Несколько раз по утрам меня подвозит один очень давний ученик. Он везёт детей в школу и останавливается, если видит меня. Вот и вчера. Я радостно втискиваюсь в машину. Девочки уплотняются. «Спасибо, Вадя», - говорю я ему. Зима всё же. «Так ноги поберечь надо»,- говорит он. «Чего беречь, поздно беречь, болят, но привыкла пешком» Он ещё довольнее становится. Ещё несколько незначительных слов. Он доволен собой, говорит о работе, о том что надоело ездить в район, но надо, дети, там платят хорошо. Высаживает нас у школы. Говорю спасибо. Удивляюсь про себя. Машины меня обгоняют часто, только останавливаются редко. Модно детей в школу возить, хотя и не так далёк путь для мальчишечьих ног.
Почему он останавливается? Вспоминаю. Конечно, не первый ученик. Диктант писал так: первая половина более или менее, вторая — никуда не годно. Ошибок — красно. И тогда я, ещё молодая учительница, догадалась, он быстро утомляется, на обычном уроке он сам себе делает паузу, отключается и всё. А на диктанте всё время в напряжении. Половина диктанта написана. Я говорю ему: «Вадя, ты пропусти одно предложение.» «Зачем?» «Отдохнёшь и будешь писать вместе со всеми». Он удивился. Разрешили, отдохнул. Так мы с ним учились на тройку. Но трудолюбие сохранилось. Отец семейства. Кормилец. Работяга.
То снисхождение, которое я ему делала, вернулось ко мне сейчас. Он замечает, как медленно я иду, и даёт мне поблажку, подвозит меня. А, может быть, я неправильно определила своё отношение к нему и его ко мне? Во мне тогда появлялась, прорастала педагогическая мудрость, а в нём сейчас - человечность, доброта. Может быть так?
7.02.2012