и обратно. Здесь куча торговых палаток, идет бойкая торговля. Цыгане кучкуются в поисках жертвы для обмана.
- Простите, не подкажете, где  улица Литвинова - спросила у прохожего
- Сразу за Домом быта - ответил мужчина


    Лина прошла через арку и оказалась на нужной улице. Идет, смотрит на вывески...вот книжный магазин, полуподвальное помещение....поликлинника, незвестно чья...просто написано "поликлинника", невысокое крылечко... Увидела впереди вывеску, подошла прочитала "Приемная Управления государственной безопасности КГБ СССР по Иркутской области". В принципе, она ничего не знала об этой структуре. Лина на мгновение задумалсь, потом уверенно взялась за дубовые поручни и с трудом открыла тяжелую дубовую дверь. “Бронированная”, подумала Линка. Небольшой тамбур и еще одна дверь, за стеклом которой она увидела прапорщика, несущего службу на вахте. Уверенности немного поубавилось. Но она зашла.
- Здравствуйте! - улыбнулась Линка прапорщику
- Здравствуйте! По какому вопросу? - мгновенно задал вопрос служивый, оставляя незамеченной улыбку Линки
- По вопросу трудоустройства - ответила чуть волнуясь и уже не улыбаясь
- Вас пригласили на беседу?
- Нет. Я увидела вывеску и зашла узнать. Возможно, требуется машинистка, делопроизводитель или стенографистка...
    Прапорщик удивленно поднял бровь. “Что здесь удивительного”, подумала Линка...зашла всего лишь спросить....
- Нет, нашему управлению никто не требуется - сказал прапорщик, как отрезал ...а прозвучало словно "что вы себе позволяете, выйдете вон"...
Но Лина не сдавалась. Что собственно ей терять.
- Может быть вы спросите в кадрах...может быть я могла бы поговорить с кем-нибудь...
- Девушка - чуть раздражаясь начал прапорщик - вы представляете....- он не успел договорить
- По какому вопросу девушка? - спросил у прапорщика солидный мужчина в гражданском костюме  при галстуке 
Он появился незаметно откуда-то слева, возле лесницы, ведущей на второй этаж.
- По вопросу трудоустройства, товариш майор - отчеканил прапорщик.
    Мужчина с интересом посмотрел на Лину и скомандовал прапорщику:
- Запишите ее данные и проведите в приемную для посетителей.
И уже обращаясь к Лине сказал:
- Посидите немного в приемной, я освобожусь и побеседую с вами.
- Хорошо - Линка чуть не подпрыгнула от радости и посмотрела на прапоршика, говоря взглядом "ну, что съел, служивый"
Прапорщик был явно не доволен, но вида старался не показывать...служба, да и приказ офицера надо выполнять.
- Ваш паспорт, пожалуйста - изо всех сил стараясь быть вежливым, сказал прапорщик
Лина порылась в сумочке и протянула ему паспорт. Служивый записал ее данные, вернул паспорт и проводил по дверей приемной. Приемная для посетителей была светлой огромной комнатой, со столом и стульями, над столом красовался портет Брежнего. На окнах решетки. В стеллаже во всю стену выстроились в ряд книги, посередине вмонтирован телевизор. На столе, как и положенно графин с водой и два стакана. Это для тех, у кого при беседе, спазмы в горле от страха. Линка, глупая дурашка, даже и не предполагала, в какую серьезную силoвую структуру она забрела. Да и не интересовало ее это. Ей нужна работа, она хочет остаться в Иркутске...это она знала четко.
 
    Лина выбрала стул из выстроившихся вдоль стены, подальше от стола. Присела. Чувствовала она себя неловко, словно случайно оказалась в чужой квартире без хозяев.
Дверь открылась и в приемную зашел, как Лина уже узнала, товарищ майор. Прошел к столу, положил какие-то бумаги:
- присаживайтесь к столу, будем знакомиться...
    Лина пересела к столу и стала разглядывать своего собеседника, пока тот заполнял какой-то бланк. Мужчина был лет сорока, на его голове осталось не так много рыжих волос, глаза светлые, голубые, нос орлинный...именно орлинный, тонкий и с опущенным клювом, то есть кончиком...внешне от производил приятное впечатление...возможно, Лине это только казалось, так как общение с прапорщиком было не столь приятным.
- Ну, начнем. Ваша фамилия, имя и отчество
- Адгамова Линара Гарифуловна
- Татарочка?
- Да, татарка.  В паспорте именно так и написано "татарка" грубо и, по мнению Лины, неуважительно. Везде пишут, что в Советском Союзе нет национализма. Это не так. Лина и ее сестры с детства ощутили на себе национализм. Их обзывали татарками и Лина не могла понять, почему это нарицательно, она гордилась своим происхождением. Поэтому приходилось отстаивать свое место под солнцем иногда худенькими, но крепкими кулачками. Дикость, необразованность - она не знала, как это назвать. Говорят, ненависть порождает ненависть. Но, как ни странно, ненависти к великому русскому народу у нее не было.
- Хорошо, - произнес майор и посмотрел на Лину  каким-то странным взглядом. Ну, все, подумала она, приплыли....видимо, национальность моя здесь не подходит...
- Дата и место рождения - продолжил майор
-первое июня тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года..Иркутская область, Бодайбинский район, прийск Артемовский
- О! Родились в День зашиты детей...да еще и на золотых прийсках...Образование
- Средняя школа прийск Балахнинский и техническое училище  г.Оренбурга
- Специальность..
- Делопроизводитель-стенографистка со знанием машинописи
- Отлично...отлично!
    Затем он записал все данные родителей, сестер и их мужей. Спросил, есть ли родственники за границей. На что Лина ответила утвердительно "нет".
- Что вы делаете в Иркутске? Где вы остановились?
- Я поступала на юрфак, но не поступила. Живу у сестры в военном городке.
Он кивнул головой:
- Меня зовут Геннадий Петрович. Когда будет принято решение по вам, мы вам сообщим.Вы  будете по адресу сестры?
- Нет, я хочу слетать домой, повидать отца.


    Именно слетать. Так как из Иркутска до Бодайбо можно только долететь. На маленьком самолетике Ан-24.  Нет ни автомобильной трассы, ни железной дороги. Странно даже. Была же в начале 20 века железная дорога. И, как напоминание об этом, в Бодайбо стоит памятник в виде старого паровоза. Скорее  всего ее убрали по причине безконтрольного вывоза большого количества золота. Проще говоря, воровали золотишко у государства. А самолетом это невозможно. Как-то был случай. Одна учительница со своим мужем золотопромышленником решили вывезти намытое лично золотишко. Вроде намыли лично, но все же из недр земли государственной. А значит, украли.   Из бодайбинского аэропорта их выпустили, а в Иркутске уже встретили сотрудники правоохранительных органов. Загремели с полной конфискацией, да еще и с позором. Все продуманно. Это тебе не ягоды с грибами вывозить.
- Хорошо - сказал Геннадий Петрович - вам позвонят. Всего вам доброго и, надеюсь, до встречи!
- До свидания - сказала в ответ Лина.  Хотела добавить, что она тоже надеется, но не рискнула. Товарищ майор галантно придержал двери, Лина вышла и не оглядываясь направилась к выходу. Онa слышала, что он идет за ней и даже чувствовала его взгляд. Одета она была в обтягивающие черные джинсы, трикотажную рубашечку в черный горошек с коротким рукавом и черной завязочкой на вороте. Недорого, но со вкусом. У нее  были большие карие глаза с длинными, слегка подкрашенными, ресницами. Волосы спадали до плеч темно-русыми пышными волнами.
    Она прошла мимо прапорщика.
- До свидание
-До свидание - буркнул он


    Вышла на улицу, еще раз посмотрела на вывеску....да, серьезная фирма, подумала она и направилась вперед по улице Литвинова. На углу, пересечении улицы Литвинова и Дзержинского она увидела еще одну вывеску "Управление внутренних дел по Иркутской области". “Не дошла чуток”, подумала Лина. И вспомнила слова из песни "другой бы улицей пошел, тебя не встретил не нашел". Она мыслями все еще была в том здании, из которого вышла. И думать о другой работе уже не хотелось. Прошла от перекрестка по улице Дзержинского, увидела "Клуб имени Дзержинского", зашла. На входе вахтер, сразу видно старой закалки, преградил ей путь:
- Вы к кому, гражданочка?
- Ни к кому. Хотела посмотреть
- Извините, вход только по спискам и пропускам
- Извините. Досвидания
   Странно. Какая-то другая жизнь. Пропуски, вахтеры...
Лина решила сразу поехать в аэропорт, чтобы купить билет на ближайший день.


    Ее родители жили раздельно. Мама, не выдержав тирании отца, уехала в Башкирию. Отец остался один. Она очень по ним скучала. И она знала, что отец ждет ее всегда. Она была младшей дочерью в семье. Как считали ее сестры, вредной и избалованной. Линка так не считала. Выстояв очередь в кассу, она купила билет на завтра. Ей не терпелось увидеть отца, рассказать ему обо всем, услышать его мнение и советы.  Для нее это было важно.
Лина доехала до Чистых Ключей. Это небольшой военный городок, всего 7 пятиэтажек, огороженный со всех сторон высоким панельным забором. Зашла домой. Нина, ее средняя сестра, была дома.
- Ну как? Поступила? - с порога задала вопрос
- Нет, не прошла по конкурсу. Завтра улетаю домой, к отцу.
- И что ты там будешь делать? Коров доить?
- Зачем же? Золото искать - пошутила Лина
   С  сестрой  у Линки складывались классические сестринские отношения, как между старшей и младшей. К тому же Нина учительница и любит поучать. А кому в восемнадцать лет нравится слушать нравоучения и  тем более следовать им. Лина уже приготовилась услышать воспитательную речь типа "я же тебе говорила....ты меня не послушала...". Но ничего такого не произошло. Видимо, Нина, расстроилась.
- Да не переживай ты так. Я уже, практически, работу нашла. Даже была на беседе в одной очень серьезной структуре.
- Любопытно. Что же это за структура?
- КГБ...
   Нина всплеснула руками:
- Ты с ума сошла! Ты знаешь насколько это серьезно! Ты еще очень молодая и глупая, ты не сможешь там работать. Это же НКВД... одна ошибка и тебя сошлют....- Нина не нашла нужного слова.
- Успокойся, Нина! Ну, куда меня могут сослать? Дальше Сибири не сошлют, а Сибирь - наш дом родной.
- Нет, ты шутишь...я знаю, ты разыграла меня...ну, скажи, что это шутка..
- Нет это не шутка. Я, действительно, была там. - И Лина подробно рассказала сестре, как она случайно забрела в КГБ и добавила – еще неизвестно, возможно меня не возьмут на работу. Но я уже настроилась и хочу только туда.
- Лина, даже если ты не захочешь, они уже не оставят тебя в покое. Ты хоть это понимаешь своими куринными мозгами? От них лучше держаться подальше и вообще не произносить вслух название этой структуры.
Линка обняла сестру:
- Нина, успокойся, пожалуйста. Все будет хорошо, вот увидишь. А сейчас мне надо собрать вещи, у меня завтра днем рейс до Бодайбо.
- Хорошо. Иди собирайся. Вова придет со службы, еще поговорим. Уверенна, он скажет тебе тоже самое.
    Муж  Нины Владимир служил в пушечном полку, хотя не имел военного образования. После окончания политехнического института был призван в качестве офицера на год и после продолжил службу. Сейчас он уже был капитаном. Его отец и брат также были военными. Династия что-ли. Лина была уверенна, что военную службу надо любить. Иначе, как можно жить практически без выходных ...с постоянными неожиданными вызовами по тревоге ранним утром...
    Лина быстро побрасала вещи в сумку. Да и какие вещи, так пару джинсов и пару футболок. “Завтра буду дома, обниму папку” - мечтательно подумала она...
    Володю Лина так и не увидела. Он вернулся, когда она уже спала и ушел рано утром, когда она еще спала. И это называется жизнь! Так что разговора не получилось. Когда Лина проснулась, Нины тоже не было дома. Она уже была в своей любимой школе. Она реально любила свою работу и детей. Прирожденная учителка! Но записку она все таки оставила "Удачного полета, обними отца за меня. Володя одобрил твой выбор с работой. Целую". “Вот и ладненько, спасибо Вовка, хоть ты меня поддержал”, мысленно произнесла  Линка.